Доступная среда
“Золото” особых детей,
или Непростой путь к медалям
Принято считать, что каждый человек является хозяином своей судьбы. Учись, трудись, старайся, и добьешься своей цели. Но подчас даже самому сильному человеку нужно, чтобы кто-то подставил плечо и помог сделать первый шаг навстречу будущему. Если речь идет о ребенке с инвалидностью, это первый шаг в прямом смысле слова.
Главные люди, которые делают все, чтобы особый ребенок почувствовал себя любимым и счастливым, - его родители. Им тяжело и морально, и физически, и материально. Государство помогает таким семьям. Существует, например, государственная программа “Доступная среда”, которая призвана создать условия, позволяющие людям с ограниченными возможностями здоровья общаться, учиться, работать - словом, чувствовать себя востребованными.
“Республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия” - такая табличка висит над входом в небольшое двухэтажное здание. Название звучит, на первый взгляд, сухо и строго, но на самом деле РПМПК - это коллектив профессионалов, призванных помочь детям с ограниченными возможностями здоровья состояться в жизни. Родителям ребенка с серьезной патологией в одиночку вряд ли справиться с множеством проблем, связанных с его физическим, психологическим и интеллектуальным развитием. Им бы как можно раньше постучаться в эту дверь! В РПМПК работают детские психологи, сурдопедагоги, логопеды, тифлопедагоги, олигофренопедагоги. Каждому ребенку они помогают выбрать свой образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут - это поэтапная программа, включающая специальные методы и приемы обучения, и ее выполнение позволит особому ребенку наиболее полно реализовать способности и почувствовать себя востребованным членом общества, а значит, и просто счастливым человеком. Что, пожалуй, самое важное.
...На выпускном вечере в уфимской школе №7 громче всех аплодировали Андрею Круглику (на нижнем снимке). А как же иначе: золотая медаль у парня! Инвалидность (у юноши ДЦП средней степени тяжести и речевые нарушения) не помешала ему учиться в обычной школе наравне со здоровыми ребятами. Много лет назад его путь к успеху начался с посещения РПМПК, где в слабеньком малыше с непростым диагнозом разглядели недюжинный потенциал, вселили уверенность в родителей. Очень важно показать взрослым перспективу в развитии ребенка. Сначала Андрея направили в специальный детский сад №10 (ныне №225), где с ним занимались специалисты по реабилитации детей с ДЦП. А потом мальчика приняли в среднюю школу №7 Уфы. В старшем звене Круглик попал в класс с углубленным изучением физики и химии. Чтобы Андрею и другим особым ученикам было удобно, школа приобрела специальные парты. В отношении учебы никаких поблажек ему и не нужно было. Он готов был вгрызаться в гранит науки.
- У сына настоящий мужской характер, - с гордостью говорит Лариса Фаиловна Круглик, - он немногословный, но очень надежный и целеустремленный. А к проблемам здоровья мы стараемся относиться с юмором.
От костылей они отказались сразу. И Андрей, несмотря на сложности с ногами, передвигается самостоятельно. Да он почти все делает самостоятельно. Даже к экзаменам готовился без репетиторов и сдал ЕГЭ по информатике, математике и русскому языку в общей сумме на 230 баллов, что позволило поступить на специальность “программная инженерия” одного из престижных факультетов УГАТУ. Вместе с Андреем успешно окончили СОШ № 7 его одноклассники Алексей Пышкин и Кристина Шинкаренко, также имеющие серьезные проблемы со здоровьем. И они стали студентами.
- В этой школе много лет наряду с обычными детьми обучаются инвалиды. Здесь есть специальное оборудование, которое помогает им чувствовать себя комфортно, царит доброжелательная атмосфера, ученики и учителя тепло относятся друг к другу, - отзывается об образовательном учреждении начальник методического отдела РПМПК, логопед Светлана Владимировна Ведерникова.
