$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

К 75-летию окончания Курской битвы

"Жить, чтобы бороться..."

Письма с грозных полей войны


В истории Великой Отечественной немало крупных сражений, оказавших влияние на весь ход борьбы советского народа с гитлеровскими полчищами. Одно из таких - знаменитая Курская битва. Продолжалась она с 5 июля по 23 августа 1943 года.
В ходе битвы красноармейцы отразили крупное наступление немецко-фашистских войск, сорвав попытку противника вернуть стратегическую инициативу, утраченную им в Сталинградской битве. Перейдя в контрнаступление, они разгромили 30 фашистских дивизий и освободили Орел (5 августа), Белгород (5 августа), Харьков (23 августа). Советская армия окончательно закрепила за собой стратегическую инициативу.
О том, с каким героизмом сражались советские воины, как шли они на самопожертвование ради нашего сегодняшнего мирного счастья - письма лета сорок третьего года, письма участницы Курской битвы.


"Мои милые, здравствуйте! После кратковременного отдыха и переформирования вновь движемся в действующую армию. Из Москвы выехали вчера в 20 ч. 45 мин 45 сек. (точно). Письмо опускаю, вернее, передаю на встречный поезд с ранеными...
Да, много бед и горя принес нам фашизм: проезжаем мимо разрушенных и сожженных сел и городов. Но наши дерутся, как львы, вдоль полотна железной дороги вытаивает масса фашистских трупов. Все увиденное вызывает такую ненависть к врагу, так хочется сделать как можно больше, чтобы приблизить победу.
Я не впервой вижу все, что натворил немец на нашей земле, но не перестаю содрогаться от ужаса перед зверством фашистов и преклоняюсь перед мужеством наших людей. Хочется отдать все силы, чтобы скорей окончилась эта война.
Обо мне не беспокойтесь, будет все хорошо. Но если придет и мой час, я останусь верной дочерью Родины и не посрамлю вас.
12 апреля 1943 года".

"Дорогой папочка! Большое спасибо за письмо... Ты не представляешь, как радостно для меня получить хоть несколько строк из дома, а в особенности от тебя, ведь ты меня никогда не баловал письмами.
Живем хорошо, честно трудимся на благо нашей любимой Родины. Ты пишешь, что если потребуется - отдайте жизнь для разгрома врага. О нет, это слишком дешевая цена, отдать жизнь! Бить пулей, снарядом, знаниями, приобретенным опытом, - это высокая благородная задача. Не умирать надо, а жить, чтобы бороться, мстить, чтобы увидеть, восторжествовать, когда последний фашист сдохнет на нашей земле.
Уже год, как я в армии, но письмо твое напутственное, полученное перед отъездом из Омска, храню, мы с Михаилом перечитывали его по многу раз.
Родной мой! Как о многом хотелось бы сейчас рассказать мне, начиная с момента получения повестки о призыве и кончая этими минутами. Как много узнала я за этот быстро промелькнувший год, но разве обо всем напишешь. С каким нетерпением я жду того дня, когда вновь смогу обнять вас, сесть вместе за стол, вспомнить все пережитое.
3 июня 1943 года".

"Дорогие наши, здравствуйте! Пишу на клочке бумаги, который нашелся поблизости. Сижу на свернутых вещах. С человеком, приехавшим из города, отправлю это письмо, чтобы сдал на полевую почту.
Итак, мы едем вперед, предстоят жаркие дни, полные боевой и специальной работы. Настали дни, самые тяжелые за два года войны. Везде и всегда сопутствовать нам будут ваши любовь и благословение.
6 июля 1943 года".
"Опять в лесу, вокруг которого расположена деревня. Находимся на передовой линии на расстоянии 8 километров. Гоним немцев здорово, буквально бегут, не принимая боя. Так что мы почти не разворачиваемся, все время движемся за передовыми частями и суток не стоим на одном месте. Если и дальше будем идти такими темпами, то "капут" немцам будет очень скоро.
Сзади нас метрах в 300 стоит минометная батарея, впереди с раннего утра обстреливает немцев наша артиллерия. С их стороны - ни звука.
21 июля 1943 года".

"Дорогие мои, здравствуйте! В сводках по радио вы уже слышите и о наших соединениях. Очень успешно завершена одна крупная операция. Она, вероятно, войдет в историю, о ней будут помнить и знать наши потомки.
Семь суток непрерывных атак, и затем стремительный удар. Семь суток не спали и мы. Не перестаю восхищаться мужеством и стойкостью наших бойцов. Какой патриотизм, какое чувство долга, любви к Родине! Да, наши люди знают, за что отдают свои жизни. Я тяжело переживаю, когда мы не можем кому-то помочь. Горько терять людей, даже и незнакомых, но таких близких и родных. И хочется отдать все силы и знания, чтобы безвозвратные потери сводились до минимума.
У меня очень хорошие помощники, каждый старается отдать все для общего дела. Все мы хотим приблизить Победу.
О себе писать нечего, все, что написано - в этом сейчас моя жизнь.
Кончаю. Иду к столу...
3 августа 1943 года".

