И это все о ней
В любом созвездии есть самая яркая звезда - Альфа. Талантливых журналистов в “Вечерке” было столько, что они являют собой целое созвездие. Но выделить Альфу среди них я бы все же не решился: настолько самобытен каждый корифей “Вечерней Уфы”.
Однако я не ошибусь, если назову журналиста, писателя, члена Союза писателей РБ, заслуженного работника культуры Башкортостана, лауреата премии имени Ш.Худайбердина Аллу Анатольевну Докучаеву одной из ярчайших звезд не только нашей газеты, но и журналистики, не ограниченной республиканским масштабом.
Известный журналист - вечеркинец Юрий Федорович Дерфель - когда-то отозвался о ней удивительно емко, коротко и точно: “У Аллы - мужская рука”. В профессии - это высокая оценка и комплимент. Но добавлю: у Докучаевой “мужскую руку” высокопрофессионального и проницательного журналиста дополняют женское сердце и душа, способные чувствовать на уровне, как мы говорим, тонких материй.
Талант, труд и характер создали блестящего журналиста, публициста, писателя. А ещё - человека, внесшего огромный вклад в становление и создание высокого авторитета главной городской газеты. Ее многолетний труд на третьем этаже Дома печати я бы назвал и “ударной производственной деятельностью” - ведь Алла Докучаева на первых ролях участвовала в производстве газеты на должностях ответственного секретаря, заместителя главного редактора.
Лично мне, как нынешнему редактору “Вечерней Уфы”, в нашей героине чрезвычайно импонирует еще одно качество - в ней совершенно нет свойственного, увы, большинству ветеранов брюзжания: “Разве сегодня - это газета... Вот в наше время...” Алла Анатольевна по сей день не просто наша внимательная читательница, но и очень доброжелательный эксперт, который непременно отметит успехи молодых коллег и газеты в целом. Это дорогого стоит.
В светлый праздник Рождества она отметила красивую круглую дату. И, желая здоровья ветерану “Вечерки”, мы желаем ей сотен и тысяч новых замечательных строк. Новых произведений со знаком качества: “Алла Докучаева”.
Вячеслав Голов.
Наш Дом печати помнит много начальствующих редакторов и их замов, вхожих в высочайшие коридоры власти обкома партии, а вот фамилии и лица многих давно забылись. Они были просто начальниками, выполняющими решения съездов, пленумов и так далее. И я знаю три фамилии, которые пользовались непоколебимым авторитетом журналистского сообщества. Это Ремель Миргазианович Дашкин, многолетний редактор «Ленинца», а потом «Кызыл тана», Явдат Бахтиярович Хусаинов и его заместитель Алла Анатольевна Докучаева, которые много лет делали замечательную городскую газету «Вечерняя Уфа».
«Вечерка» поначалу занимала роскошные апартаменты на втором этаже гостиницы «Уфа» (сегодня - читай «Астория») с большими удобными кабинетами и новым стилем журналистского общения с читателями, какой стала «ВУ». В коридоре стоял теннисный стол, за которым искал вдохновение Реан Бикчентаев, и с правой стороны был кабинет Аллы Анатольевны. Я работал в «Ленинце», и мы находились на Пушкина в трехэтажном здании, парадные три этажа с улицы были Домом печати, а другая часть здания была тюремным управлением. С «Вечеркой» у нас было нормальное дружеское профессиональное соперничество, и часто приходилось за советами обращаться именно к ответсекретарю Алле Анатольевне. И сколько я помню, мы никогда не уходили от нее с пустыми руками. Ее всегда отличала высокая культура общения и мышления, большой журналистский опыт.
Она была высоким профессионалом: умело раскладывала сюжет по частям и всегда предлагала интересный уровень решения проблемы. Не диктовала, а вслух размышляла, и все потом получалось интересно. А в тогдашней «Вечерке» мне запомнились многие номера: и посвященный первому дню зимы, и те, в которых было большое количество интересных фотопортретов знаменитых уфимцев, и репортажи с улиц. Все это было необычно и интересно. Мы же были приучены «Советской Башкирией» к серьезным проблемам нефтедобычи, сева и уборки и прочих незабываемых достижений местной промышленности. Вячеслав Стрижевский был фоторепортером «Вечерки», и от этого она только выигрывала. Фотограф от бога с прекрасным вкусом, он печатал на ее страницах очень интересные и красивые репортажи. И к тематике его географии прикладывала руку Алла Анатольевна. Я сам был несколько раз свидетелем поиска таких адресов. Это, наверное, высокий пилотаж журналистского профессионализма, когда начальник штаба газеты вот так продумывает и проговаривает героев репортажей. Первый и многолетний редактор газеты Явдат Бахтиярович Хусаинов был мастером видеть великое будущее столицы Башкирии в общении с журналистами не только «Вечерки», но и всего Дома печати, Алла Докучаева видела это в лицах, героях, авторах, жанрах. Ее героев мы помнили в лицо.
