Впервые
Эти садовники улыбаются цветам по-особому
Занятие по садоводству, на которое недавно пригласили журналистов “Вечерки”, казалось обычным лишь на первый взгляд. Что особенного - ребята сажали цинии. Делов-то.
Но стоило нам повнимательнее вглядеться в подростков, набирающих в специальные стаканчики землю, сосредоточенно углубляющих семена, как стало ясно, отчего так довольна действиями своих подопечных Любовь Нестерович (на левом снимке), педагог эколого-биологического центра “ЛидерЭко” Орджоникидзевского района Уфы. Группа сформирована из 12-14-летних учащихся коррекционной школы-интерната № 59. У большинства - синдром Дауна, несколько человек имеют задержки психического развития.
- На медико-педагогической комиссии моей дочери сказали, что после окончания школы она сможет заниматься картонированием. То есть склеивать коробочки. А я уверена, что Карина способна на большее! За рубежом люди с синдромом Дауна работают в сфере обслуживания, например, помощниками поваров или официантов, нянями в детских садах, они хорошо справляются с технической работой в офисах. В России таких примеров единицы. Глеб Дьяченко - внук Бориса Ельцина - тоже солнечный мальчик. В прошлом году он взял “золото” на чемпионате Европы по плаванию среди людей с нарушениями интеллекта, а сейчас он помощник тренера. Чем наши уфимские ребята хуже? - говорит мама Карины, Луиза Арсланова, ставшая одним из инициаторов проекта “Солнечный садовник”.
Суть этой программы, написанной сотрудниками естественно-географического факультета Башкирского государственного педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы и реализуемой “ЛидерЭко”, проста: обучить солнечных подростков профессиональным навыкам в области садоводства. То есть фактически дать им в руки реальную профессию.
А что, по большому счету, ждет молодых людей с синдромом Дауна? Прозябание в четырех стенах? Существование на пенсию по инвалидности? Полная зависимость от родителей? А дальше? С солнечными малышами, действительно, занимаются много - инклюзия в образовании, хотя и пробуксовывая, все же развивается. Действуют центры, где с особой малышней возятся врачи, педагоги, психологи, логопеды... Но достигшие совершеннолетия оказываются в тупиковой ситуации.
- Планы, честно признаться, мы строили наполеоновские. Так хотелось дать ребятам путевку в жизнь! Адаптировали под солнечных учащихся наши программы ландшафтного дизайна и в ноябре приступили к занятиям. И представляете, они не подвели. Вполне справляются с задачами. Не сразу, потихоньку, но осваивают материал. В неделю проводится два урока: практическое занятие и теория. Конечно, нужно время. Курс “Солнечного садовника” рассчитан на 3 года, включая летнюю производственную практику, - объясняет Наталья Суханова, декан естественно-географического БГПУ.
Наталья Викторовна обращает внимание на такой аспект - работа с живыми растениями раскрепощает, поэтому занятия садоводством несут в себе и психологическую подоплеку. К тому же комплексное занятие включает реабилитационную составляющую. Это заметный вклад в социализацию подростков.
Если все сложится хорошо, то через 3 года ребята, прошедшие весь курс и выдержавшие тестирование, получат свидетельство, которое даст им право работать озеленителями. Например, в Горзеленхозе.
Существуют ли сложности, связанные с проектом? По словам Оксаны Кудринской, директора ЭБЦ “ЛидерЭко”, только организационные. Год занятий для группы из двенадцати детей обходится в смешную по нынешним временам сумму - 60 тысяч рублей. Найти бы спонсора. Очень нужно вывести воспитанников за город на летнюю практику. Рассматривается вопрос с лагерем труда и отдыха “Росинка”. Намного интереснее и полезнее было бы организовать выезд в социально-образовательный центр “Салихово”, что в Чишминском районе.
В этом центре получилось бы, так сказать, убить сразу несколько зайцев, рисует перспективу Наталья Суханова. Во-первых, там отличная база, и практикантам будет комфортно. Во-вторых, разбит сад, где новоявленные садовники смогут отработать полученные навыки. В-третьих, жаль упустить возможность усилить программу курсом иппотерапии (“Вечерка” писала о конном оздоровительном лагере, в котором прошлым летом отдыхали наши солнечные друзья). Наконец, отличными помощниками в проекте могли бы стать студенты БГПУ, которые проходят обучение по программе “коррекционная подготовка”.
Ну а пока могучая кучка взрослых убеждала корреспондентов в значимости затеянного дела, хотя актуальность проекта, заметим, уникального для республики (да и в стране аналогичных раз-два и обчелся), стала ясна в первые же минуты нашей встречи, - юные цветоводы закончили свою работу над бумажными моделями циний и вложили бутоны в пухлые папки, добавив их в компанию к перчикам, ромашкам, бархатцам, чьи ростки уже красуются на подоконниках. И победно засияли своей “фирменной” улыбкой.
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
18-04-2017 (0) Просмотров: 933 Номер: 31(13107) Версия для печати