"Милая, дорогая мамочка моя! Вчера получила два твоих письма от 17 и 22 июля. Вовочкино от 29 июня, открытку дяди Коти и письмо от родных Михаила - и все это смогла прочесть лишь сегодня. Работы так много, что по несколько суток не приходится спать. Сегодня и вчера впервые с 3 августа уснула, по 3 часа в ночь.
Мишу вижу частенько, привозит раненых по несколько раз в день. Беспокоюсь за него очень, ведь он совсем на передовой. Вероятно, скоро будет конец нашей работе, пойдем на переформирование и отдых.
Родная моя! Как беспокоюсь я о тебе. Хотя бы скорей уж мне приехать. Лекарства, которые нужны, обязательно привезу, но когда это еще будет...
Послала вам с папой письма и вместе с ними отправила письмо на имя секретаря райкома партии, чтобы прияли участие в твоем лечении. Лечите и Герочку, хочу всех вас видеть здоровыми, ведь все вы для меня одинаково дороги, мои милые, всех я вас люблю и безумно соскучилась о вас.
Кончаю. Привезли раненых, надо принимать. Шофер передал Мишину посылочку: яблоки, табак, сигареты, галеты...
8 августа 1943 года".

"Милые мои, здравствуйте! Редко теперь я стала писать вам, да и те немногие, боюсь, не доходят по назначению. Дело в том, что у нас сейчас самые жаркие денечки, и почта в нашей части не работает, вернее, нет почтальона, который увозил бы письма, так что приходится отправлять письмо с ранеными, которые эвакуируются...
Целиком и полностью отдаюсь работе, времени на сон почти не остается. Мишу не видела 5 дней, вечером вчера приехал и уехал только сейчас (8 часов утра). Худой, грязный... Достается ему еще больше, чем мне.
Бьем немцев крепко, бегут здорово, хотя и сопротивляются отчаянно, но наши бойцы молодцы все-таки. Если бы вы посмотрели, как они дерутся! Раненый, в крови, забыв про боль и опасность, каждый еще стремится вперед, чтоб хоть
1-2 гадов прикончить.
Я не знаю, каким именем назвать этих людей, этих мальчиков и стариков. Слово "герой" тускнеет наряду с теми чудесами, которые они творят. Как много можно рассказать про этих простых, но таких милых, родных людей. И вот поэтому так хочется жить и работать, хотя все это очень тяжело.
Я здесь очень нужна и не уйду до тех пор, пока последние части нашего соединения не закончат боевых операций. Предполагаю, что дней через 10 наше соединение пойдет на отдых, тогда я со спокойной совестью поеду домой. Чувствую себя хорошо, физически здорова, но устаю сильно. Не только лечу больных, но и бью фрицев. И та и другая задача - благородны и полезны для Родины.
Пишите мне, дорогие мои, чаще и, пожалуйста, не беспокойтесь, если некоторое время не будете получать моих писем. Это-то не знаю, когда отошлю.
Милая мамочка, пиши, пожалуйста, и Мише... так тяжело ему, родному. Хотя бы скорей окончить эту войну, уничтожить всех сволочей-фрицев. Как бы мы хорошо зажили тогда! Как я буду беречь вас, мои милые старики. Как хочется сделать для вас что-нибудь большое, хорошее, чтоб вы хоть раз почувствовали, как вы дороги для меня, как я люблю вас, но ведь я так далеко от вас.
12 августа 1943 года".