Не могу не вспомнить ее дружбу с Театром имени Моссовета, который во время гастролей подарил уфимцам лучшие спектакли своего репертуара. Директором театра тогда был, кажется, Лосев. Именно с ним решала вопросы освещения гастролей ответственный секретарь. И помню звонки на мой домашний телефон Аллы Анатольевны с предложением посетить по желанию любой спектакль с единственным условием: потом написать рецензию. От такого трудно было отказаться. И благодарная память хранит и эти предложения, и сами спектакли.
…Я многому у нее научился: умению слушать, не перебивая, запоминать главное и потом выхватывать самое интересное для своего материала в газету. Учеников у Аллы Анатольевны всегда было много, я удивляюсь, когда она успевала так качественно, хорошо делать свою работу, потому что у нее в кабинете всегда кто-то рассказывал интересную историю. И большинство этих историй потом становились журналистскими рассказами, делавшими «Вечерку» еще интереснее.
И вот опять день рождения! Пусть долголетие будет творчески интересным, ведь Алла Анатольевна плюс ко всем многочисленным журналистским талантам пишет книги. И чтобы внукам досталось не на память, а чертой характера бабушкин интерес и любовь к людям и жизни!
Валерий ПУГАЧЕВ, профессор Башкирского государственного университета.
«Вечерка» отмечала свое пятидесятилетие в Государственном академическом русском драматическом театре РБ.
Зал был полон. Концертные номера сменялись поздравлениями, представлением тех, кто работал и работает в газете. И вот когда ведущий назвал имя Аллы Докучаевой, его дальнейшие слова потонули в аплодисментах. И зал поднялся со своих мест, встали, приветствуя Журналиста, герои ее очерков: ученые, профессора и лаборанты, актеры, строители, педагоги, нефтяники, врачи и медсестры. Для каждого из своих героев она находила какие-то особые слова, становилась другом людям, накануне незнакомым.
У Аллы Докучаевой издано несколько книг. В них помимо художественных произведений вошли избранные статьи и очерки. Но если собрать воедино все ее материалы, то получится солидный фолиант под названием «Мои любимые уфимцы».
С юбилеем, Алла Анатольевна! Долгих-долгих лет жизни, исполненной творчества!
Галина ГРИГОРЕНКО.
А я вам говорю, что нет
напрасно прожитых
мной лет,
ненужно пройденных путей,
впустую слышанных вестей.
Нет невоспринятых миров,
нет мимо розданных
даров…
Каждое слово этих поэтических строк Ольги Берггольц с полным правом может отнести к себе Алла Анатольевна Докучаева. Словно специально для нее написано! Редко встречаешь в жизни столь многогранную и гармоничную личность. Удивительно, что каждую ипостась знаешь не понаслышке, а чувствуешь сердцем в повседневном общении. Прежде всего Алла Анатольевна неординарный человек. Обаятельная, интеллигентная, бесконечно добрая. Ее не надо просить о помощи, она сама чувствует, кто нуждается в сочувствии, милосердии, и помогает. Не помню случая, чтобы за многие годы знакомства она забыла поздравить с днем рождения, праздником, посочувствовать в горе или просто неприятной ситуации.
Я глубоко убеждена, что человеческие качества во многом определяют профессиональные. Алла Докучаева – потомственный журналист, опытный газетчик, неравнодушный публицист, известный писатель. У меня на книжных полках немало книг, подаренных автором, с теплыми, нешаблонными автографами.
Мы познакомились и подружились задолго до того, как я стала работать в театре оперы и балета. Представляя разные издания, мы встречались на одних и тех же спектаклях, выставках, презентациях. У нас во многом совпадали вкусы и мнения, нам не надо было искать темы для разговора, и сами не заметили, как перешли на «ты» и отбросили в обращении свои некороткие отчества.
А во время работы в театре я убедилась, что очень мало журналистов, пишущих о культуре, искусстве так эмоционально, неравнодушно, оперативно. Буквально вечером спектакль, на наследующий день уже в газете. Как Алла все успевает, удивлялась я. Ее работоспособность потрясает. Она практически не пропускала ни одной премьеры, фестиваля, пресс-конференции. Встречалась с артистами, писала очерки, интервью, выпускала книги.
А работая в отделе культуры газеты «Республика Башкортостан», я восхищалась ею как автором, который никогда не подведет и даст материал вовремя. Алла не признает никаких диктофонов, не зависит от компьютера. Любо-дорого смотреть, как ловко, быстро скользит ее перо, переворачиваются листочки блокнота, нисколько не отставая от речи собеседника. Странички, исписанные ее ровным, разборчивым почерком, знают во всех редакциях и сразу отправляют в набор, не утруждаясь предварительным редактированием, потому что знают: там все, как надо.
