Фонд, где согреваются сердца
В воскресенье, 27 сентября, Благотворительному образовательному фонду «Мархамат» исполняется ровно 10 лет! И поскольку «Вечерняя Уфа» все эти годы дружит с БОФ «Мархамат», в каком-то смысле став летописцем трудов и дней фонда, то пусть пока и не слишком большой юбилей явился для нас основанием для очередного визита в Центр детского развития, действующий при нем… Ведь где-то через полгода после рождения БОФ «Мархамат» под его крылом логично начал работать Центр, уникальные педагоги коего готовят особенных ребятишек для жизни в обществе, учат тому, чего не смогли добиться родители, социализируют малышню, а также дают навыки, связанные с теми дисциплинами, суть которых обычный ребенок постигает в школе.
И добиваются замечательных результатов! Именно поэтому в период пандемии коронавируса процесс работы с подопечными в ЦДР не прерывался – как и все учебные заведения, Центр продолжал занятия с мархаматиками, перейдя на дистанционный формат обучения, успешно взяв и эту высоту.
Но если быть до конца честными, то изначально мы с фотокорреспондентом Лилией Загировой отправились в Центр детского развития БОФ «Мархамат», ведомые мыслью о том, что совсем скоро должен пройти Всемирный день таблицы умножения, к празднованию которого в один прекрасный момент присоединилась и Россия. Дата у этого торжества математики и человеческого разума почему-то плавающая, в прошлом году его отмечали 4 октября, ныне собираются ударно, проверкой знаний правил умножения «отпраздновать» 2 октября. А на одном из интернет-ресурсов мы и вовсе нашли сведения о том, что День таблицы умножения традиционно выпадает на последнюю пятницу стартового месяца осени, то есть ныне – на 25 сентября.
Итак, освежив свои школьные знания и поняв: ничто не забыто, мы совместными усилиями вспомнили, что старейшая таблица умножения обнаружена в Древнем Вавилоне и возраст имеет примерно 4 тысячи лет. Затем сунули нос в материалы, касающиеся этапов большого пути интересующей нас «сводки», сравнив попутно таблицу Пифагора (это где-то V век до нашей эры), шотландца Джона Лесли (1820) и ту, что впервые была издана в России (1862), отдав при этом пальму первенства древнегреческому философу и математику… В общем, напитавшись знаниями в основе своей из Сети и простодушно решив, что этого достаточно, журналисты «ВУ» отправились в Центр детского развития фонда, к юным мархаматикам, дабы выяснить, сколь успешно те приумножают свои знания… Наивные, как и большинство взрослых, люди!..
«Что вы! – замахала руками педагог-психолог Юлия Викторовна Меркулова (на нижнем фото), которая ведет занятия с подопечными ЦДР и в рамках весьма востребованной программы «Ступеньки», связанной с подготовкой особенной ребятни к школе. (Ныне, кстати, ею активно стали интересоваться и родители обычных детей). – Таблица умножения для наших – это еще рано, сложно. Дети из Центра знакомятся с цифрами, осваивают их, потихоньку, шажок за шажком, учатся складывать, постигают основы вычитания. Мы занимаемся, так сказать, «расшифровкой» понятий «большой» и «маленький», учим ребят визуализировать таковые… И мало-помалу мы принимаемся с ними писать цифры – на бумаге, на доске; специально лепим циферки из пластилина, осваиваем «иероглифы» (ведь малыши поначалу воспринимают их именно так) с помощью различных картинок (скажем, два зайца, две птички) и другого наглядного материала, то есть занимаемся формированием у ребятишек математических представлений, попутно не забывая и про графические навыки, уделяем большое внимание развитию речи, моторике руки, которую подготавливаем к письму…»
Юлия Викторовна работает в Центре детского развития БОФ «Мархамат» уже восемь лет, закончив в свое время Санкт-Петербургский институт специальной педагогики и психологии. Профессию специального психолога выбрала не по воле случая, нет, это был вполне осознанный шаг. Так что попасть к такому профи – умному, чуткому, в меру строгому, если того требуют обстоятельства, и в то же время невероятно доброму (достаточно было видеть сияющие радостью рожицы юных подопечных Юлии Меркуловой, которые в этот час пришли к ней на групповые занятия!) – большая удача. Групповые занятия проходят, добавим, два раза в неделю, это примерно пять уроков (по 25 минут) в день, с 5-минутными переменками. Те, кто осваивает «Ступеньки», возрастом пока не богаты, им от 5 до 6 лет. В группе не менее успешной коллеги Юлии Викторовны – педагога-психолога Динары Талгатовны Андросовой есть и вовсе 4-летний малыш, Ванечка, умом и сообразительностью ничуть не уступающий своим одногруппникам, иные из которых уже приблизились к рубежу 7 лет.
