$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

«Однажды в полете мотор отказал…»


«Однажды в полете мотор отказал…»

…Много разных страниц сохранилось в истории аэродрома, который работал с 17 декабря 1941- го до 2000-х годов на территории села Максимовка.

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне ветераны аэродрома решили создать экспозицию, посвященную истории летного отряда Машиностроительного завода (ныне ПАО «ОДК – УМПО»). За помощью обратились к и.о. генерального директора УМПО Сергею Симонову и директору музея истории объединения Вере Зесли. Документы о  летном отряде в период его создания и работы во время Великой Отечественной войны на заводе не сохранились, они были сданы в Центральный государственный архив  БАССР, где находились до недавнего времени под грифом «Секретно».
Инициативная группа обратилась в государственные органы с письмом-просьбой дать разрешение работать с секретными документами.
По результатам трудов в архиве в Музее истории УМПО установлен планшет, отражающий работу летного отряда летной испытательной станции (ЛИС) и отдельной летной испытательной станции (ОЛИС); в подшефной школе летного отряда  №53 подготовлена и открыта подобная экспозиция.
К сожалению, документов, связанных с катастрофами при летных испытаниях на аэродроме Максимовка, а также личных дел погибших летчиков-испытателей найти не удалось.
Много   написано об эвакуации завода №26 под руководством Василия Петровича Баландина (издания «М.А.Ферин», «Наша с тобой биография» И.Сотникова и М.Валовика, «Климов» А.Сухановского, «Уфимские страницы» А. Павлова и другие).
В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне мы еще раз пересматриваем страницы биографии, по-новому переосмысливаем те или иные события, понимаем, что в каждом из них - судьбы людей, их подвиги, боль, потери.
И, несомненно, историю своих дедов хотят знать внуки.
О событии, которое навсегда перевернуло жизни его участников, и пойдет рассказ.
29 апреля 1945 года в 11.50 местного времени на аэродроме завода произошла катастрофа самолета ЕР-2. В результате испытаний заводских двигателей весь экипаж погиб.
Вот воспоминания Георгия Александровича Скрипко (его отец после окончания Рыбинского авиационного института в 1936 году был принят в ОКБ Климова конструктором, а перед войной назначен начальником ОЛИС).
«Станция в Рыбинске располагалась в районе заводского аэродрома, рядом с деревней Кстово. Отец иногда брал нас туда, потому что рядом находились река и лес. Но мне больше нравилось быть не у реки, а у черты аэродрома, слушать шум двигателей, смотреть, как уходят в небо самолеты. Я знал, что в каждом полете испытываются собранные на заводе моторы, - делится Георгий Александрович. - В уфимской эвакуации отца мы почти не видели. Он был назначен начальником летно-испытательной станции и сутками пропадал на работе. Его редкие появления дома были для нас настоящим праздником. Иногда вместе с ним к нам приходили заводские летчики-испытатели. Даже фамилии некоторых запомнил: Маслюженко, Иванов, Лазарев. Леонид Алексеевич Лазарев был награжден орденом Красной Звезды в 1941 году; погиб при испытании на одноместном истребителе в июле 1942-го. Летчики словно приносили с собой ощущение уверенности, поднимали настроение в нашей семье. Я смотрел на них, как на героев, так как знал о том, что каждый из них в полете рискует жизнью.
Мы очень гордились тем, что в декабре 1943 года отца в числе большой группы работников завода во главе с директором В.П.Баландиным и главным конструктором В.Я.Климовым за освоение опытных двигателей наградили орденом «Знак Почета».
Хорошо помню, как, вернувшись с торжественного вручения наград, отец принес нам с братом яблоки и бутерброды. Во время войны это была такая роскошь!
Мама очень переживала за отца, ведь любые нестандартные ситуации в полете оценивались по законам военного времени, а испытания проходили штатно не всегда, случались катастрофы.
В одной из них 29 апреля 1945 года погиб друг отца – летчик-испытатель Павел Маслюженко. Когда отказал двигатель, он приказал экипажу покинуть самолет. А сам, пытаясь спасти машину, выпрыгнул в последний момент, но попал под падающий самолет и был буквально изрублен винтом. У него остались жена Нина Александровна и девятимесячная дочь Лена. Его воспоминания вошли в книгу А. Сухановского «Климов».
