ПАМЯТЬ
Погибшим на войне не кануть в неизвестность
Через два года наша страна будет отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, но вопрос с захоронениями бойцов Красной армии в республике остается открытым. В частности, до сих пор не определено, есть ли на Курочкиной горе братские могилы.
…Заброшенное кладбище на Курочкиной горе отыскать непросто. Благоустроенные аллеи здесь отсутствуют. Зато в изобилии – поломанные бурей деревья, разросшиеся кустарники и высокие травы. Преодолев извилистый путь, видим кресты, красные звезды и металлические обелиски. Практически нигде на них не указана персональная информация, только даты смерти – 1942, 1944…
Точное количество покоящихся здесь людей неизвестно. Не установлено, есть ли среди них солдаты Великой Отечественной войны.
За помощью мы обратились к руководству поискового движения Уфы. Нам рассказали, что в военные годы в нашем городе работало 29 эвакогоспиталей, в том числе в районе Черниковки, и существовало четыре официальных места захоронения.
– Мы, поисковики, ориентируемся только на информацию, подтвержденную документально, – сообщила командир уфимского поискового отряда «Обелиск» Елена Вязовцева. – В госпиталях весь учет велся строго. В извещениях и специальных книгах имена умерших четко фиксировались: кто и от чего умер, где захоронен. Курочкина гора там не фигурировала.
Активисты выяснили, что на возвышенности хоронили жителей деревни Курочкино, трудовых армейцев, строивших военные заводы. Со временем членам Общероссийского народного фронта удалось установить, что на горе покоятся и двое военнослужащих, охранявших особо важные промышленные объекты. Больше ничего не известно.
Но бытует и другая точка зрения. Начальник отделения по работе с обращениями граждан Военного комиссариата Республики Башкортостан Каримьян Сайфуллин не может подтвердить, что на Курочкиной горе захоронены красноармейцы, но и обратного не утверждает.
– У нас имеются сведения, что на окраине гражданского кладбища есть могилы солдат. Во время войны там останавливались санитарные эшелоны, пассажиры которых могли хоронить умерших на этом холме, – рассказывает Каримьян Нурлыгаянович. – Кроме того, на склоне горы имеются красные звездочки, говорящие об их воинской принадлежности.
Чтобы исследовать холмистую местность, необходимо получить разрешение из Москвы. Много сил уйдет на оформление документов и обоснование проведения раскопок.
– Если мы заручимся поддержкой руководства республики и проблема будет взята на контроль, мы сможем найти ответы на вопросы, – считают общественники.
– Свидетели того времени, если вы обладаете какой-нибудь информацией, просим вас откликнуться, – призывает Сайфуллин. – Мы хотим разрешить все имеющиеся споры на этот счет.
И в Военном комиссариате РБ, и в поисковом отряде уверены, что захоронения на Курочкиной горе необходимо облагораживать вне зависимости от того, кто там погребен.
– Могилы не должны быть заброшенными, – говорят активисты. – Сейчас они находятся в плачевном состоянии.
Проведение коммуникаций и дорожной инфраструктуры, вырубка леса, изготовление стел и памятников обойдутся слишком дорого. Поэтому лучше перенести все захоронения на Сергиевское кладбище.
– Во-первых, они будут всегда ухоженными, а во-вторых, туда легко добраться, – приводят доводы общественники.
К слову, именно на Сергиевском кладбище погребены красноармейцы, умершие в госпиталях. Поисковики и представители военного комиссариата проводят здесь большую работу. Они восстанавливают точные имена солдат, захороненных в одиночных и братских могилах, приводят в порядок таблички и надписи.
– Встречаются ошибки, связанные с персональными данными красноармейцев и местом их рождения, – рассказывает Елена Вязовцева. – Какие-то буквы и даты со временем исчезли, и мы прилагаем все усилия для устранения недочетов. У нас захоронено много солдат из Азербайджана, Казахстана и Украины. Связываемся с коллегами и восстанавливаем списки, уточняем и перепроверяем социально-демографические данные. Хотим, чтобы все соответствовало действительности.
В ходе работы у поискового движения республики возникла идея создания проекта «Незабытые имена». Активисты убеждены, что на Сергиевском кладбище необходимо добавить плиты с фамилиями всех захороненных солдат.
– Благодаря документам, которые мы тщательно исследуем, появляются новые данные. Имен будет около двух с половиной тысяч. Цифра все время увеличивается, – говорит Елена Александровна. – Мне как патриоту своей Родины обидно, что в интернете можно легко найти информацию о венгерских, немецких военнопленных в Уфе. Там все четко указано: кладбище и место захоронения. А у нас многие семьи, чьи отцы и деды защищали страну от фашистов, не знают, где покоятся их родные. Их данные указаны в паспорте захоронения, но на памятниках они отсутствуют. Это неправильно. Нужно увековечить имена погибших.
Поисковики разработали макет потенциального мемориального комплекса. Осталось только найти средства. К сожалению, в этом году грант им выиграть не удалось. Но они не отчаиваются.
– Хочется, чтобы наш проект был реализован к 2020 году, – говорит Елена Вязовцева. – Мы сделаем для этого все возможное.
Отрадно, что все больше школьников помогают в работах на Сергиевском кладбище, проявляют интерес к Великой Отечественной войне. Они ухаживают за могилами солдат, изучают документы.
Сохранить нельзя забыть… Пусть ни у кого не возникнет сомнений, в каком месте здесь поставить запятую.
Ника СВЕТЛАКОВА.
16-11-2018 (0) Просмотров: 1 204 Номер: 92(13272) Версия для печати