Навстречу инновациям
«iВолга 2.0» открыла дорогу новым проектам
Молодые, неравнодушные, желающие изменить мир к лучшему – все это об участниках «iВолга 2.0». Седьмой по счету молодежный форум Приволжского федерального округа на Мастрюковских озерах завершил свою работу, открыв много ярких проектов. Нашу республику на площадке представляли сто пятнадцать человек, восемь из которых по итогам форума получили гранты на реализацию своих идей на общую сумму 1 940 000 рублей. В общей сложности работали десять смен, в числе которых «Наука и образование будущего», «Агрополис», «Ты — предприниматель», «PROспорт», «Инфоgram», «Победы страны — гордость поколений», «Труд крут!», «Молодежная команда страны».
Уфа на кончиках пальцев
Студентка художественно-графического факультета БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы Анастасия Конобеева (на верхнем снимке) нашла способ знакомить незрячих людей с архитектурными достопримечательностями республики. Она создает экспозиции при помощи… миниатюрных копий знакомых каждому уфимцу зданий. В ее крошечном городе есть и Башкирский государственный театр оперы и балета, и мечеть «Ляля-Тюльпан», и синагога, и уфимские вузы, и монумент Дружбы, и дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова, и этнопарк «Ватан», и ипподром «Акбузат», и Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан.
Желающие имеют возможность прикоснутся к истории, «прочесть» руками архитектурные особенности, создать в своем воображении образ того или иного сооружения. А начиналось все пару лет назад. Студентка художественно-графического факультета задумалась над тем, что можно сделать с уменьшенными аналогами зданий, которые создают на предмете “макетирование”. На подобную работу уходит много времени и сил, ее результаты впечатляют и… остаются невостребованными.
Анастасия же мечтала пустить макеты в дело, и ей пришла замечательная мысль: а почему бы не использовать их для добрых дел? Так и родилась краеведческая мастерская «Вместе». В прошлом году девушка уже выиграла на форуме «iВолга» грант в 200 тысяч рублей, в нынешнем году она вновь отправилась на Мастрюковские озера.
- Произошла некая перезагрузка, проект получил второе дыхание и теперь носит название “Краеведческая мастерская «ВМесте» 2.0”, - рассказывает активистка. – Очень рада, что получила финансовые средства для его расширения, для этого я и ехала на форум.
Сегодня над проектом трудится большая команда: студенты, волонтеры, макетная группа, экскурсоводы. Количество созданных тактильных макетов никто даже и сосчитать не пытается, так их много. Вместе с уфимскими достопримечательностями неравнодушные ребята создали и коллекцию стерлитамакских (для этого использовали средства первого гранта), которую передали стерлитамакскому филиалу Башкирской республиканской специальной библиотеки для слепых. В планах – открыть для людей с ограниченными возможностями здоровья и другие города республики.
- «iВолга» - это форум, на котором обязательно стоит побывать. Участников ждут новые знакомства, яркие впечатления, насыщенная образовательная программа, знакомство с проектами других ребят, - улыбается Анастасия. - Так как посетила площадку второй раз, то знала, что меня ждет. Кто-то жаловался на спартанские условия, но, на мой взгляд, они помогают закалить характер, проявить себя. Как всегда, на «iВолге» было много интересных спикеров, в числе которых полномочный представитель Президента РФ Владимира Путина в ПФО Игорь Комаров, депутаты, известные люди.
Анастасия стала участницей научно-образовательной выставки и имела возможность показать свой проект желающим. Целый день она встречала гостей, демонстрировала уменьшенные копии достопримечательностей республики. Работы настолько впечатлили зрителей, что экспозиция заняла первое место по результатам народного голосования.
- Кто-то из посетителей выставки помнил меня еще по прошлому году, спрашивал о воплощении задумок в жизнь, - говорит Анастасия. – Многие высказывали мысль о том, что необходимо создать аналогичные проекты в других городах.
Есть работа! Без дела студентов не оставят
Где и как подработать? Этот вопрос актуален для тысяч современных студентов. Будущий врач Диана Эмирова (на нижнем снимке слева) не только знает на него ответ, но и помогает трудоустроить соискателей. Два года назад она создала диспетчерскую «Студент», благодаря которой молодые люди могут найти временную подработку. Актуальная информация размещается в социальных сетях «ВКонтакте» vk.com/studentrabotarb и «Инстаграм» instagram.com/dispetcherskaiastudent/.
- Я состою в студенческом медицинском отряде, к нам часто обращаются с просьбой помочь найти работу. Есть запросы и со стороны работодателей: «Вы же стройотряды, давайте нам промоутеров, аниматоров, активных молодых людей на временные проекты». То есть существует проблема коммуникации, поэтому и возникла идея организовать в социальных сетях некую площадку для встречи работодателей и соискателей, - рассказывает Диана. – Число комментариев под каждым постом о новой вакансии составляет порядка 30.
Девушка не устает развивать свой ресурс. Существенную помощь ей оказывает руководитель регионального отделения Российских студенческих отрядов Ирина Сухарева. Не так давно Диана участвовала в смене «Труд крут!» молодежного форума Приволжского федерального округа, откуда вернулась с грантом в 150 тысяч рублей. Активистка планирует потратить его на развитие проекта «Осознанное материнство» в рамках диспетчерской «Студент». Он рассчитан прежде всего на нянь, вожатых, молодых родителей, учащихся старших курсов.
