Васька
Можно ли считать человека добрым, духовно богатым, если он плохо относится к братьям меньшим?
К сожалению, в этом отношении Грузия, где я живу, испытывает значительный дефицит доброты. И свидетельство тому - изнывающие в наших городах от жары и жажды, обреченные на гибель собаки и кошки. Существуют и другие печальные факты проявления равнодушия как со стороны правительственных структур, так и общества. Если бы не добрые люди, которые опекают животных, положение было бы еще более удручающим.
К сожалению, реальность такова, что проявление в отношении беспризорных животных заботы, когда их жалеют, лечат, кормят, нередко становится предметом насмешек и даже раздражения. Я считаю это глупостью и большим грехом. Думаю, что подобная реакция людей свидетельствует о дефиците нравственности и образования.
Люди издавна по-доброму относились к животным, об этом сложены легенды, до нас дошло немало исторических фактов. Их можно найти в житиях святых, в рассказах о пророках. Например, многие читали о святом преподобном Серафиме Саровском, который жил в лесу и дружил с его обитателями, к нему приходили волки, зайцы и даже медведи, он кормил их из своего лукошка хлебом. Известны случаи, когда буддистские монахи дружили с тиграми и волками. Однажды змея спасла от смерти военнослужащего в Афганистане, который до этого не раз подкармливал молоком её детёнышей.
Хорошо известна история о том, как Пророк Мухаммед позаботился о животном. Однажды, когда он собирался совершить намаз, увидел, что на краешке халата свернулся клубочком котенок. Пророк не стал будить котенка, а просто отрезал край халата, на котором тот спал. А потом постелил его на землю и приступил к молитве.
Набожные люди знали, что животные, домашние или дикие, какими бы они ни были опасными хищниками, отвечают на добро добром. Они способны слушать человека и понимать его. Они думают и переживают, как мы, а в дружбе остаются более верными, чем люди.
“Из норы сердечным словом можно вызвать и змею”, - сказал великий Шота Руставели. Конечно, человек - это “царь зверей”. Именно поэтому мыслящий человек должен проявлять великодушие к братьям нашим меньшим.
Часто можно слышать, что животные, в частности, собаки и кошки, ведут себя, подчиняясь одному лишь инстинкту, они не способны думать. Считаю это мнение заблуждением и хочу рассказать о своем питомце Василии.
Это обычный кот, и наша дружба не сводится к примитивным отношениям, когда он выпрашивает пищу, а я его кормлю или выпускаю гулять. Мы с ним беседуем, рассуждаем, делимся мыслями, хотя, к сожалению, он может ответить мне лишь своими действиями. В таких случаях я ему с особым сожалением говорю: “Эх, Васька, где справедливость, у некоторых есть язык, а у тебя нет!”
Васька - выходец из России, его отца, Котэ, привёз наш сосед. Котэ в нашем дворе все знали. Это был крупный кот крепкого телосложения с рыцарскими повадками. Когда хозяин продал жильё и переехал в другое место, Котэ предпочёл остаться в старом дворе. Бездомного кота приютила наша семья, мы с ним подружились. Он был очень хорошо воспитан. В 2006 году Котэ, будучи в преклонном возрасте, внезапно исчез. А в мае во дворе появились три котенка. Мы были уверены, что они были потомками нашего любимца. Двоих - рыжего и чёрного - отдали в хорошие руки, а третьего, Ваську, оставили себе. Предполагаю, что они родились еще 15 мая 2006 года.
В нашей семье нередко собираются соседки-домохозяйки на чашечку кофе. Васька стал предметом их обсуждения, потому что он совершенно не похож на своего прославленного предка. Причину его “безнравственных” поступков я объяснил возможной случайной связью Котэ с кошкой низкого сословия, а Васька, естественно, генетически унаследовал некоторые неприемлемые черты характера. После этого поведение кота обсуждать перестали.
А я обнаружил в своем коте особый дар - слушать и понимать. Когда мы оставались с ним дома наедине, я часто говорил на философские темы, и кот был единственным слушателем.
Вспомнился один вечер. Едва Васька переступил порог дома, возвратившись с прогулки, как гром оглушил всю округу, и двор за несколько минут залил проливной дождь. Казалось, что небо обрушится на землю. А Васька подошёл к двери и потребовал, чтобы его выпустили. Я счел это прихотью и не открыл дверь. Но кот всё мяукал и требовал, чтобы его выпустили. Мне не хотелось отпускать его в такую погоду, и я сел на корточки, посмотрел в глаза и сказал: “Васька, говорят, что при такой плохой погоде хозяин даже собаку из дома не выгонит. Если тебя увидят на улице соседи, что они скажут? А то, что во дворе ливень, гром и молния, в такую погоду и собаку нельзя выгнать, а семья Нияза Болквадзе выгнала кота, которого вырастила как собственного ребёнка. Прошу тебя, не ставь нас в смешное положение, оставайся”. Весь этот разговор Васька спокойно выслушал и после некоторого раздумья повернулся, забрался на диван и до утра спокойно спал.
За долгие годы совместного с Васькой проживания я понял, что он действительно понимает, если с ним разговариваешь. Когда в конкретной ситуации требуется моё вмешательство в жизнь Васьки, он внимательно слушает советы и принимает их. Я думаю, если правильно и терпеливо обучать зверя, то можно приручить даже людоеда. Так что, исходя из вышесказанного - лучше быть добрым и великодушным к другим, в том числе к животным, чем грубым и равнодушным, особенно когда слабый нуждается в нашей поддержке. Такое человеческое, великодушное отношение в этом грешном мире даёт нам силу и вдохновение, и, конечно, это угодно Богу.
Нияз БОЛКВАДЗЕ.
Короткой строкой
В моей библиотеке хранится книга “Грузинское застолье. Искусство тамады” с дарственной надписью автора - Нияза Болквадзе. Он закончил Батумский филиал Тбилисской политической академии по специальности “политология”, а потом учился в аспирантуре Башкирского государственного университета, выбрав в качестве направления социальную философию.
С 1999 по 2005 год Нияз Мемедович руководил Центром грузинской национальной культуры имени Шота Руставели в Республике Башкортостан и возглавлял грузинскую диаспору. Думаю, многие о нем вспоминают с теплотой. Мы часто встречались, интересно беседовали, и в результате этого общения в газете публиковались статьи, эссе, интервью, а также репортажи с тех мероприятий, которые проводил Центр грузинской культуры.
После того как Нияз Мемедович уехал на родину, я о нем ничего не слышала. И вот недавно в редакцию пришел его хороший знакомый, Гурам Поликарпович Тевдорадзе. Он рассказал, что Нияз Болквадзе в 2008 году стал членом Союза писателей Грузии, он автор 8 книг, более 50 научных трудов и более 500 публицистических статей в грузинских и зарубежных изданиях. Готовятся к изданию еще 4 его книги. Гурам Поликарпович принес рассказ своего товарища, который сам перевел с грузинского на русский. Мы даем его в газете с минимальными сокращениями.
Татьяна БАРАБАШ.
26-12-2017 (0) Просмотров: 1 773 Номер: 103(13179) Версия для печати