Сохранить семью в период карантина
- Еще до самоизоляции я часто слышала от клиентов такую историю – в общении с кем-то вдруг что-то поменялось. Вдруг муж ушел из семьи, вдруг жена изменила, вдруг предал друг. Когда люди описывают общение со своими близкими в категориях, будто что-то произошло «вдруг», я в это не верю. То же самое касается и родственников: если они начали раздражать, то это не вдруг, в ваших отношениях уже складывалось что-то не так, как вам хотелось или как должно было быть. Просто вы отвлекались на другие дела, уходили на работу, чем-то были заняты, – рассказывает психолог Мария Болотова. - Сейчас мы вынуждены находиться в постоянном контакте с близкими людьми, и все проблемы обостряются. Самоизоляция, как лакмусовая бумажка, показывает качество отношений. Главное, не забывать, что ничего не бывает вдруг.
У уфимки Ирины замечательная семья – любящий муж, работающий в IT, и двое детей трех и шести лет. Ирина экстраверт, и до карантина часто общалась с друзьями, ходила на занятия танцами, фрилансила по возможности. Но с началом эпидемии все изменилось. Муж стал работать удаленно, мама, помогающая с ребятишками, больше не может приезжать к ним домой, детский сад закрылся. На Ирину в одночасье свалились все домашние хлопоты и уход за малышами. При этом своего личного пространства и возможности отвлечься на какие-то интересы у нее не осталось. Начались скандалы с супругом, стали раздражать дети…
– У пар, проводящих много времени вместе, появляется естественное желание разобраться в старых конфликтах и обидах, вытащить из шкафа позабытые скелеты. Однако это не лучшая стратегия во время кризиса, а подобное выяснение отношений нужно отложить до окончания карантина, – советует психолог. - Супругам следует сознательно очертить границу, за которую в разговорах лучше не заходить. Для прекращения такой беседы можно даже придумать «стоп-слово».
Сейчас особенно важно установить правила равномерного распределения домашних обязанностей. Например, завтрак может приготовить супруг, обед и ужин супруга, а провести уборку можно всем вместе в выходные.
К сожалению, сейчас во многих домах стирается понятие личного пространства. Но потребность уединиться и посвятить какое-то время лишь себе все равно остается. В таком случае есть смысл определить в квартире какое-то место, где можно будет отдохнуть.
Психологической устойчивости способствуют ритм дня и ритуалы для успокоения. Однако единого рецепта для всех не существует, именно поэтому на карантине не действуют многочисленные советы, публикуемые в Сети. Прислушайтесь к себе. Кому-то на пользу смотреть в окно на зелень каждый час, кому-то – выпить чашку кофе или чая.
Удаленная работа - это серьезный вызов тем, у кого есть дети. Нужно одновременно управлять карьерой и рабочими задачами и семьей. Что делать, когда дети все время дома? Как их занять, развлечь или отвлечь?
– Самое главное, что вы можете сделать для своей семьи на карантине, - помочь себе оставаться в ресурсе, – советует психолог Мария Болотова. – Помните, как в самолете: «В случае разгерметизации салона наденьте маску сначала на себя, а потом - на ребенка» - эта фраза уже стала своеобразной пословицей. И к нашей ситуации самоизоляции очень подходит. Позвольте себе быть неидеальными родителями. Не требуйте от себя продуктивности, а от детей - четко выполненных и в срок отправленных домашних работ. Ничего страшного не случится, если вы не будете успевать подсовывать ребенку новые развивашки каждый день, обсуждать с ним мультфильм, поддерживать постоянный порядок или готовить три раза в день. Скоро мы вернемся к обычному ритму жизни и наверстаем упущенное. А сейчас жизнь должна быть организована так, как удобно работающим взрослым. Примите ситуацию такой, какая она есть, не геройствуйте. Важно выйти из самоизоляции не начитанными, познакомившимися с умной литературой, осилившими полугодовой курс физики или сбросившими несколько килограммов, а спокойными, здоровыми, счастливыми и с теплыми семейными отношениями.
Давайте детям больше самостоятельности. Позвольте играть без вашего руководства, делегируйте им часть своих бытовых задач. Например, доверьте им уборку дома.
Выстройте границы. Если у вас есть отдельная комната для работы, объясните детям, что если вы в комнате и дверь закрыта, входить им нельзя. Только если пожар. Буквальный пожар. Если они нарушают договор и заходят - не злитесь, а установите зрительный контакт и спокойно откажите. Когда выйдете из комнаты, проговорите с ребенком ситуацию - например, задайте вопросы: «Что тебе было нужно в комнате? Помнишь ли ты о том, что заходить нельзя? Что ты будешь делать, если такая ситуация возникнет в следующий раз, сможешь ли решить ее сам?»