- Диспетчерской «Студент» уже два года, и так получилось, что самая актуальная вакансия – это няня. Девушки из студенческих педагогических отрядов могут посидеть с детьми школьного возраста, что с удовольствием и делают. А вот для малышей дошкольного возраста, младенцев подходящую кандидатуру найти не получается, потому что отсутствует необходимая квалификация. Именно поэтому загорелась идеей создать проект «Осознанное материнство», - говорит победительница «iВолги 2.0».
Участникам мастер-класса будут рассказывать о физиологических особенностях ребенка, пеленании, грамотном уходе, кормлении в разные месяцы жизни, купании, способах успокоить грудничка - словом, охватят круг вопросов, с которыми приходится сталкиваться молодым родителям. Будут и занятия для тех, кто хочет познакомиться с психологией детей дошкольного возраста, они включают в себя нейропсихологию, разбор кризисных периодов, кинезиологические упражнения на разные виды моторики, игротерапию, арт-терапию. Обучение планируют проводить в аудиториях Башкирского государственного университета, а также на базе детского центра «Мастерок» в Деме.
Мастер-классы начнутся уже 1 сентября, основная часть – после выделения средств гранта. Для студентов в рамках проекта предусмотрены также мастер-классы по тайм-менеджменту, написанию резюме и презентации себя на собеседовании.
- Мечтаем повысить трудовую грамотность учащихся, сделать их более конкурентоспособными на рынке труда, - отмечает Диана. – Я пока еще студентка, но ребята, которые приходят в поисках работы, порой стесняются даже меня, не знают, как разговаривать. А если на моем месте будет сидеть работодатель в костюме?
Следующим шагом в развитии диспетчерской «Студент» станет создание приложения, на эти цели пойдет грант Министерства семьи, труда и социальной защиты Республики Башкортостан в размере 471500 рублей, этих средств хватит, чтобы частично покрыть затраты. Приложение будет сочетать в себе ресурс по поиску работы и образовательные площадки.
- Идея в том, чтобы предоставлять все эти возможности для студентов на бесплатной основе, - подытоживает Диана.
IT-технологии для сельского хозяйства
Еще одним открытием форума «iВолга 2.0» стал студент теперь уже второго курса факультета агротехнологий и лесного хозяйства Башкирского государственного аграрного университета Артур Кутлубаев (на снимке слева). Он выиграл 150 тысяч рублей на создание кружка робототехники для школьников в направлении «Развитие социальных лифтов». Особенностью проекта стало то, что его участники будут пробовать свои силы в разработке моделей, ориентированных на нужды сельского хозяйства.
- Занятия в БГАУ предназначены для ребят из пятых-восьмых классов. Считаю, что кружок станет неплохой формой профориентационной работы: школьников ждут не только занятия по робототехнике, но и знакомство с обширной материально-технической базой вуза, множеством лабораторий, лекции по различным дисциплинам. Городские дети познакомятся с передовыми разработками в сфере сельского хозяйства. Если в будущем они поступят в наш университет, то будут знать, с чем им придется столкнуться и над чем предстоит работать. А не так, как порой бывает: получили диплом и не понимают, нужен ли он им вообще…
В программе обучения предусмотрены базовые основы программирования, работа с конструкторскими наборами, сборка виртуальных моделей. Важно и то, что перспективные разработки уфимцев (а у подрастающего поколения всегда масса свежих идей!) найдут применение в сельском хозяйстве. Юные робототехники будут работать на электронной платформе Arduino и создавать настоящие макеты.
- Сегодня на базе аграрного дйствует кружок по робототехнике, но он не пользуется особой популярностью: на занятия ходят два-три студента, - вздыхает Артур. - Средства гранта позволят развить его, привлечь к работе уфимских школьников. Планируется, что вести занятия будут преподаватели БГАУ и студенты старших курсов, которые с техникой «на ты».
Кстати, у инженеров аграрного немало интересных проектов, которые уже нашли применение в сельском хозяйстве. В числе их последних работ – гидропонная система (способ выращивания растений на искусственных средах без почвы) и автоматические сеялки.
- На самом деле сельское хозяйство и программирование, робототехника становятся все более связанными между собой, - делится своим мнением Артур. - К примеру, когда разрабатывали автоматизированную гидропонную систему, тесно взаимодействовали с аграриями, преподавателями вуза, чтобы учесть все факторы и добиться результата.
Как раз благодаря этой установке и возникла идея создать кружок для школьников. На одной из выставок к студентам подошли представители уфимского лицея и спросили о возможностях обучения подростков.
- На базе школы сложно организовать место для занятий ребят со всего города, гораздо проще и эффективнее открыть его в нашем университете, - считает изобретатель. - Как известно, аграрный отличает удобное транспортное расположение, до него комфортно добраться из разных уголков Уфы. Кружок хотим открыть в феврале следующего года, изначально он будет рассчитан на 12 школьников.
Сам студент приехал из Оренбургской области. С детства он был увлечен техникой: ремонтировал велосипеды, мотоциклы. В БГАУ ему предложили заниматься в кружке робототехники, Артур сразу же согласился, после пар спешил на занятия, за очередными разработками засиживался до позднего вечера.
- В агрономию пошел сознательно, считаю, что эта сфера будет актуальна всегда, а будет ли востребован специалист – в первую очередь зависит от него самого. Планирую получать диплом по специальности, а робототехника – прекрасное хобби, которое позволяет расширить кругозор и внедрить интересные разработки в жизнь, - говорит Артур.
Ирина НУРИМАНШИНА.
Фото из архива героев публикации.
Фото из архива героев публикации.
14-08-2019 (0) Просмотров: 931 Номер: 57(13341) Версия для печати