Бывало, она писала вместе с супругом Семеном Валентиновичем Шапиро, ученым, педагогом, писателем, удивительно чутким, тонким человеком, которого, к великому сожалению, не стало полгода назад. Это был удивительный человеческий и творческий тандем… Действительно, две половинки… У Аллы Анатольевны можно поучиться мужеству переносить горе, умению не обременять окружающих своими переживаниями. Конечно, не обходится без недомоганий. Для нее главное лекарство – работа. Она не снизила активности, продолжает писать, и ее охотно публикуют многие издания.
Свой солидный юбилей Алла Анатольевна встречает в прекрасной творческой форме. Ее публикации так же интересны и востребованы, в них чувствуется нерв автора. Не случайно в одном из ее стихотворений есть такие слова: «Все от сердца, все не игра, Все в строке, что в душе накипело».
Дорогая Алла, с юбилеем! Прими восхищение и самые добрые пожелания!
Нина ЖИЛЕНКО.
Любите ли вы Театр, как…
…Его всегда любила Алла Анатольевна Докучаева, а именно – верно и преданно, порой с восторгом. И ее собрату по перу родом из XIX века, неистовому Виссариону, прочитай он ее страстные опусы об уфимской театральной жизни, уж точно не пришлось бы краснеть за лучшие журналистские традиции.
…«Так придите и умрите!», если сможете. И она приходила с завидным постоянством на свидание с театром и растворялась в нем полностью, потому что ее стихией были не только шумные премьеры, тайная закулисная жизнь и закрытые для многих актерские судьбы. Она знала эту закулисную чрезвычайно завуалированную творческую жизнь, работающую в режиме перпетуум-мобиле.
Премьеры? Да! Но далее - ее присутствие на репетициях, сдачах спектаклей, совещаниях в СТД, участие в гастрольных поездках и встречах с приглашенными критиками.
Приходилось вставать и на защиту коллектива Русского драматического театра, когда его пытались распять темным зимним вечером за плотно закрытой дверью отдела культуры областного комитета партии – за несанкционированную постановку пьесы Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Тяжелый был случай. Многим досталось по полной. Но иных уж нет, а кто-то – далече. А память уверенно высвечивает нюансы той печальной истории…
Алла Анатольевна всегда имела дело со словом. А театр зиждется на слове, и ему без поддержки авторитета таких профессионалов не обойтись.
Спасибо Алле Анатольевне за годы былого сотрудничества и взаимопонимание. За ее книги с автографами, которые я бережно храню. Долгих лет ей, творческой бодрости и неиссякающей любви к театру!
Тамара АБРОСИМОВА,
Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург.
У каждой песни, что «на слуху» у поколений (не путать с «однодневками»!), есть свои отчетливые образы. Они прямо-таки встают перед глазами, когда звучат первые такты любимых мелодий. И жизнь сама подкидывает ассоциации, совпадения, первые впечатления, и врезаются они в память надолго, и случайности превращаются в закономерности.
Вот и я, впервые увидев в нашем оперном театре приметную пару явных меломанов, подумала: «Они похожи на Пахмутову с Добронравовым». Она – маленькая, улыбчивая, этакий сгусток сдерживаемой энергии, с рентгеновским взглядом умных глаз и спокойной женской уверенностью в себе и своем спутнике. Он – вытянутый по вертикали, поджарый и элегантный, раскланивающийся с каждой встреченной дамой с рыцарским достоинством. Не обратить на них внимание было невозможно. Порода чувствовалась за версту. Профессорская чета.
Стоит отметить, что я сама в то время была недавней выпускницей института искусств, начинающим музыкальным критиком. Писать о премьерах было и страшно, и ответственно, и жуть как неохота, поэтому по-щенячьи восхищалась теми, кто делал это более искусно и легко. В то время образцами жанра для меня были статьи в двух изданиях – в журнале «Рампа» и газете «Вечерняя Уфа». И если в «Рампе» все были «родней по музыковедческому цеху» (Лилия Латыпова, Гузель Галимова, Лейла Муртазина), то вечеркинцы оставались небожителями, статьи которых вырезала, собирала, восхищалась и перечитывала, дабы «хапнуть мастерства». Эти таинственные личности, которыми зачитывалась (Алла Докучаева, Юрий Коваль, Александр Касымов), даже не входили в вероятный круг знакомых. Но что поделаешь, мечты сбываются, и я постепенно узнала этих интереснейших людей. И одной из самых ценных встреч стало знакомство с Аллой Анатольевной Докучаевой.
