Торжество в ночь под Рождество
Этот храм видел каждый, кто хоть раз взлетал на борту самолета из Уфимского аэропорта: бело-голубой, крепкий и торжественный на фоне скромненьких и порою ветхих домов села Березовка, он словно благословляет "путь и воздушное шествие, запрещая бурям же и ветрам противным" мешать оному - и у каждого путешественника становится легче на душе.
А в ночь под Рождество здесь будет особенно много народа, поскольку этот праздник для Христорождественского храма - престольный. Впрочем, так было не всегда. Лет десять назад, когда протоиерей Игорь Елизарьев лишь начинал тут служить, бывало, молились только втроем: он сам, его матушка Татьяна на клиросе и его мама Зинаида Дмитриевна - в церковной лавке. Однажды даже на вечерней службе перед Троицей (когда обычно в храмах яблоку негде упасть) тоже так было. Но постепенно народ потянулся, и сейчас каждое воскресенье воистину - маленькая Пасха: храм заполнен буквально до отказа. И тем не менее все больше новых постоянных прихожан прибавляется, приезжают из города, даже из дальних его районов, например, из Инорса, и, что особенно радостно, подавляющее большинство - молодежь. В числе ее - мужчин не меньше половины. И все больше детей прибивается к храму.
Не секрет ведь, что чаще мы привыкли видеть в церкви бабушек... Здесь же прихожане на редкость дружные и веселые. Вернее, жизнерадостные. После службы не разбегаются, вместе убирают храм, зимой чистят снег, летом пропалывают клумбы (они тут просто буйствуют, храм буквально утопает в цветах), а потом за чашкой чая проходят беседы на духовные темы: спорят, соглашаются, сокрушаются... Ну и дел всегда хватает: то пострадавшим от пожара помощь оказать надо, то детскому приюту новую мебель "сколотить", то котельная нуждается в ремонте, то вода, слишком богатая железом, - в дополнительной очистке...
А еще здесь любят путешествовать, вернее паломничать. Минувшим летом, словно горох, все рассыпались не только по стране, и лента группы "Наш храм" в WhatsApp с пулеметной скоростью трещала снимками со святых мест Израиля, Крыма, Псковской области, Дивеево. Радовались все: и те, кто фотографии присылал, и те, кто их смотрел. Но где бы прихожане ни бывали, всегда скучают по своему храму, по своим братьям и сестрам во Христе. Неудивительно, что по возвращении радость встречи столь бурно бьет через край, что даже дети наблюдают это с заметной долей доброй зависти и удивления!
Почему так происходит? Трудно сказать. Воистину неисповедимы пути Господни. Место особое, намоленное? Усердная молитва, которая, как вода, очищает пространство вокруг? Отец Игорь в ответ на этот вопрос только заметил скромно, что прежде он служил в Красном Ключе, в Дмитриевке - людей на службе было немного, но примерно одинаковое количество...
А тут - сначала почти никого, а теперь настоящее паломничество! Может, загадка незарастающей тропы народной кроется и в храме, который считается чуть ли не самым старинным в Уфимской епархии?
Его построил на свои средства Федор Третьяков, чье поместье находилось в этих местах. И поначалу время создания березовской церкви относили к концу XVIII века. Но упоминание в историко-документальной литературе о том, что ее легкий нарядный декор восходит к традициям допетровского времени, а также свидетельства старожилов, которые утверждали, что над алтарем виднелись потертые и еле заметные цифры, обозначающие год постройки (1712-й), - аргументы достаточно убедительные. Спору нет, храм Рождества Христова - один из самых старинных и уникальных памятников культуры. И к сожалению, из всей богатейшей его истории до нас дошла весьма скудная информация. Например, купол, колокольню и алтарь украшали кованые, ручной работы кресты. Изготовленные из обычного железа, с нанесенным специальным покрытием по секретным "рецептам" тогдашних мастеров, они не поддавались ржавчине. Когда в советские времена здание стало приходить в негодность, из опасения, что уникальные кресты могут упасть с ветхих куполов, их перевезли на хранение в небольшой храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, который находится во дворе нынешнего Кафедрального собора Рождества Богородицы. Семь лет назад один из таких крестов был возвращен в Березовку и теперь хранится в храме Рождества Христова.
До революции это место было весьма оживленным: мимо проходил Оренбургский тракт, а само село объединяло три населенных пункта. На службы шли из соседних деревень: Осоргино, Нижегородки, Зубово. Не упускали возможности помолиться о благополучном путешествии проезжавшие мимо купцы. До двух тысяч человек собирались из окрестных сел на большие праздники.
В 30-е годы прошлого века богослужения прекратились, в здании разместилась летная столовая. Печальная участь постигла и погост, который располагался к востоку от алтаря. Надгробия разрушались не только от времени, но и растаскивались местными садоводами в хозяйственных целях.
Впрочем, не зря говорят, что храм село держит. Уж сколько попыток было предпринято с тем, чтобы расселить отсюда людей, в том числе и потому, что березовская земля считалась санитарной зоной аэропорта! Нельзя людям жить там, где так мощно ревут только что оторвавшиеся от взлетной полосы самолеты. Но грянула перестройка и отвлекла от намерения погубить Березовку. А потом восстановили храм, один из приделов которого освящен в честь Николая Чудотворца - покровителя всех путешествующих, в том числе и воздушным путем. И как-то проблема вообще потеряла прежнюю остроту. Во-первых, ввели в эксплуатацию новую взлетную полосу, и воздушные суда стали заходить на посадку в стороне от Березовки. Во-вторых, современные самолеты теперь не такие шумные, как прежде. Ну и в-третьих, приняты новые законы, которые не столь жестко, как прежде, регламентируют эти самые санитарные нормы.
А жизнь в храме идет своим ходом. Сейчас на очереди - строительство воскресной школы, у которой собственная история. Еще до революции построили деревянное здание церковно-приходской школы, потом была обычная начальная. Затем школу закрыли, в доме осталась жить одна учительница. Когда это ветхое хозяйство передали обратно храму, крыша уже провалилась под грузом снега, потолок держался с помощью подпорок. Затевать ремонт не было смысла. И дом разобрали. Сейчас храм нуждается в помощи: детей на службе очень много, а заниматься с ними негде. Уже готов проект здания воскресной школы, но средств на строительство нет. А вдруг да найдутся желающие последовать примеру Федора Третьякова, который построил храм Рождества Христова и оставил свое имя не только в истории Уфимской губернии, но и на вечное поминание на каждой службе?..
Ирина НИКОЛЕНКО.
Фото Раифа БАДЫКОВА.
Фото Раифа БАДЫКОВА.
5-01-2018 (1) Просмотров: 1 627 Номер: 1(13181) Версия для печати