Новое время
Оснований для сдачи наших позиций на Украине нет
Последние события на юго-востоке Украины вызывают тревогу во всем мире. Кризис в этой стране грозит вылиться в серьезное вооруженное противостояние между нелегитимной киевской властью и пророссийски настроенными жителями Донецкой, Харьковской и Луганской областей. Насколько велика опасность гражданской войны, какую позицию в случае развязывания таковой должна занять Россия и насколько применим к юго-востоку Украины “крымский сценарий”? На эти вопросы мы попросили ответить уфимского политолога, доцента кафедры политологии, философии и социологии БАГСУ Владимира Савичева.
- Предпосылки для перехода политического противостояния в гражданскую войну на Украине начали закладываться еще в конце 2013 года. Все это время Украина балансирует на грани перехода политического процесса в стадию вооруженного противоборства. Главное, что удерживает от этого, - территориальная удаленность различных культурных полюсов страны и малая численность людей, ориентированных на войну. Основная часть украинского общества драки не хочет. Не хотят вооруженного противостояния и соседние с Украиной страны.
Сегодня можно констатировать, что существовавшая на протяжении последней четверти века комбинация политических сил находится в глубоком кризисе. Причем политический кризис отразился на кризисе экономическом. Население страны стремительно нищает, растет недовольство коррумпированностью властных структур. Все это стало отличной питательной средой для почувствовавших свою силу экстремистов, которые предложили вообще уничтожить прежнюю политическую систему. Сегодня радикалы стараются заручиться поддержкой внешних сил. В этой ситуации только наличие сильных внешних игроков может удержать лидеров экстремистов, прежде всего партии “Свобода” и группировки “Правый сектор”, от повсеместного перехода к активным боевым действиям.
Российская Федерация готова стать гарантом деэскалации насилия, на словах об этом говорят и политики США. Но здесь очень весомы различия в коренных интересах политических групп, на которые опираются эти ключевые игроки в политическом пространстве Украины.
Главной силой проамериканской революции в Киеве стали как раз “Правый сектор” и “Свобода”. Их социальная опора - небогатые селяне и мелкие собственники Западной и Центральной Украины, а также радикальная националистическая украинская интеллигенция. В их политическом багаже очень простые представления о происходящем - надо силой заставить жить остальных так, как это себе представляют активисты “Правого сектора”. Они уверены, что вся дипломатия, политические компромиссы - это лишь обман. Они не хотят договариваться, они будут заставлять. И идти вперед до тех пор, пока не упрутся в некую мощную силу, которую не способны будут преодолеть.
Пророссийская часть ориентируется на людей, входящих в культурную орбиту русского пространства и связанных с промышленностью восточной части Украины. Они понимают, что война - это удар по их привычному и отлаженному миру. Однако при нынешних условиях непротивление насильственной украинизации - тоже удар по жизненным установкам. Поэтому пророссийски настроенные граждане юго-востока сейчас на распутье. Многие готовы поддержать мирный развод с националистической частью страны, но не готовы в массовом порядке брать в руки оружие. Это их заставляет делать только агрессия правых сил Украины.
Если киевские политики, прежде всего спонсоры “Батькивщины”, “УДАРа” и Партии регионов, поймут, что боевики “Свободы” и “Правого сектора” угрожают смести всю прежнюю политическую конструкцию и не смогут найти мирный выход из кризиса, то гражданская война на Украине (а это уже будет не государство, а территория боев) неизбежна. Если же основные силы действующей Рады смогут договориться с радикалами и выработают общую платформу для общенационального диалога, то федералисты юго-востока откажутся от вооруженного противостояния. Пока в Киеве власть слаба, не способна понимать реальные тенденции политического развития страны, зависима от радикальных вооруженных сотен, эскалация гражданской войны будет продолжаться.
Оценивая персональный состав нынешнего руководства украинского государства, можно с высокой долей вероятности прогнозировать, что ситуацию они не удержат и гражданская война неизбежна. Кто может предотвратить такой исход? Только политическая сила (а не один персонаж) или коалиция, вызывающая доверие одновременно у США, России, Евросоюза и опирающаяся хотя бы на 50 процентов украинского общества.
Можно ли избежать гражданской войны за счет капитуляции пророссийских сил? Нет. Этот вариант для Москвы и для значительной части населения юго-востока полностью неприемлем. Поэтому эти силы будут сражаться, даже если на Россию наложат более весомые санкции, а на юго-востоке начнутся полномасштабные бои. Это рубеж, сдав который, русский мир будет не только ликвидирован в Украине, но и в самой России серьезно утратит позиции. Для США Украина не является эпицентром политики, а правые радикалы на Украине не являются большинством. Поэтому оснований для сдачи пророссийских позиций нет.
Подготовил Сергей ШУШПАНОВ.
24-04-2014 (0) Просмотров: 1 635 Номер: 78(12476) Версия для печати