Пешеход-невидимка
Только за один день,в минувшую среду, в Уфе произошло шесть наездов на пешеходов. К счастью, никто не погиб. А вот в двух других январских ДТП трагедии избежать не удалось. Решив сэкономить минуту, два человека заплатили за это жизнью.
Сводки ГИБДД сухи и беспристрастны. Но они буквально кричат: почему мы так беспечны и так легко играем со смертью? 4 января в 19.30 на улице Менделеева женщина – водитель «Фольксвагена Поло» двигалась в сторону улицы Сагита Агиша, как вдруг в районе дома №140/1 на проезжей части неожиданно появился пешеход. Здесь всего-то в 20 метрах светофор, зачем же он рванул напрямую, среди потока машин! На дворе уже вечер, видимость затруднена – нежданного «перебежчика» водитель «Фольксвагена» увидела в последний момент, избежать удара было невозможно. От полученных травм 60-летний мужчина, житель Сибая, скончался на месте аварии…
Прошло всего два дня, и печальный список погибших пешеходов пополнился.
Участок улицы 50-летия СССР от Дворца спорта до «Спортивной» всегда считался опасным. Инспекторы ДПС, патрулируя по маршруту, по громкоговорителю предостерегают пешеходов: не перебегайте, здесь это очень опасно. Кого-то штрафуют. Но, увы… Как говорится, «не зарастет народная тропа»: многие по-прежнему идут через дорогу там, где им удобно.
В итоге 6 января в 18.20 на улице 50 лет СССР 22-летний уфимец решил пересечь магистраль в районе дома №13, в неположенном месте. С риском для жизни добрался до середины проезжей части. Уже смеркалось, да еще погода пасмурная. И водитель «Шевроле Каптива» не увидел стоявшего посреди дороги парня. А тот не услышал приближающейся опасности, так как был в наушниках… Удар, пострадавшего отбрасывает на встречную полосу, где на него наезжает «Фольксваген Поло». Травмы оказались смертельными. Жизнь только начиналась и так нелепо оборвалась…
А 17 января вечером на улице Пугачева под колеса «Лады Веста» угодил 50-летний мужчина, также перебегавший дорогу в неположенном месте. Результат – тяжелые травмы, госпитализация. На этом опасном участке наезды не редкость, в прошлом году был и со смертельным исходом.
Как нам сообщили в отделе ГИБДД Управления МВД России по городу Уфе, за 2019 год по вине самих пешеходов на улицах столицы произошло 246 ДТП, в которых погибли 12 человек, 237 получили травмы различной степени тяжести.
Причины трагедий банальны: несоблюдение элементарных правил безопасности, этакий дорожный нигилизм. У нас многие пешеходы просто ленятся пройти 10-20 метров до перехода, бегут напрямую. Не раз приходилось наблюдать: человек, рискуя жизнью, переходит дорогу где придется, а затем уже на другой стороне улицы движется в направлении светофора. Где логика? Ты же все равно пойдешь туда, зачем перебегать где попало? Зачем подставлять водителей? Ответы на эти вопросы вы вряд ли получите.
«Я – главный на дороге. Мне нужно здесь перейти, и я пойду, так что тормози и пропускай. Попробуй, сбей, тебя же посадят…» Да, в большинстве наездов виновным признают водителя как управляющего источником повышенной опасности – автомобилем. Однако разница между пешеходом и водителем на дороге слишком велика. Пеший участник движения может быть трижды уверенным в своем превосходстве над автомобилистами, но при столкновении с машиной его не защищает ничего, тогда как у водителя есть ремень и подушка безопасности, а также метр капота. Последствия наезда для пешехода могут быть очень плачевны, тогда как для водителя – это деньги на лечение пострадавшего или лет пять отсидки в колонии-поселении. Отбыв срок, водитель возвращается к нормальной жизни, а пешеход остается инвалидом на всю жизнь. Или погибает. Поэтому при пересечении дороги безопасность для пешехода более насущная задача, чем для водителя. Однозначно.
А сейчас, зимой, переходить проезжую часть нужно особенно внимательно. Обзор водителю ограничивают погодные условия, а одежда пешеходов в основном темного цвета - все это создает дополнительные сложности. По статистике, в прошлом году в Уфе именно в тёмное время суток произошло 200 наездов на пешеходов, в которых 8 человек погибли и 196 ранены.
При этом по степени тяжести вечерние и ночные аварии значительно превосходят дневные. Вечером в свете фар, особенно при разъезде встречных автомобилей, многие пешеходы допускают ошибку, считая, что на дорожке света они хорошо заметны. На самом деле пешеход как раз попадает практически в невидимую, «слепую» для водителей зону. Кроме того, в вечернее время сами пешеходы зачастую ошибаются в оценке расстояния до опасного объекта. Подвергают себя опасности и те, кто любит слушать музыку через наушники или разговаривать по мобильному телефону при переходе дороги. А это, увы, сегодня многие считают за правило.
Анализ аварийности свидетельствует - дорожно-транспортных происшествий становится больше во время снегопада и сильного ветра, так как плотные головные уборы и особенно капюшоны резко ограничивают видимость, а осадки и порывы ветра заставляют человека наклонять голову, что тоже влияет на уменьшение обзора.
Пешехода в темное время суток, особенно на мокрой дороге, из автомобиля практически не видно. Для водителя он появляется, как призрак, всего за несколько метров, времени реагировать на ситуацию остается крайне мало, и даже резкое торможение не поможет. Запомните: когда двигаешься со скоростью 40 километров в час, вечером при снегопаде все равно видимость плохая, а если пешеход еще и в черной куртке...
Что же делать, чтобы смертельный конвейер «притормозил»?
- Понятно, прежде всего не переходить дорогу там, где не положено, а на регулируемом переходе - только на разрешающий сигнал светофора, - говорит инспектор по пропаганде отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Уфе Альбина Кадикова. – Прежде чем начать переходить, оцените обстановку, убедитесь, что нет приближающегося транспорта. Даже если вы уже ступили на «зебру», это еще не гарантия вашей безопасности. И конечно, снимите наушники, не смотрите в телефон.
А еще инспектор настоятельно рекомендует использовать светоотражатели, которые спасли не одну жизнь. Осенью и зимой они особенно актуальны, так как примерно в шесть раз снижают риск наезда на человека в темноте. Для водителя пешеход становится заметным примерно со 150 метров (в дальнем свете фар это расстояние увеличивается до 400 метров). В этом случае он успевает вовремя затормозить. Для сравнения: пешеход в темной одежде в похожих условиях “проявляется”, когда до него остается всего 30-40 метров, а тормозной путь до полной остановки автомобиля составляет 80 метров.
- Многие считают, что светоотражатель – это лишь игрушка. Но это реальная возможность сделать человека заметнее на дороге и спасти ему жизнь, – говорит Альбина Кадикова. - Прикрепите светоотражающие элементы на одежду своему ребенку, себе, можно просто прицепить к сумочке. Если культура ношения светоотражателей у нас приживется, наездов на пешеходов, безусловно, станет меньше.
Сергей ОСАДЧИЙ.
Фото предоставлено пресс-службой Госавтоинспекции столицы.
Фото предоставлено пресс-службой Госавтоинспекции столицы.
24-01-2020 (0) Просмотров: 535 Номер: 5(13384) Версия для печати