Контакты и контракты
По крымским холмам – на «Горожанине»
Во время недавнего визита в столицу Башкортостана было заключено соглашение между Советом министров Республики Крым, Уфимским трамвайно-троллейбусным заводом и Корпорацией развития полуострова. В апреле нынешнего года там начнется экспериментальная эксплуатация троллейбуса
с автономным ходом, произведённого в Уфе. Он начнёт возить пассажиров на уникальном, самом длинном в мире троллейбусном маршруте длиной 86 километров: Симферополь – Алушта - Ялта. «По результатам тестового испытания будут сформированы предложения о дальнейшем сотрудничестве с уфимским предприятием, - рассказал заместитель председателя Совета Министров Республики Крым Михаил Селезнёв. По его словам, новый троллейбус поможет увеличить транспортное покрытие за счет районов, не оборудованных контактными сетями.
Уфа всегда была троллейбусным городом. Долгие годы у нас работал Башкирский троллейбусный завод. К сожалению, он прекратил свое существование: слишком суровыми оказались экономические реалии. И вот теперь пишутся новые строки в истории. В середине 2014 года частным инвестором и городом в лице МУЭТ было создано новое предприятие - Уфимский трамвайно-троллейбусный завод, который занимается как модернизацией и развитием имеющегося подвижного состава, так и созданием новых машин. В партнёры взяли НефАЗ. Первой ласточкой такого сотрудничества стал выпуск среднепольного троллейбуса. УТТЗ получил каркас, произведенный в Нефтекамске, чтобы в своих стенах снабдить электрической частью, окончательно укомплектовать необходимым оборудованием и дать путёвку в жизнь. В итоге был выпущен среднепольный троллейбус, базовый, самый дешёвый вариант – «рабочая лошадка». Затем на УТТЗ приступили к созданию низкопольной машины с запасом автономного хода, она соответствует всем современным требованиям.
Новый троллейбус назвали «Горожанин», он был представлен в Уфе в апреле прошлого года. Автор этих строк участвовал в презентации машины, которая проходила на проспекте Октября. Перед тем как стартовать, водитель отсоединил штанги токоприемников от контактной сети. Двигался новичок очень мягко, без рывков, и достаточно быстро, не уступая в скорости маршруткам.
Без «рогов», автономно, мы в тот день проехали полпроспекта. А вообще, «Горожанин» способен преодолеть в отрыве от контактной сети несколько десятков километров. Это очень актуально в условиях города. Даже небольшое ДТП на пути сегодня приводит к остановке троллейбусов, которые не в силах объехать препятствие. «Горожанин» может отсоединиться от контактной сети - и продолжить движение. Зарядка системы автономного хода происходит во время работы под контактной сетью.
Конструкция кузова рамная, усиленная, электрооборудование вынесено на крышу. Начинкой троллейбуса уфимской сборки стало самое надёжное и удобное в эксплуатации оборудование. Пассажировместимость - более 100 человек, количество мест для сидения - 28. Двери – с системой аварийного открывания снаружи и изнутри, с сигнализацией водителю. В салоне установлены светодиодные энергосберегающие светильники. Для удобства людей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрен пандус, имеется оборудованное место для инвалидов в колясках. Машина оснащается ГЛОНАСС, модулями Wi-Fi, мультимедиа, видеонаблюдения, кондиционирования, автоматической системой оплаты проезда - в соответствии с пожеланиями заказчика.
«В троллейбусе применено много современных разработок. Его стоимость зависит именно от наличия технических новинок, которые устанавливаются по желанию заказчика», - рассказал генеральный директор Уфимского трамвайно-троллейбусного завода Денис Рассадников. Он пояснил, что производственные мощности предприятия позволяют выпускать в год до 50 троллейбусов. На 90 процентов это российский продукт. Из импортного только мосты, которые завозятся из Германии и Венгрии. По словам руководителя завода, в России пока так и не научились производить один из важных узлов электротранспорта.
Уфимский низкопольный троллейбус будет презентован в апреле во время проведения V Ялтинского международного экономического форума. Денис Рассадников отметил, что достигнута договоренность о проектировании трамваев для Евпатории. Это будут нестандартные модели с шириной тележки в один метр. Проект и концепцию нового трамвая собираются также представить в рамках Ялтинского экономического форума.
Создание современного конкурентоспособного троллейбуса - хороший пример государственно–частного партнерства. В Уфе после закрытия Башкирского троллейбусного завода сумели сохранить компетенции, кадры, нашли инвестора, который создал совместно с МУЭТ новое предприятие, потратил свои средства на развитие новых моделей, используя опыт местных конструкторов и инженеров. И теперь современные машины, выпущенные в Уфе, будут работать на самом длинном в мире троллейбусном маршруте. Их ждут и в других городах России.
Сергей ОСАДЧИЙ.
25-01-2019 (0) Просмотров: 1 198 Номер: 109(13289) Версия для печати