$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

По Красной площади с оркестром


Ветеран Великой Отечественной войны, участник Парада Победы 1945 года Зуфар Сиразетдинович Шамсутдинов войну вспоминать не любил. О боях рассказывал скупо и неохотно. Даже когда прошло много лет, выросли его собственные дети, а потом и внуки. Видно, есть душевные раны, которые не заживают, остаются с человеком навсегда. Однако путь, проделанный солдатом, которому в начале войны было всего двадцать лет, известен, и мы пройдем теми же дорогами.…

По Красной площади с оркестром По Красной площади с оркестром

Родился Зуфар 1 сентября 1921 года в деревне Верхнее Саитово Кушнаренковского района. Он был третьим из восьмерых детей в семье религиозного деятеля Сиразетдина Шамсутдинова. Времена были трудные, жили тяжело. В 1929 году семья перебралась в Уфу, построили дом в Нижегородке. Зуфар смог окончить только три класса, а когда вырос, обнаружил в себе недюжинный талант парикмахера. Получив профессию и обретя самостоятельность, молодой человек вместе с другом отправился в Среднюю Азию, в город Наманган, попытать счастья. Отсюда Зуфар в марте 1941 года был призван в ряды Красной Армии.
Судьба закинула парня из Башкирии очень далеко, на Дальний Восток. Он успешно овладевал военными премудростями, нашел новых друзей, скучал по дому. А через 3 месяца началась Великая Отечественная война.
В октябре 1942 года рядовой Шамсутдинов в составе 262-го стрелкового полка 87-й гвардейской стрелковой дивизии оказался на фронте под Сталинградом. Парень был высоким и крепким, вот и стал командиром расчета противотанкового ружья (ПТР). И само ружье, и патроны к нему весили немало, здесь сила Зуфара пришлась точно к месту.
Противотанковые ружья начали выпускать в конце 1941 года, потому что на фронте не хватало артиллерии. Ружье пробивало боковую броню на расстоянии не более 300 метров, а танк необходимо было подпустить еще ближе. Значит, нужна маскировка. Зуфар Шамсутдинов умел маскироваться очень хорошо. Возможно, это и позволило ему выжить на Сталинградской земле и в последующих боях. А еще парень не пил спиртного. Ни на войне, ни после, всю жизнь. Не терял контроля над собой, не допускал ни паники, ни эйфории. И это далеко не обычное его качество тоже сыграло свою роль.
А пока наши войска отступали. Нужно было выставить заслон, чтобы прикрыть отступление и задержать противника. Одним из тех, кто остался на рубеже, был рядовой Шамсутдинов. Бойцы выбрали удобное место с оврагами, закрепились. Бой был тяжелейшим, погибло немало товарищей Зуфара. Продержались до ночи, в темноте решили отходить. Оказались в окружении. Тут помог счастливый случай – командир батальона И.С.Березовский отлично владел немецким языком. Улучив момент, офицер занял место фашистского регулировщика и сумел направить вражескую колонну в другую сторону. Это позволило уцелевшим в заслоне воссоединиться с нашими войсками.
После Сталинграда Зуфар Сиразетдинович освобождал Донбасс, потом Крым. Дорогами войны прошел Белоруссию, освобождал Витебск и Могилев. Затем были Шауляй и Кенигсберг.
Когда наступающие войска Советской армии шли по Восточной Пруссии, через города, где была масса брошенных магазинов, солдатам разрешалось отправлять посылки на родину. Зуфар никогда ничего не брал, не лежала к такому душа, а товарищи подшучивали вовсю. И тогда парень – единственный раз! – отправил брату Раису костюм. Этот светлый роскошный наряд произвел в Нижегородке фурор, посмотреть на Раиса сбегался весь район. А наш герой привез с войны только парикмахерские бритвы Золинген. Но мы чуть-чуть забегаем вперед.
Бои за Кенигсберг шли тяжелейшие. Город был буквально нашпигован оборонительными сооружениями – бронированные башни, бетонированные укрытия для пехоты и артиллерии с множеством огневых точек. Стены этих укрытий не брали даже крупнокалиберные снаряды. Приходилось использовать специальные осадные орудия, помогала огнем авиация. За эти бои Зуфар был представлен к ордену Отечественной войны второй степени. В наградном листе говорится: «…В бою на улицах Кенигсберга 8 апреля 1945 года тов.Шамсутдинов, презирая опасность, ворвался в подвальное помещение, где гранатами уничтожил станковый пулемет противника и до 10 вражеских солдат, чем способствовал успешному продвижению роты вперед».
Победу Зуфар Шамсутдинов встретил в Пилау. Солдат разбудила стрельба, крики. Думал – тревога, оказалось – победа. Конец кровопролитной войне, долгожданный мир, новая жизнь.
Рядовой Шамсутдинов прошел войну, не получив ни единого ранения. Вот тяжелая контузия была. 27 марта 1943 года огнем из своего ПТР он подавил огонь ДЗОТ, уничтожил немецких мотоциклистов и взял мотоцикл как трофей, чем обеспечил продвижение своей 9-й стрелковой роты. Несмотря на полученную контузию, оставался на поле боя до конца. За этот бой в августе 1943 года он был награжден медалью «За отвагу».
