Встреча для вас
Не боги пишут блоги,
или Формула успеха Ольги Савельевой
Честно признаться, я блогеров недолюбливаю. Это мягко говоря. Писать репортажи, пресс-релизы, подводки к телесюжетам – моя профессия, и мне кажется неправильным, когда человек, который с русским языком, скажем так, не дружит, выкладывает на всеобщее обозрение куцые заметки ни о чем. Читаю, и бунтует высшее филологическое образование, лекции профессоров, годы практики в газете, этика и эстетика профессии, бережное отношение к слову и уважение к читателю…
Из чиновников - в соцсеть
Я жду начала стендап-лекции Ольги Савельевой – популярного блогера. Мама двоих детей прилетела из Москвы, чтобы рассказать, что «Не боги пишут блоги». На подоконнике лежат Ольгины книги – «Апельсинки. Честная история одного взросления», «Ну, ма-а-ам!». Говорят, было больше – раскупили.
Блогерам, чья аудитория превысила 50 тысяч подписчиков, издательства, как правило, предлагают написать книгу. Это что-то вроде бонуса за популярность. У Савельевой их уже шесть. Листаю книжки, поглядываю на публику. Конференц-зал отеля «Ural tay» полон. Час назад закончился семинар, который Ольга Савельева по приглашению Благотворительного образовательного фонда «Мархамат» проводила для мам особенных детей, и многие женщины, весьма впечатлённые спикером, остались на вторую лекцию. Потихоньку оттаиваю.
Савельева – кофеманка. С чашкой ароматного напитка в руке она входит в зал, заразительно улыбается. Начинает рассказывать о том, как ее занесло в блогеры – о, так она из наших! Ольга много лет работала в пресс-службе, была госчиновником и тоже обожает писать. Есть такие люди, для которых сыграть на клавиатуре ноутбука гамму, – удовольствие. В соцсетях Савельева и появилась потому, что поделиться с миром ей хотелось многим, а на госслужбе легкое перо не востребовано: строчи себе скучнейшие «в целях противодействия», «для обеспечения всестороннего охвата». Уйдя в декретный отпуск, нашла отдушину. Каждый день – пост. Это условие. И вдруг, не сразу, конечно, оказалось, что ее читают, и даже узнают на улицах маленького подмосковного городка, где жила ее семья.
Токсичные посты и снег в ленте
Когда от популярности в сети было уже не скрыться и стало ясно, что надо как-то учиться искать подписчиков, она пошла на мастер-класс. Приготовила ручку, блокнот, но ничего и не записала. Почему? Потому что Ольга Савельева не из тех, кто постит снегопад, даже если снег падает красиво и художественно. Ведь из соседнего окна снег тоже виден. Для кого эти снимки? Для людей, у которых нет окон, ха-ха?!
Знаете, она мне начинает нравиться. Толковая. Может, корпоративная солидарность сработала, но не прошло и получаса, как мое недоверие к блогерству как явлению, а не к яркой позитивной женщине, которая легко влюбила в себя аудиторию, растаяло.
- Угадайте, кто чаще всего приходит на эту мою лекцию? Подростки! Дети сегодня мечтают стать не президентами и банкирами, не нефтяными магнатами и звездами шоу-бизнеса, а блогерами! Всеобщее заблуждение: думать, что блог вести легко и просто, он мигом откроет все двери, сделает успешным и богатым. «Монетизация» - вожделенное слово я читаю в глазах своих слушателей, первые заданные мне вопросы - о том, когда же они начнут зарабатывать, - рассказывает Ольга.
Можно, не утруждаясь, выложить провокационный пост или откровенное фото, и за несколько часов на тебя подпишется уйма людей. Кто-то будет рад случайной армии примкнувших. Савельевой такие попутчики не нужны. Она рассматривает подписчиков не как потенциальных покупателей, а как людей, разделяющих ее позицию и убеждения. И вообще пришла в сеть не зарабатывать – делиться мыслями, чувствами.
Где брать инфоповоды, как написать вирусный текст, как противостоять хайтерам, не стесняться быть самим собой – о тонкостях блогерства, которое стало профессий, Ольга рассказывала увлекательно с массой примеров и неизменной улыбкой. На каждый тезис – своя история или, как сейчас говорят, кейс.
Наташина юбка и примагниченная кепка
Например, эпизод про юбку от Наташи.
Наташа – Ольгина приятельница, она шьет юбки. Отличные, модные, очень красивые. Шоу-звезда за рекламный пост запросила с нее 350 тысяч. Стандартная такса – по количеству подписчиков. Если на тебя подписано 350 тысяч, рекламная запись стоит именно столько. Наташа ойкнула и нашла еще шестерых заинтересованных – тех, кто шьет блузки, делает бижутерию, прически и мейк-ап. Компания сообща оплатила рекламную запись, звезда честно указала, кто именно производит столь замечательные вещи и делает визаж. Пост вышел. Наташа тщетно ждала славы. 350 тысяч ухнули, за юбками никто не пришёл. Тем, кто читает блог звёздной дивы, нет дела до Наташиных юбок.
