Герои Курской дуги и у станков стояли
Шел 1943 год. Обстановка на фронтах оставалась напряженной. Требовалось подкрепление людьми и техникой. В этой обстановке уфимские моторостроители делали все для приближения победы над немецко-фашистскими захватчиками.
Когда вышел приказ министра авиационной промышленности страны Шахурина о направлении студентов Уфимского авиационного техникума в помощь моторостроителям, многим первокурсникам едва исполнилось по пятнадцать лет.
На заводе ребят распределили по рабочим местам. Прослушав небольшой курс лекций по технике безопасности, познакомившись с принципом действия оборудования, юноши и девушки встали за станки. Молодое пополнение закрепили за наставниками.
Надо заметить, что в то время большинство цехов находилось еще в стадии строительства, поэтому и некоторые станки были подключены по временному варианту, под открытым небом.
- Рабочих рук не хватало, - вспоминает Татьяна Ивановна Блинова, ветеран моторостроительного объединения, - работали по 12 часов в две смены, с перерывом на тридцатиминутный обед. По талонам давали тарелку щей, две ложки каши, кусок хлеба и стакан сладкого чая.
- В цехах холодно, сменной одежды не было, - рассказывает ветеран предприятия Лев Валентинович Матвеев, - наши куртки и брюки быстро пропитывались машинным маслом и лоснились...
...Студентов авиационного техникума заводчане и местные жители называли “баландиными” (по фамилии тогдашнего директора завода Василия Петровича Баландина) и доходягами. Большинство ребят жили в центре Уфы и ежедневно преодолевали путь из одного города в другой: сначала до железнодорожного вокзала, дальше в битком набитых вагонах электрички.
В августе 1943 года шли кровопролитные бои на Курской дуге. Победа здесь стала переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны. И нельзя забывать, что в эту победу внесли весомый вклад и станочники из авиационного техникума.
К сожалению, время берет свое. Некоторых ветеранов уже нет с нами. Старожилы помнят Валерия Андреевича Хрулькова. После окончания техникума он поступил на моторостроительный завод. Без отрыва от производства окончил Уфимский авиационный институт (ныне УГАТУ). С февраля 1957 года работал ведущим конструктором ОКБ УМПО. В октябре 1974-го Хрульков был выдвинут заведующим отделом одного из подразделений своей отрасли. В этой должности он находился до последних дней своей жизни.
Лев Валентинович Матвеев в шестнадцать лет уже был оператором и одновременно обслуживал четыре токарных автомата! Вырос он до заместителя главного металлурга Уфимского моторостроительного производственного объединения. Сегодня находится на заслуженном отдыхе.
Галина Николаевна Рулева (Яковлева), профессионально разобравшись с проблемными поршневыми кольцами, устранила слабое звено в авиационных двигателях, поставляемых фронту. Немногие сегодня знают о том, что на Курской дуге на 30 процентах самолетов были уфимские двигатели.
Галина Александровна Яковлева в годы войны трудилась в механическом цехе шлифовщицей клапанов авиадвигателей, Валентина Ивановна Малахова работала в механическом цехе на фрезеровании грибков клапанов авиадвигателей. Рядом с ними трудились Фрида Шмейлина, Фаина Галагагина и Татьяна Кришевич, выполнявшая самую трудную работу - шабровку.
Эти люди проявили в годы Великой Отечественной войны истинный трудовой героизм, достойно пронесли по жизни высокое звание уфимского моторостроителя. В год 70-летия Курской битвы хочется поклониться им до земли.
Любовь КРЮЧКОВА,
Сафуан ШАФИКОВ.
11-07-2013 (0) Просмотров: 1 878 Номер: 134(12282) Версия для печати