Проговаривайте эмоции. Говорите детям о своих чувствах, в том числе о негативных. При этом важно не говорить про конкретного человека, а описывать ситуацию. Например, «когда меня отвлекают, я тревожусь и раздражаюсь», «когда на меня кричат, я теряюсь и обижаюсь». Опишите ситуацию и найдите из нее выход вместе с ребенком через речевой шаблон «когда.., я…», «чтобы.., давай…». Например: «Когда меня отвлекают, я тревожусь и раздражаюсь. Чтобы мы могли с тобой через три часа поиграть в индейцев, давай ты будешь играть это время сам в соседней комнате».
Разговаривайте и объясняйте. Обсудите ситуацию самоизоляции с детьми, выскажите свои опасения и вместе решите, что в этом есть хорошего и какие имеются перспективы. Объясните, что это временно и что в прошлом в жизни общества уже были кризисы. Пусть ребенок сделает выводы, как можно справиться со своими страхами, как наладить жизнь в новых условиях и как избежать проблем в будущем.
Планируйте день. Письменно. Научите детей планировать и следовать своему плану. Можно с утра прописать конкретный график на день с тайм-кодами: в нем должны быть и дела, и время на отдых, и безделье. Старайтесь визуализировать: составьте карту дня, нарисуйте пиктограммы. По возможности составьте график дня приближенно к тому, каким он был до самоизоляции: подъем, учеба, обед, отдых, игра на музыкальных инструментах и так далее...
Зонируйте пространство. Если у вас несколько комнат, работайте в одной из них, а для игр с детьми и отдыха используйте другую. Если пространства немного, организуйте в одной комнате несколько зон: для работы, творчества, отдыха. Даже если зона для учебы и отдыха одна, можно создать специальные церемонии для переключения с одного вида деятельности на другой.
Создайте ритуалы. Даже маленький ребенок их усвоит при повторении. Начинайте день так, как начинали его до самоизоляции: умывайтесь или принимайте душ, завтракайте вместе или включайте короткий мультик…
Создайте и новые привычки. Например, придумайте каждодневные ритуалы для тишины. Можно каждое утро вместе выполнять дыхательную гимнастику, а в обед устраивать десятиминутные флешмобы «говорим только шепотом».
Вносите в график регулярные совместные игры. Стройте на них планы: сейчас мы поработаем, а потом вечером в 18.00 устроим бой подушками или построим шалаш.
Двигайтесь. У ребенка много энергии, и в четырех стенах ее некуда деть. Скачайте ему приложения для занятий спортом, делайте зарядку всей семьей, устраивайте домашние спортивные соревнования.
Давайте рассматривать самоизоляцию как новую возможность для самообразования, отдыха и творчества. В цифровом мире находить ресурсы для обучения и развлечения, даже сидя дома, совсем несложно: школы и университеты открывают доступ к своим курсам, музеи устраивают виртуальные экскурсии, а театры - показывают спектакли из своих архивов. Выбирайте то, что по душе вашему ребенку, и проводите досуг с пользой.
Еще в 50-е годы американский ученый Джон Лилли провел исследования с использованием камер сенсорной депривации, дабы выяснить, что происходит с психикой человека в ситуации полной изолированности. Эти эксперименты проводились, чтобы понять, как себя будут чувствовать космонавты в открытом космосе.
Ученые обнаружили, что в ситуации изолированности организм начинал засыпать, а потом психика полностью распадалась. Испытуемые демонстрировали признаки психических расстройств, некоторые отказывались от участия в этом эксперименте, поэтому он не был доведен до конца. Наша психика не предполагает развития в изолированном мире, поэтому в самоизоляции мы начинаем деградировать, если сами ничего не предпринимаем.
Вы можете присылать вопросы психологу: mariabolotova82@mail.ru
Подготовила Марианна ДАВЛЕТОВА.
Кстати…
Не так давно по интернету разошлась новость, что затянувшийся карантин вызвал в Китае всплеск разводов. Лу Шицзюнь, менеджер по регистрации браков из провинции Сычуань, рассказал журналистам, что число желающих разорвать брак за последнее время существенно выросло. Он это связывает как раз с тем, что молодые пары стали больше времени проводить вместе. Наш психолог к информации о выросшей бракоразводной статистике в Китае относится скептически. Эксперт считает, что у жителей КНР во время карантина просто не было возможности разводиться, так что теперь они наверстывают упущенное.
Тем не менее, если вы хотите сохранить семью, Мария Болотова советует не игнорировать потенциальные проблемы в отношениях, связанные с эмоциональной нагрузкой. До окончания карантина не стоит принимать никаких судьбоносных решений, особенно о разводе.
15-05-2020 (0) Просмотров: 935 Номер: 33(13412) Версия для печати