Когда-то Наташа сшила юбки для Савельевой и ее маленькой дочки. Это мило – мама и дочь в одинаковых одёжках. Савельева изложила Наташину историю: что портниха классная, ждет второго ребенка, и в преддверии декретного отпуска ее маленькому бизнесу нужно подложить соломку. Назавтра подруга приняла несколько заказов.
Или про намагниченную бейсболку. У Олиного сына волшебная кепка. Он ее терял несчетное количество раз, и всякий раз бейсболка находилась. Как-то, зайдя в магазинчик возле дома, Савельева увидела на кассе знакомый головной убор. Продавец улыбнулась: «Мальчик забегал за мороженым и оставил». Ольга кивнула: «Знаю я этого мальчика», и подумала, что бейсболка прямо-таки примагничена к голове мальчишки. Мысль ее развеселила, она, смеясь, тут же написала пост, и пока шла до квартиры, он набрал кучу лайков.
«За стеклом»
В чем секрет? В эмоции! Савельева пишет не о событиях – об эмоциях, которые они вызвали. Во-первых, тонко чувствовать умеют далеко не все. Во-вторых, писать о чувствах умеет еще меньшее количество. Наконец, тех, кто не думает о монетизации эмоций, – по пальцам пересчитать.
Рассказывая о своем отношении к блогерству, Савельева часто вспоминает телевизионную передачу «За стеклом». Это ее формат: не боясь, признаться, что чего-то не знает и не умеет, что бывает больно, страшно и стыдно, словом, показать жизнь как она есть. Сегодня - красивая картинка отдыха на море, завтра – квитанция за взлетевшие коммунальные услуги.
Есть у нее несколько принципов. Не делать репосты. Репост доносит чужую мысль, а на ее странице – только ее, савельевские, мысли.
Блог – это огромная ответственность. У Савельевой большой кредит доверия. Людей, которые тебе верят, обманывать нельзя. Поэтому - писать только честно и о том, в чем твердо уверена. Рекламировать только то, что самолично проверила. Рассмешил нас эпизод про таблетки от храпа. Храпит муж. Отчего ж не избавиться от ночных трелей? Она месяц пичкала супруга БАДами и разочаровала заказчиков: «Увы, ребята, не работает». Производителей, которые соглашаются сотрудничать на таких условиях, не много.
- А кого вы продвигаете? – спрашивают из зала.
- Тех, кому искренне хочу помочь. Часто сама предлагаю: давай про тебя напишу. Бесплатно! Я не собираю деньги. Рассказываю о человеке, его деле или его проблеме и отсылаю на его страничку. В самом начале, когда только занялась благотворительностью, допускала ошибки. Теперь работаю с фондами, которые тщательно проверяют документы, диагнозы, медицинские назначения, - Ольга, не смущаясь, рассказывает о пройденном пути.
Рупор армии волшебников
Катя, маленькая дочь Савельевой, попала в беду – менингит. Была на грани жизни и смерти. Потеряла слух. От глухоты Катю могла спасти операция, которую нужно было делать срочно. Три недели – а потом импланты вживить в ухо не получится. Консультация у медицинского светила была назначена как раз на 21-й, то есть последний день спасения слуха Кати, а очередь на квоту на операцию растянулась на год.
В отчаянье Ольга Савельева написала, как все плохо. Посыпалось: «Можем помочь. Хочешь?» «Хочу, я хочу! Конечно, хочу!» - отвечала она. Это было в субботу. В понедельник, в 8 утра, за час до открытия клиники, они были на приеме у профессора.
Первое, что он спросил: «Вы кто? За вас попросила уйма народа!» В тот же день была назначена операция. Они успели, слух девочке вернули.
Инвалидность дочери дала новый толчок жизни в сети Ольги Савельевой. Она нашла силы написать, что ее ребёнок – инвалид с диагнозом «двухсторонняя глухота». Оказалось, среди людей, с которыми она уже лет пять виртуально дружила, тоже есть родители особенных детей. Она, казалось, неплохо их знает, но инвалидность никогда не обсуждалась. Это табу? Это то, о чем стыдно говорить? Так блог Ольги стал рупором детей с особенностями развития.
Теперь она рассказывает, что инвалидность – это не приговор. В инвалидности никто не виноват. И доступная среда - это не пандусы, а адекватное отношение общества. Это когда ты спокойно признаешься, что растишь ребенка с инвалидностью. Савельева говорит, что глухота дочери сделала ее слышащей.
А напоследок нам показали двенадцатиминутный фильм «Хрусталь», снятый по автобиографичному рассказу Ольги Савельевой. Двенадцать минут о том, что нужно жить сегодняшним днем.
Людмила КОНДРАШОВА.
28-05-2019 (0) Просмотров: 1 069 Номер: 39(13323) Версия для печати