Павел Каземирович Маслюженко до эвакуации работал на заводе №234 «Красный Октябрь» в Ленинграде.  В декабре 1943 года награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Его жена Нина Александровна трудилась секретарем еще на Рыбинском заводе. Она в числе первых и узнала о катастрофе. О трагедии ей впоследствие поведал и работник аэродрома Чалых. Именно с ним перед полетом Маслюженко поделился: «Два полета сделали, но надо еще слетать…»
Вот в этом третьем полете как раз и произошло непоправимое…
Погибших пилотов провожали в последний путь в заводском клубе «Ударник». На похороны собралось много заводчан, ведь летчиков на предприятии знали все. Выяснением причин катастрофы занимались работники НКВД. В такие дни отец дома не появлялся. Причиной отказа двигателя могли стать как подготовка к полету, так и дефект мотора. Никакие оправдательные аргументы в расчет не принимались».
В феврале 2020 года мною был направлен запрос в Управление ФСБ по РБ со ссылкой на приказ и фамилию сотрудника НКВД, принимавшего участие в расследовании этой катастрофы. К сожалению, пришел ответ об отсутствии документов   по данному приказу.
Сотрудники ФСБ рекомендовали обратиться в органы МВД Республики Башкортостан, где очень внимательно отнеслись к моей просьбе, но ответили, что по названным фамилиям также нет никакой информации.
За помощью обратился к заместителю директора, главному хранителю фондов Национального архива РБ Светлане Грищенко. Благодаря ее участию мне разрешили поработать в бывшем партийном архиве с документами двух других погибших членов экипажа.
Николай Яковлевич Суетинов родился в 1911 году. Трудовую деятельность начал в 1932-м слесарем на Рыбинском моторостроительном заводе, был бригадиром, затем инженером-испытателем. В 1939-м награжден орденом «Знак Почета», в 1942-м - медалью «За освобождение Сталинграда».  У него остались жена Мария Суетинова и три сына - Юрий, Виктор и Анатолий. Я до сегодняшнего дня общаюсь с его внуками - Леной и Николаем. 
Александр Иванович Пономарев родился в 1913 году в Сочи. Окончил Рыбинский авиационный институт в 1936 году, на момент гибели занимал должность ведущего инженера.
Когда появится возможность, мы, ветераны аэродрома Максимовка, совместно с родственниками и учащимися Центра образования №53 организуем колонну «Крылатая Максимовка» в составе Бессмертного полка, пронесем 75 портретов работников аэродрома, которыми гордимся, хотим быть на них похожими. Планируем  начать шествие от здания бывшей школы №62, которая была закрыта в декабре 1941 года, где размещались работники ЛИС и  ОЛИС, пройти к бывшему зданию летного отряда, затем прошагать по взлетной полосе и вернуться к  стеле, а уже там объединимся с колонной «Максимовская рота».
Среди портретов будет фотография генерального конструктора, дважды Героя Социалистического Труда Василия Яковлевича Климова, в непосредственном подчинении которого, согласно приказу №3 от 3 января 1942 года, находилась летно-испытательная станция вместе с аэродромом и летно-техническим составом.
По результатам исследовательских работ школа принимает активное участие в «Феринских чтениях», выставках, конкурсах. На последнем конкурсе юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского в Москве мы заняли первое место.
Музей является визитной карточкой школы №53.
Вечная память всем землякам, погибшим во время испытательных полетов, сражавшимся на фронтах за свободу нашей Родины, а также детям войны, заменившим взрослых у cтанков, ведь почти возле каждого из них стоял ящик, так как ребятишкам не хватало роста… Вечная память всем, кто 4 года жил и работал под девизом: «Все для фронта! Все для победы!», «Фронту надо – мы сделаем!»

Анатолий МИСИРЕВ,
председатель Совета ветеранов микрорайона Максимовка, командир летного отряда ПАО «УМПО».
НА СНИМКАХ: макет самолета ЕР2; Павел Маслюженко; Николай Суетинов (слева); снимок аэродрома, сделанный немцами во время войны.


«Однажды в полете мотор отказал…»

«Однажды в полете мотор отказал…»

«Однажды в полете мотор отказал…»

Дата создание новости 15-05-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 952     Номер: 33(13412)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.