Сегодня, в дни юбилея, хочется публично признаться в том, что рассказать о ней так же изящно, затейливо и душевно, как она писала о своих героях, у меня точно не получится. Но я ступлю на знакомую мне почву и попробую провести некоторые аналогии с музыкальными жанрами.
Алла Анатольевна, Вы похожи на фортепианную миниатюру Скрябина. Вы умеете вместить массу смыслов в несколько строк и заставляете ждать продолжения как глотка воздуха. Вы удивляете сложными гармоническими сочетаниями слов и интригуете неожиданными поворотами мысли. И пишете в тонком соответствии со временем и местом.
В Вас определенно есть черты качественного романса – Ваш стиль понятен многим, и Вы умеете транслировать любовь и грусть в доступной форме даже не подготовленным читателям. Это и демократично, и аристократично одновременно. История Вашей семьи с Семеном Валентиновичем – яркий пример классического романса, не правда ли?
Иногда Вы можете быть и гимнотворцем, как говаривал товарищ Бендер, автор пособия для создания од и тропарей. А что делать? От юбилейных и памятных дат журналиста еще никто не освобождал. Но каким неистощимым человеческим потенциалом нужно обладать, чтобы находить индивидуальный подход к каждой репрезентативно-парадной теме! Браво!
А с чем сравнить Ваши книги? Объемы – от сонаты до симфонии, круг образов и драматургические приемы – сродни опере. Малеровская глубина и прокофьевская солнечность, джазовая непредсказуемость и полифоническое чувство формы… можно продолжать бесконечно.
Но что идеально подходит к Вашему образу, стилю, судьбе, думаю, звучит в песне Пахмутовой и Добронравова в соавторстве с поэтом Гребенниковым - «Главное, ребята, сердцем не стареть». Вы - дитя той романтической эпохи, которая рождала людей, окрыленных надеждой, верой в свои силы, людей с незыблемыми устоями порядочных интеллигентных строителей лучшего будущего для страны. И не было для Вас неподъемных задач, и не пугал переезд в незнакомые края, и легко сходились с людьми, близкими по духу, и безапелляционно расставались с теми, кто в диссонансе с Вашими принципами. И пусть года, как улетающий самолет, добавляют горечи расставания с любимыми, но сердце-то по-прежнему все бережет и хранит по полочкам. А зеленое море манит и заставляет пускаться в волны творчества, ведь сколько бы ни было Вам лет, Вы, Алла Анатольевна, как тот летчик, знаете точный курс.
Виктория СИМОНОВА.
«И лишь однажды осветило»… - таково название первой вышедшей в свет в 1990 году в Башкирском книжном издательстве повести Аллы Анатольевны Докучаевой, благодаря чему и состоялась наша встреча.
…Методические курсы учителей Орджоникидзевского района нашего города, которые еженедельно проходили по пятницам – общий методдень для всех словесников, - возглавляли две удивительные женщины – Софья Захаровна Болховских и Лидия Ивановна Башинская. Так, на одно из этих занятий и была приглашена Алла Анатольевна Докучаева не только как общий друг их чисто человеческих отношений, но прежде всего в качестве литератора для встречи с нами – учителями средней школы, среди которых и совсем молодые, «необстрелянные», и самые настоящие «зубры».
В то утро Алла Анатольевна покорила всех. Не удержавшись «в рамках приличий» - ведь до этого мы не были знакомы, - я посмела обратиться к ней и пригласить внешне очень строгого автора на творческую встречу с учениками моего класса. Тут же получила… согласие!
Алла Анатольевна Докучаева – человек весьма популярный: она в республике широко известна не только как журналист, но и в качестве организатора газетно-издательского дела. А тут… дети – даже не старшеклассники!
Волнение ребят перед встречей, к которой они готовили вопросы по прочитанным произведениям (я обобщаю: ведь подобных мероприятий было несколько); заранее купленные и ждущие в вазе «три гвоздички» - все как обычно. И – потрясение: проводив автора, мы еще некоторое время делились впечатлениями, как вдруг я услышала: «Алла Ивановна, я первый раз вижу живого писателя»…
Милая, дорогая Алла Анатольевна! Своим общением Вы не только просветили души читателей, но и освятили, потому что понятия чести и достоинства в Вашей жизни не пустой звук, но святое дело: чужая беда, кроме слов сочувствия, всегда для Вас способ помочь добру и справедливости восторжествовать. Редко, кому впору придутся эти слова.
Необычные уроки общения школяров с Аллой Анатольевной Докучаевой не прошли даром: встречаясь с бывшими учениками, я убеждаюсь, что не забыто то ее напутствие юному поколению: больше читать. Мои ученики его помнят… Может быть, потому, что она их однажды осветила!
Всегда с уважением, Алла ЯРОВЕНКО.
10-01-2020 (0) Просмотров: 631 Номер: 1(13380) Версия для печати