Может, лучше в парикмахеры или электромонтажники?
Для того чтобы быть успешным в жизни, необходимо получить высшее образование, внушают нам с детства. Однако это не совсем справедливо: в России остро ощущается нехватка рабочих рук на производстве. Недаром в Минтруда страны утвердили перечень 50 наиболее востребованных профессий, не требующих "корочки" об окончании университета, в их числе оптик-механик, парикмахер, повар-кондитер, техник-конструктор, электромонтажник, оператор станков с программным управлением, токарь-универсал.
О том, как повысить престиж рабочих профессий, говорили во время II Евразийского гуманитарного форума, который 11 и 12 июля проходил в нашем городе. Организаторами мероприятия являются Министерство образования РФ, Комитет России по делам ЮНЕСКО, Правительство Башкортостана, Министерство образования РБ, Комитет РБ по делам ЮНЕСКО.
Потребность в специалистах среднего звена растёт
Пленарное заседание форума открыл заместитель Премьер-министра Правительства РБ Салават Сагитов. Он отметил, что среднее звено сегодня - это необходимость.
- Мы стремимся к тому, чтобы наши дети получали высшее образование. Но мало кто задумывается, куда пойдут выпускники после окончания вуза, - сказал Салават Сагитов. - А если говорить про среднее звено, то доля ребят, окончивших колледжи и нашедших работу по специальности, гораздо выше, чем среди представителей университетов. С каждым годом уровень компетенции обучающихся в ссузах растет: они получают рабочую профессию и уже завтра могут встать за станки, работать с современнейшим оборудованием.
Он сообщил, что образовательные организации республики сегодня составляют одну из крупнейших региональных систем образования. Башкортостан активно участвует в развитии движения WorldSkills и ведет работу по расширению перечня компетенций, созданию аккредитованных специализированных центров, а также проведению демонстрационных экзаменов и региональных чемпионатов.
- Мы имеем положительный опыт выстраивания современной модели социального партнерства на основе взаимодействия образовательных организаций с предприятиями, - подчеркнул вице-премьер. - В рамках форума мы должны обобщить имеющийся у разных стран опыт подготовки кадров и регулирования рынка труда, выработать конструктивные предложения и решения вопросов, связанных с развитием профессионального образования.
Ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, посол по особым поручениям МИД России Григорий Орджоникидзе отметил, что сегмент среднего профессионального образования сегодня наименее популярен среди молодежи. В процентном соотношении сравнительно небольшое число школьников связывает свое будущее с рабочими специальностями.
Вместе с тем, по его словам, потребность в специалистах среднего звена заметно выросла. Во многих странах приоритетным становится именно развитие среднего профессионального образования, открываются колледжи и техникумы с передовыми практиками, которые могли бы послужить примером для других стран. Он подчеркнул, что в наше время возникает потребность создания сети заведений среднего профессионального образования для развития взаимодействия.
Колледжи должны оставаться доступными
Специалисты Министерства образования и науки России работают над созданием современного облика системы профессионального образования. При этом оно должно оставаться доступным и отвечать требованиям работодателей. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Минобра Сергей Картошкин сообщил, что в данный момент сформирован ряд стратегических документов:
- В них обозначены основные направления развития - стратегия подготовки рабочих кадров и формирование прикладной квалификации, комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, а также поручения Президента Российской Федерации Владимира Путина, определяющие вехи развития профобразования. Хочу отметить, что ни один уровень образования не получал такого внимания со стороны главы государства, как профессиональное.
Сергей Картошкин констатировал - количество поступающих в колледжи и техникумы ежегодно увеличивается примерно на 10 тысяч человек, растет и средний балл аттестата. Большинство ребят, более 70 процентов, поступают в средние специальные заведения после девятого класса.
- За последние три года нам удалось переломить ситуацию, когда основная масса выпускников была ориентирована на высшую школу. Сегодня мы отмечаем: 51 процент школьников предпочитают после девятого класса колледжи и техникумы. При этом в целом по стране обеспечивается доступность - 50 бюджетных мест на 100 выпускников, - подчеркнул Сергей Картошкин.