Школы, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются вместе с обычными детьми, называются инклюзивными. Совместное обучение и проведение свободного времени, по моему мнению, одинаково полезно и для тех, и для других. Первым они придают уверенности в себе, а вторых учат с пониманием и любовью относиться к людям, в чем-то не похожим на них.
Благодаря программе “Доступная среда”, действующей с 2011 года, из бюджета выделяются средства для создания комфортных условий для обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах. При Министерстве образования Республики Башкортостан создана рабочая группа по реализации программы. Более 700 педагогов прошли дистанционные курсы по данной теме. Пилотными площадками для реализации “Доступной среды” в Уфе стали средние общеобразовательные школы №№ 7, 87 и коррекционная школа № 63. В частности, в СОШ №87 обучаются дети с расстройствами аутистического спектра, с ними работают специально подготовленные учителя и психологи.
В нынешнем году инклюзивной стала также общеобразовательная школа №95 Уфы. Здесь взяли под крыло 9 первоклашек с инвалидностью. Каждый из них имеет свои особенности и проблемы, а обучение идет по общеобразовательной программе.
- Нужен индивидуальный подход к каждому школьнику, - делится своими педагогическими секретами учительница 1Б класса Галина Александровна Жоссан. - Я стараюсь учитывать желания ученика. То есть рассказываю о том, что ребенку интересно в данный момент.
Галине Александровне редко удается посидеть за учительским столом. “Я, как бабочка, кружу вокруг ребят, порхаю между партами”, - шутит педагог. Вместе с учителем в классе ежедневно находится логопед.
...Программа “Доступная среда” кардинально изменила жизнь Вики Галеевой, имеющей тяжелую форму ДЦП. Она наконец-то в свои одиннадцать лет пошла в первый класс. Вернее, не пошла, а въехала на коляске, да и то с помощью взрослых: руки у девочки пока слабенькие. Для нее поступление в школу - значительнейшее событие в жизни. Из-за болезни Вика не посещала детский сад, была лишена общения с ровесниками. У девочки огромные лучистые глаза и замечательная улыбка, которую она дарит каждому, кто подходит к ней. Она так долго была лишена этого удовольствия.
В обед к ней приходит бабушка, с ложечки кормит ее салатом, супом и вторым из школьной столовой. Вика - очень пунктуальная и организованная девочка, она очень не любит опаздывать в школу и сама просыпается по утрам. Рузия Магдановна Павлова, бабушка Вики, считает, что посещение школы очень благотворно. Приобретены новые навыки, внучка стала рисовать кисточками, осваивать счет. Взрослые, окружающие Вику Галееву, не собираются сдаваться, они поставили цель - сделать все возможное для реабилитации и социализации ребенка. Скоро девочка пройдет курс лечения в Челябинске, а потом вернется в ставшую родной школу и, наверное, к концу первого класса научится читать. И ее жизнь наполнится новыми впечатлениями.
...Вадим Боровик с рождения был лишен возможности слышать звуки окружающего нас мира. С трехлетнего возраста помнит его сурдопедагог и психолог РПМПК, а в недавнем прошлом сурдопедагог специальной школы для слабослышащих Раиля Абдулловна Мурсалимова. Она вместе с другими специалистами РПМПК помогала Вадиму адаптироваться и жить полноценной жизнью. Мальчик обучался в коррекционной школе, занимался спортом и стал прославленным пловцом-паралимпийцем. На его счету большое количество медалей, полученных в соревнованиях самого высокого уровня. Например, не так давно он завоевал два “золота” в эстафете 4 на 100 метров в соревновании инвалидов по слуху в городе Ротчестер (США).
Между людьми протянуты невидимые нити, которые соединяют нас в единое целое. Здоровые или больные - мы все являемся частью огромного человеческого сообщества и зависим друг от друга. Крайне важно дать детям с инвалидностью возможность свободно общаться, искать свое место в жизни. Только счастливый человек способен сделать счастливыми других.
Светлана ВОЙТЮК.
15-12-2015 (0) Просмотров: 1 619 Номер: 241(12889) Версия для печати