Домовая «кухня»
А у нас в подвале тепломер. А у вас?..
Если раньше вы совсем не интересовались общедомовыми приборами учета тепла, то, возможно, с переходом на «одну восьмую» в расчетах за отопление это придется исправить. На сей раз несколько вопросов на данную тему мы задали специалистам Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Башкортостан.
От «кассетного плеера» до шкафа
Практика показала: работу жилищного предприятия всегда лучше контролировать. А потому будет нелишним каждый месяц вместе с сотрудником управляющей компании спускаться в подвал для снятия показаний тепломера (выберите для этого ответственного соседа). Так вы исключите возможность обмана.
- Любой жилец вправе это сделать, потому что прибор куплен в том числе на его деньги. Счетчик в равных долях принадлежит всем собственникам помещений дома, - напоминает начальник отдела поверки средств измерений в сфере коммунальных услуг ЦСМ Руслан Ахметзянов (на верхнем снимке).
Как распознать устройство? Конечно, привычного миниатюрного аппарата с дергающейся стрелочкой наподобие квартирного прибора учета воды вы не увидите — речь о целом комплексе оборудования: во-первых, на трубах внутридомовой системы теплоснабжения установлены два измерителя расхода теплоносителя (на входе и выходе), во-вторых, - термометр, в-третьих, - сам вычислитель количества тепла, именно он и призван обрабатывать данные и выдавать готовый результат.
Работает устройство от встроенной батарейки или от сети. Выглядеть тепловычислитель может совершенно по-разному в зависимости от модели, типа и марки. Скажем, прибор может походить на старенький кассетный плеер (на нижнем снимке) или метровый электрошкаф, однако принцип работы будет тот же. Нужные цифры высвечиваются на узком мониторчике. Необходимый показатель выбираете нажатием кнопки. Вычислитель обязательно сообщает дату, текущее время, температуру воды на входе в систему и на выходе, массу пропущенной по трубам жидкости (в тоннах), ее объем (в кубометрах). Потребленное же тепло измеряется одновременно в гигакалориях и мегаватт-часах.
- Так, информация об объеме воды поможет узнать, не сливает ли кто-нибудь батареи, чтобы сэкономить на горячей воде из крана (бывает и такое!), - приводит пример техник по метрологии Олег Ирза.
Разумеется, незначительная погрешность допускается (примерно 2 процента — при больших расходах теплоносителя, 4 — при низких), и все же выявить утечку непрофессионалу будет, скорее всего, непросто. Реально ли определить по внешним признакам исправность счетчика? Если на корпусе нет сколов и явных трещин, то вряд ли. Хотя о проблемах может сигнализировать индикатор с надписью «ошибка» (мы заметили такой на демонстрационной модели в ЦСМ): скажем, красная лампочка загорится при выходе из строя того же термометра.
Совет №1. Если прибор установили недавно, но вы все равно сомневаетесь в его новизне, запросите в управляющей компании документы на устройство. Пусть покажут паспорт на прибор (хотя бы копию). В нем помимо технических характеристик должна присутствовать отметка о первичной поверке заводом-изготовителем с указанием даты.
А поверял не «абы кто»?..
Как часто необходимо поверять общедомовой тепломер? Обычно раз в четыре года, но точный межповерочный интервал указан в техническом паспорте на прибор. Кстати, следить за соблюдением сроков собственникам тоже необходимо, в их же интересах. Эксплуатация неповеренного вовремя счетчика запрещена, а начисления за тепло в таком случае начнут делать по нормативу, что гораздо дороже.
По словам Руслана Ахметзянова, на месте общедомовые тепломеры не поверяют. Их необходимо демонтировать (сделать это могут либо жилищники, либо сотрудники ЦСМ за отдельную плату) и привезти в профильную организацию. Там их промоют и поверят на специальной автоматизированной установке. Как правило, в договоре с ЦСМ прописывается двухнедельный срок. Стоимость услуги — около восьми тысяч рублей. Оплачивается поверка, как и приобретение счетчика, из средств, накопленных по статье «Содержание», то есть самими жильцами.
Если окажется, что прибор неисправен, управляющая компания получит извещение о непригодности. Результат положительный — сделают пометку в техпаспорте (с указанием фамилии поверителя, даты и подписи) или выдадут свидетельство о поверке со специальной голографической наклейкой. Приложат к документам и протокол поверки с описанием всех процессов. Далее ресурсоснабжающая компания прибор опломбирует, после чего составит акт ввода устройства в эксплуатацию.
Совет №2. Сомневаетесь в том, что поверка действительно состоялась? Алгоритм действий тот же. Запросите у управляющей организации перечисленные выше бумаги, а также договор с компанией, оказавшей услугу, и документ, подтверждающий оплату поверки. Поскольку такого рода услуги подлежат обязательному лицензированию, организация, поверившая счетчик, должна быть аккредитована в Единой национальной системе аккредитации. Так что для верности запросите у управляющей компании еще и копию выписки об аккредитации, ведь если поверку выполнил «абы кто», ее результаты попросту недействительны. Кроме того, можно поискать сведения об исполнителе в реестре аккредитованных лиц на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации old.fsa.gov.ru. В нем указан актуальный статус компании и область ее аккредитации (вправе ли организация поверять такие средства измерения).
Конечно, если до начала отопительного сезона вопрос с поверкой уладить не удалось, заниматься им сейчас, мягко говоря, проблематично. Если прибор признают неисправным, на покупку нового как раз уйдет вся зима...
Если цена запредельная
Живете в доме, где о приобретении тепломера задумались только с переходом на «одну восьмую»? Следующая информация для вас. После того, как жильцы провели собрание и решили вопрос с финансированием покупки, управляющая компания заказывает в профильной организации проект общедомового теплоузла. С учетом всех технических характеристик специалист определяет, какой тип прибора установить. Учтите: расходы составят не только траты на оборудование, но и на его монтаж.
Совет №3. Если стоимость тепломера кажется завышенной, запросите в управляющей компании сметную документацию и утвержденный проект теплоузла. Пусть жилищники предоставят и сами коммерческие предложения от завода-изготовителя, где указана конкретная цена устройств.
- Управляющая организация не праве отказать в предоставлении сведений, потому что работы связаны с расходами жильцов, - утверждает Руслан Ахметзянов.
Что дальше? Все производители работают в открытую. Прайс-листы опубликованы на официальных сайтах, а значит, суммы, указанные в документах жилконторы, можно сравнить. Если данные не совпадают или возникли вопросы, смело звоните прямо на завод.
И еще. Счетчики бывают разные: механические, магнитные, ультразвуковые, вихревые. У всех свои плюсы и минусы. Нюансов много: скажем, неплохо бы подобрать прибор с хорошей защитой от перегрузок, но… вряд ли вам доверят возможность выбора устройства по техническим характеристикам. Управляющая компания всегда может сослаться на требования проекта теплоузла, а дискутировать по таким вопросам уместно разве только узкопрофильному инженеру. Впрочем, по словам Олега Ирзы, любой современный тепломер будет служить верой и правдой, если правильно и своевременно его обслуживать — обязательно раз в год. А уж это проконтролировать собственникам как раз-таки под силу.
Арина АСТАФЬЕВА.
Фото автора.
Фото автора.
29-10-2019 (0) Просмотров: 770 Номер: 78(13362) Версия для печати