Он также сообщил, что в сфере образования реализуется пять приоритетных проектов Российской Федерации, один из которых - "Рабочие кадры для передовых технологий", ориентированный на создание конкурентоспособной системы среднего профессионального образования.
- Особое внимание уделяется освоению иностранного языка. Мы понимаем, что выпускникам важно свободно владеть технической документацией. Более того, те, кто учит, должны сами проходить временную стажировку на предприятиях, - подчеркнул Сергей Картошкин.
По его словам, Росстат сообщает о планируемом к 2020 году увеличении на 11,9 процента количества ребят в возрасте 15-16 лет. А значит, следует обратить внимание на увеличение количества бюджетных мест и планирование контрольных цифр приема.
"Абилимпикс", вперёд!
Система среднего специального образования несет и социальную нагрузку - 24 процента учащихся получают социальную стипендию. Студентами колледжей и техникумов становятся в том числе люди с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим уделяется повышенное внимание развитию инклюзивного образования.
- Речь идет не только о создании удобной среды для инвалидов, но и доступности профессиональных программ, - отметил Сергей Картошкин. - Необходимо также показать новые направления деятельности, профессиональные компетенции, которые могли бы освоить люди с различными нозологиями.
На сегодня в каждом субъекте создаются базовые профессиональные образовательные организации, занимающиеся методической и организационной поддержкой развития инклюзивного профессионального образования. Они же являются организаторами региональных конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью "Абилимпикс".
- Проведение подобных чемпионатов является уникальной формой профориентации, - подчеркнул Сергей Картошкин. - Мы считаем, что все выпускники, прошедшие через конкурс, должны в течение года быть трудоустроены, так как они - люди с социально активной жизненной позицией.
В нынешнем году состоится 65 региональных чемпионатов "Абилимпикс", в которых примут участие люди с ограниченными возможностями здоровья. Они не только обучаются в системе профобразования, но и работают на различных предприятиях.
"Золото" по ювелирному делу
Движение World Skills привлекло внимание к рабочим профессиям и способствовало повышению качества подготовки наших специалистов. Буквально недавно в Австралии закончились состязания Global Skills Challenge 2017, откуда российская сборная привезла четыре медали: золотую по ювелирному делу, три серебряные - по парикмахерскому искусству, технологиям моды и ресторанному сервису.
- Еще четыре года назад о подобном результате мы даже мечтать не могли. Это свидетельствует прежде всего о том, что внимание, уделяемое Президентом России Владимиром Путиным системе среднего профессионального образования, заставляет субъекты страны оказывать этому направлению особое внимание, повышать квалификацию педагогов, вкладываться и модернизировать производственную базу, привлекать преподавателей к этой деятельности. Буквально на днях Госдума приняла в третьем чтении поправку в Налоговый кодекс, позволяющую работодателям относить к расходам средства, потраченные на сетевое взаимодействие. А это еще повысит их включенность в подготовку кадров. Ведь, как известно, без помощи предприятий сложно вырастить настоящего профессионала, - сказал Сергей Картошкин.
Отметим, что в 2019 году в Казани состоится 45-й мировой чемпионат рабочих специальностей по стандартам WorldSkills. И перед нашей страной стоит задача достойно выступить на состязаниях, вырасти в профессиональном плане.
Что касается успехов сборной Башкортостана на российском этапе состязаний, то наши ребята привезли девять медалей: два "золота", три "серебра" и четыре "бронзы".
- В настоящее время у нас сформировано шесть образовательных кластеров. Один из них - энергетический с участием Уфимского государственного нефтяного технического университета, Уфимского топливно-энергетического колледжа, Нефтекамского нефтяного колледжа, лицея №83 города Уфы. Такая система взаимодействия имеет свои результаты на уровне национального чемпионата WorldSkills, три участника этого кластера привезли нам медали, - отметила министр образования республики Гульназ Шафикова.
Ирина НУРИМАНШИНА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
14-07-2017 (0) Просмотров: 1 142 Номер: 56(13132) Версия для печати