Динара Талгатовна (на верхнем фото) в ЦДР работает 3-й год, закончила Башкирский государственный педагогический университет имени Мифтахетдина Акмуллы по специальности «клиническая психология». А ныне она продолжает обучение в Москве, выбрав направление, связанное с сенсорной интеграцией. Кстати, важное добавление – все занятия педагогов проходят в присутствии сопровождающего, который в процессе урока помогает преподавателю – успокоит, утихомирит расшалившегося вдруг ребенка, тихонько из-за плеча подскажет ему что-то важное, если малыш упустил вдруг какую-то существенную деталь… Вместе с Юлией Викторовной на групповых занятиях работает опытнейшая Наталья Афанасьевна Гапонова; а с Динарой Талгатовной «дежурит» пришедшая в ЦДР недавно Карина Гареева.
…На групповых занятиях у Динары Андросовой в минувшую среду собрались пять человек. Нам, пообещавшим быть тише воды и ниже травы, разрешили поприсутствовать, и все же мархаматики реагировали на негромкие щелчки фотокамеры, чуть даже кокетничая безмолвно с Лилией Галюловной Загировой, мягко передвигающейся по аудитории. Ученики Динары Талгатовны, равно как и питомцы Юлии Викторовны, показались нам весьма обаятельными молодыми людьми. Самой решительной из них оказалась 6-летняя представительница прекрасной половины человечества, девочка с задорным хвостиком по имени Эвелина, раньше всех отвечавшая педагогу и всегда выдававшая верный результат; причем скорее, чем мальчики, чуть медлившие в раздумьях, выполняя задание в специальной рабочей тетради с надписью «Формирование элементарных математических представлений у дошкольника, 5-6 лет». Глядя на нее, я вспоминала героиню володинской пьесы «Пять вечеров» Катю, которую за аккуратность и обязательность другой персонаж дразнит: «Самописка – вечное перо!»
Самое поразительное то, что между этими, столь разными малышами (один из которых, Сашенька, например, до прихода в «Мархамат» и вовсе не мог разговаривать, а сейчас, после занятий с педагогами ЦДР, заговорил, правда, еще не совсем понятно, но с каждым днем все лучше и лучше) царит полная гармония. Дети очень доброжелательны друг к другу и, замечу, хорошо понимают Сашу, относясь к нему с явной приязнью. То есть помимо образовательной составляющей программу «Ступеньки» отличает еще и то, что на занятиях педагог и сопровождающий учат малышей взаимодействовать, то есть выстраивать, как сейчас принято говорить, столь важные в процессе жизни в обществе коммуникации. А ведь еще год назад большинство из них не умели элементарно спокойно сидеть за партой, без разрешения на то педагога вставали во время урока и начинали разгуливать по классу… Теперь это все позади… Вон как ловко они рисуют в упомянутой уже рабочей тетради или мелком на доске треугольники, овалы и круги, от уха до уха улыбаясь Динаре Талгатовне, светясь при том, словно новенькие грошики, в ответ на ее похвалу. А таблица умножения никуда от них не уйдет – освоят позже, уже в общеобразовательной школе. Тем более что после «Ступенек» ЦДР в обычную школу мархаматики поступают со стопроцентным результатом, то есть степень готовности у особенных ребятишек ничуть не уступает степени готовности обыкновенного малыша. Иные из мархаматиков учатся даже не в интегрированных классах, а в обычных. И их результаты и успехи согревают сердца не только родителей, но и наставников этих ребятишек из ЦДР фонда «Мархамат».
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
25-09-2020 (0) Просмотров: 4 432 Номер: 67(13446) Версия для печати