Ранее, за бои под Сталинградом, Зуфар был награждён орденом Красной Звезды. Медаль «За боевые заслуги» он получил в июне 1944-го за взятие Сапун-горы и освобождение Севастополя. Награжден орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над фашистской Германией», множеством юбилейных наград. Трижды солдат получал благодарность Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина.
А в мае 1945-го полк неожиданно построили. Прозвучала команда: «Кадровые, шаг вперед!». Для тех, кто вышел, новая команда: «Имеющие ордена, шаг вперед!». И наконец: «Те, кто ростом выше метра семидесяти, шаг вперед!». Из всего полка таких оказалось 33 человека. Им предстояло принять участие в Параде Победы на Красной площади. Среди них был командир расчета противотанкового ружья рядовой Зуфар Шамсутдинов.
Фронтовик вспоминал: тренировались в течение месяца каждый день много часов. Кормили солдат просто отлично. Разбили участников по десяткам, у каждой – свой сапожник, портной, парикмахер. Сшили парадную форму. В свободные часы – кино или театр.
И вот 24 июня 1945 года победившие войска идут парадным маршем по Красной площади. Зуфар со своей винтовкой – правофланговый. Командующий парадом маршал Константин Рокоссовский на вороном коне, принимающий парад маршал Георгий Жуков – на белоснежном – объезжают войска, и белый конь Жукова в какой-то момент оказывается напротив Зуфара. Те минуты остались в памяти солдата на всю жизнь. Под старинный егерский марш войска Советской армии прошли по Красной площади.
После парада Зуфару был предоставлен десятидневный отпуск. Он, конечно, поехал домой, в Уфу. С фронта парень ни разу не писал, почему, сам не мог объяснить. Приехал в город ночью, калитка родного дома закрыта, решил перелезть через забор. Тут его подстерег бдительный сосед, думал, лезет вор. Накинулся на нашего героя с топором. На фронте и не такие переделки случались, Зуфар соседа быстро разоружил, а тут на шум и домашние поднялись: мать, отец, сестры, братья. Его уже не ждали, свалился как снег на голову. Конечно, родные были вне себя от счастья, ведь одного сына, Файзрахмана, война уже отняла...
В парадной форме, с орденами и медалями, 24-летний Зуфар (в переводе с арабского это имя означает «победитель») произвел настоящий фурор на улицах Уфы.
Десять дней пролетели, как один миг, нужно было возвращаться в Пилау. Окончательно демобилизовался лишь в мае 1946 года. Молодому человеку предлагали остаться в Калининградской области, давали землю. Но он стремился на малую родину, в Башкирию.
Началась мирная жизнь. Зуфар Сиразетдинович вернулся к любимой профессии. В 1948 году зашел за какими-то покупками в ЦУМ на улице Карла Маркса и увидел там красивую девушку. С тех пор приходил в универмаг, как на работу.
- Каждый день покупал одну и ту же вещь, – смеясь, вспоминала потом Магафия.
Молодые люди поженились весной 1948-го, через год родился старший сын Рамиль. В 1955 году Зуфар построил дом. Родились еще двое детей, сын Наиль и дочь Альмира.
- Отец был на все руки мастер, все делал сам и нас учил, – рассказывает Рамиль Зуфарович. – Он обладал прекрасным чувством юмора, всегда был душой компании, к нам часто приходили гости. В родительском доме не смолкали песни, шутки, веселый смех.
Долгие годы Зуфар Сиразетдинович работал парикмахером, потом преподавал парикмахерское искусство в Уфимском профтехучилище. Немало мастеров столицы Башкортостана постигли у него секреты профессии. В числе его клиентов были руководители предприятий, деятели культуры, министры, к примеру, Наиль Кутушев.
Зуфар Шамсутдинов награжден множеством почетных грамот и благодарностей.
На День Победы и другие воинские праздники фронтовика часто приглашали в те города, которые он освобождал: в Волгоград, Донецк, Севастополь, Калининград.
Ветеран Великой Отечественной войны Зуфар Сиразетдинович Шамсутдинов ушел из жизни 2 января 2010 года. Ему было 88 лет.
Сын Рамиль – кандидат экономических наук, доцент. Преподавал в УГАТУ и БГПУ. Второй сын, Наиль, работал в органах внутренних дел, капитан милиции. Дочь Альмира окончила Куйбышевский институт железнодорожного транспорта, экономист.
У фронтовика три внука, а сейчас подрастает правнучка Мария. Ей шесть лет, она успешно занимается балетом. Именно для того, чтобы Маша и другие дети росли счастливыми под мирным небом, и не щадил своей жизни на фронте ее прадед Зуфар Шамсутдинов.
Ирина ШЕМАТОНОВА.
Фото из архива семьи
Шамсутдиновых.

Дата создание новости 21-06-2019   Комментарии (0)   Просмотров: 779     Номер: 46(13330)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.