А пассажиры даже не успели испугаться…
Случилась эта невероятная история 23 августа 1996 года в небе над Анапой. В этот день самолет Ту-134 авиакомпании "Башкирские авиалинии" во главе с командиром Владимиром Былдой выполнял обычный рейс "Анапа-Уфа" с 76 пассажирами на борту.
При взлете, в момент отрыва от земли послышался хлопок, машину тряхнуло и повело в сторону. Штурман Салават Хабиров тут же дал команду второму пилоту Константину Бузанову: "Переведи в горизонт". В данной ситуации это было единственно правильное решение, ибо если нос борта задрать вверх, скорость упала бы, и самолет рухнул бы в море. Летчикам удалось на бреющем полете на высоте 30-40 метров развернуть машину с отказавшим двигателем обратно на аэродром и ювелирно опустить ее на посадочную полосу, где уже дежурили пожарные... Пассажиры не сразу поняли, что произошло, и даже не успели испугаться. Они и не догадывались, какой смертельной опасности подверглись по вине... бакланов. Да, одна из этих морских птиц во время взлета попала в турбину левого двигателя, из-за чего тот вышел из строя. К счастью, хладнокровие и виртуозное мастерство экипажа "Башкирских авиалиний" предотвратило трагедию в Анапе.
В то время наша страна переживала социальный, экономический и политический кризисы, а руководство авиакомпании "БАЛ" посчитало эту нештатную ситуацию рядовой. Дабы не испортить статистику, оно ограничилось объявлением благодарности в трудовую книжку пилотам и премией в размере оклада. К слову сказать, когда в августе прошлого года экипаж самолета "Аэробус А-321", выполнявший рейс "Москва-Симферополь", с поврежденным двигателем мастерски посадил его на кукурузное поле, то все члены экипажа были награждены государственными наградами, а командир Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин были удостоены звания "Герой России".
Это событие вновь напомнило о подвиге башкирских летчиков в далеком 1996 году. Средства массовой информации заинтересовались этим случаем, появились публикации в газетах, видеосюжеты на телевидении. Когда об этом узнали в Региональном отделении "Союза пенсионеров России" по Республике Башкортостан, то пригласили на встречу трех членов экипажа. Это - второй пилот Константин Бузанов, бортмеханик Петр Филиппов и штурман Салават Хабиров, которые давно вышли на заслуженный отдых (к сожалению, командир Владимир Былда уже ушел из жизни). Они с радостью приняли предложение о вступлении в члены "Союза пенсионеров России" и получили соответствующие удостоверения. А недавно на заседании правления общественной организации по инициативе его председателя Александра Кузнецова было принято решение ходатайствовать перед Главой Республики Башкортостан о представлении к государственным наградам членов экипажа самолета Ту-134 за мужество и высокое профессиональное мастерство, проявленное 23 августа 1996-го в Анапе.
Любой подвиг не имеет срока давности, и тем, кто его совершил, должно всегда воздавать по заслугам!
Вячеслав ТАНГАЕВ.
На снимке: экипаж лайнера (слева направо): бортмеханик Петр Филиппов, второй пилот Константин Бузанов и штурман Салават Хабиров.
Фото из семейного архива Хабировых.
На снимке: экипаж лайнера (слева направо): бортмеханик Петр Филиппов, второй пилот Константин Бузанов и штурман Салават Хабиров.
Фото из семейного архива Хабировых.
8-09-2020 (0) Просмотров: 683 Номер: 62(13441) Версия для печати