"Милые, дорогие мои, здравствуйте! Вчера в обед получила целых четыре письма: от вас с папой, Вовочки, Михаила и его родных - и лишь сегодня удалось прочесть. Так много работы, что и вздохнуть некогда. Сейчас одиннадцатый час ночи, немного поток раненых уменьшился, и я решила пожертвовать минутами сна, черкнуть вам.
Нахожусь на передовой в 10 километрах, пишу это письмо под грохот артиллерии и "катюш" - весело!
День и ночь думаю о вас и о Михаиле. Его вижу хотя и часто, да и записки присылает по несколько раз в день, но ведь здесь живем не часами, а минутами. Сейчас жив, а через 5 минут и нет человека.
Вперед идем очень быстро, но и бои довольно-таки жаркие. В общем, на нашем направлении на днях будет немцам второй Сталинград.
Милые мои! Как я соскучилась по вас, как скорей мне домой хочется! Ну теперь уж не много осталось. Как - то здоровье нашей милой мамочки?
Любимая, твое письмо родное
мне принесли вчера, но лишь сейчас
на берегу речушки после боя
его прочесть смогла я в первый раз.
И я тобой горжусь, моя родная,
что в бой ты шлешь меня не сгоряча,
вы там, в тылу, а я на фронте знаю,
зачем нужны здесь знания врача.
И нету в том особого геройства,
что я не сплю, ведя с врагами бой,
ведь мы - бойцы одно имеем свойство:
и побеждать, и жертвовать собой.
И обо мне, прошу тебя, мамаша,
ты не болей ни сердцем, ни душой,
вернусь домой в родную семью нашу,
на все село закатим пир большой.
Приеду я с ребятами своими,
прошедшими сквозь дым и шквал огня,
ты познакомишься с друзьями
боевыми,
и ты их так же встретишь, как меня.
Спасибо за письмо, за нежность
и за ласку,
послание свое заканчивать спешу:
ведут больных, одеть придется маску,
я день и ночь ее с собой ношу.
Не знаю срока, скоро ли приеду,
но будет день - мы разобьем врагов,
и вместе с ним я принесу победу
под наш родной любимый старый кров.
Да, милые мои, год назад сегодняшнего числа в 10.30 я стала врачом. Целый год прошел с тех пор, а кажется, недавно.
Это письмо перешлите Вовочке. Пусть извинит меня, но сейчас писать ответ ему я не могу, лягу хоть на 30 минут, а то опять кого-нибудь привезут.
Пусть родной мой мальчик пишет
чаще...
13 августа 1943 года".

"Здравствуйте, Лида! Как бы ни было горько, по праву его друга сообщаю эту весть. Миша героически погиб на поле боя. Он из личного оружия уничтожил 17 гитлеровцев... Мы потеряли сына Родины, ее верного защитника. Убит он под Красноградом, в 6 километрах. За героические действия представлен к награждению орденом Красного знамени...
20 сентября 1943 года".

Это письма (кроме последнего) уфимки Лидии Михайловны Сергеевой - ветерана Великой Отечественной войны и труда, коммуниста.
К сожалению, время не пощадило большинство "солдатских треугольников", которые Лидия Михайловна посылала с фронта родным. Но и из тех писем, которые сохранились, перед нами ярко вырисовывается образ замечательного советского человека. Каждый миг рядом со смертью, видя ужасы, творимые фашистскими варварами, она хранит в себе удивительную нежность и непоколебимую веру в Победу!
Нельзя без волнения читать ее диалог с отцом. В напутствии, благословении отца - наказ, продиктованный сердцем истинного патриота, который ради свободы Родины готов пожертвовать жизнью своих детей. И так же вызывает восхищение ответ дочери. Нет, она не боится смерти. Умирать никогда не поздно - прежде надо отомстить врагу за нашу поруганную землю...
Прошло уже почти 40 лет со дня, когда я встретился с Лидией Михайловной и попросил ее саму прокомментировать эти письма для публикации в одной из республиканских газет, где я тогда работал. И вот ее рассказ:
- Июнь 1941 года в сибирском городе Омске был знойным. В медицинском институте шла весенняя экзаменационная сессия. Студенты третьего курса лечебного факультета сдавали последние экзамены. Впереди - каникулы, отдых. Но, увы...
Началась страшная война. Наступил час суровых испытаний для нашей Родины. Комсомольцы курса обратились с просьбой в военкомат - отправить на фронт. Получили ответ: сначала станьте врачами.
Занимались напряженно, без летних и зимних каникул по 8-10 часов в день, впроголодь, в холоде, часто с керосиновой лампой или свечками. А ночами работали в госпиталях, разгружали эшелоны с ранеными, проходили военную подготовку. Это была производственная практика. За год и 2 месяца прошли программу четвертого и пятого курсов. Сдан государственный экзамен. В руках диплом об окончании института и повестка о призыве в действующую армию.
Свой боевой путь начала под Москвой, затем - Воронежский, Степной, Юго-Западный, 2-й Украинский фронты. Звание: военврач III ранга, затем капитан медицинской службы. Служила в должностях врача отдельной роты медусилия (ОРМУ), врачом полка, командиром приемно-сортировочного взвода медико-санитарного батальона.
Я не совершила особых подвигов. Просто выполняла свой гражданский и врачебный долг, отдавала все силы, знания, умение, тепло своего сердца делу спасения жизней наших доблестных воинов, старалась делать все возможное для быстрейшего возвращения раненых в строй...
Было ли трудно? Да. Но безграничная вера в правоту нашего дела, любовь к Родине придавали силы. И это не просто слова - это действительно так. Так воспитали меня комсомол, родители, педагоги.
В период наступлений приходилось не спать по 6-7 суток, буквально не отходить от операционного стола. Иногда так отекали ноги, что нельзя было снять сапоги. А над тобой разрывы снарядов, рев немецких "юнкерсов" и "мессершмитов". Все вынесли, выстояли, и никогда ни один из нас даже при массированом
артобстреле или бомбежке не ушел в окоп или щель. Оставались на посту, подчас прикрывая собой операционный стол или носилки с ранеными.
Десятки лет отделяют нас от того дня, когда залпы Победы возвестили человечеству об окончании войны. И вот сейчас, оглядываясь на прошлые годы, в пору своей зрелости оцениваешь их...
Из четырех человек нашей семьи, бывших на фронтах Великой Отечественной войны, трое не вернулись домой. Девятнадцатилетний брат, лейтенант-артиллерист, погиб, корректируя огонь. Подобности о гибели мужа я узнала, лишь вернувшись домой, из письма его друга-танкиста...
Листаю фронтовые треугольники, датированные 1943 годом. В этот период наш медсанбат в составе 53-й армии принимал участие в битве на Орлово-Курской дуге. В течение 50 дней на сравнительно небольшом участке советско-германского фронта шли беспримерные по своей ожесточенности и упорству бои. Им предшествовала огромная стратегическая и тактическая подготовка наших войск. В напряженной обстановке прошел май и июнь - в период коротких ночей враг часто развертывал активные боевые действия.
5 июля фашисты начали наступление на Воронежском и Центральном фронтах. Наше командование, опередив противника, организовало массированную артподготовку. Началась гигантская битва. Советские воины, преодолевая все трудности и лишения, проявляли чудеса храбрости и бесстрашия. Они стойко отражали атаки врага, а затем перешли в наступление на всех участках.
Наступление развивалось стремительно. Наши войска освобождали города и села Орловщины, Белгородской, Харьковской областей. Закончился крахом для фашистов танковый бой под Прохоровкой. Освобожден Орел. 5 августа Москва впервые салютовала в честь доблестных воинов Степного фронта, освободивших Белгород.
Враг сопротивлялся упорно и жестоко: отступая, сжигал и разрушал села и города, уничтожал детей и стариков, а молодежь угонял в плен. Боль и ненависть вызывало увиденное. Хотелось отдать все, чтобы ускорить разгром врага.
Наш медсанбат, двигаясь вместе с частями мотомехкорпуса, не стоял на месте более одного-двух дней. Приемно-сортировочный взвод - передовая линия медсанбата, от правильной и четкой работы взвода зависела деятельность всех звеньев МСБ, а следовательно, и своевременное оказание квалифицированной врачебной помощи. Определить степень тяжести ранения, срочность или очередность оперативного вмешательства, обеспечить первичные противошоковые мероприятия и многое другое - вот обязанности командира приемно-сортировочного взвода. В период наступления, при большом поступлении раненых все это трудно.
Справлялись. Помогали энергия, находчивость, ну и немного мужество.
Имела благодарности Верховного командования, двухнедельный отпуск. Награждена медалями. Демобилизовалась в декабре 1944 года по состоянию здоровья.
Свыше 35 лет отдала народному здравоохранению. В 50-х годах была участницей освоения целинных земель в Сибири. Сейчас на пенсии. И хотя со здоровьем неважно, креплюсь. Память о пережитом жива и поныне. Людям нашего поколения никогда не забыть всех ужасов прошедшей войны и беспримерного мужества советских людей.
Для молодежи Великая Отечественная война - уже история, и святая задача наша, еще не ушедших ветеранов, воспитывать на примерах героев войны юношей и девушек в духе патриотизма и беспримерной преданности Родине.
P. S. Прошло уже около 40 лет после нашей встречи с Лидией Михайловной Сергеевой, а больше мы не виделись... Жива ли?.. Но как бы ни было, публикуя ее письма с грозных полей войны и личные воспоминания, я преклоняюсь перед ней за мужество, бесстрашие, самопожертвование и доблесть, проявленные ею, как и миллионами наших матерей, бабушек, сестер, в битвах с фашистской Германией за свободу и независимость нашей Родины - СССР.

Подготовил Мадриль Гафуров, кандидат философских наук, заслуженный работник
культуры БАССР.

Дата создание новости 24-08-2018   Комментарии (0)   Просмотров: 1 566     Номер: 68(13248)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.