$ - 102.3438
€ - 106.5444

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Магия «Молнии»


Магия «Молнии»

Свою историю Уфимское научно-производственное предприятие «Молния» начинает с осени 1941 года. Тогда по приказу наркома авиационной промышленности Алексея Шахурина из Москвы в столицу Башкирии был экстренно эвакуирован завод №161, единственный в стране, специализирующийся на разработке и выпуске систем зажигания для авиационных поршневых двигателей. В сложных условиях, без материальной базы для исследовательских работ, свою деятельность в нашем городе незамедлительно начало уникальное конструкторское бюро.

Как сообщается на сайте УНПП «Молния», основной производственной номенклатурой были тогда свечи ВГ-2. Ими комплектовались поршневые двигатели самолетов в годы Великой Отечественной войны. Все усилия заводчан были направлены на повышение ресурса и эксплуатационной надежности свечей. Из-за отсутствия отечественной керамики для свечных изоляторов и экранов детали изготавливались из листовой слюды.
С прекращением ее поставок из оккупированной немецкими войсками Ленинградской области возникла необходимость перехода на совершенно новую изоляцию. Таким материалом была высокоглиноземистая керамика. В то время в промышленности страны выпуска технической керамики не было, для ее создания требовалось решить сложные технологические и организационные задачи. По чертежам уфимских конструкторов в январе 1942 года первая партия керамических изоляторов была изготовлена в Саратове: высокотемпературных печей в столице республики не было.
А уже в сентябре в Уфу со своим оборудованием, документацией и группой специалистов была эвакуирована Московская керамическая лаборатория. Несколько месяцев понадобилось для объединения творческих сил свечников Москвы, Саратова, Пензы и Уфы, чтобы они смогли заработать в полную силу.
В 1943 году впервые была получена отечественная керамическая масса «Корундиз», а еще через 3 года специалистами КБ в основном была завершена фундаментальная разработка серийной технологии получения исходного материала на основе окиси алюминия.
Четыре года спустя был запущен выпуск свечей из керамического материала «Синаксаль». На базе этой же керамики создана свеча типа СД. Постепенно штат небольшой конструкторской группы вырос до 126 сотрудников, а позднее, после въезда КБ в новое здание, создана моторная лаборатория. Здесь проводились монтаж одноцилиндровых испытательных установок и испытания свечей.
К 1953 году был создан полноценный задел технических разработок для серийного производства. Они послужили фундаментом дальнейшей работы КБ по обеспечению отечественного двигателестроения современными системами зажигания.
Годом рождения электронной автоматики и авиационной отрасли СССР стал 1956-й. Именно тогда состоялся выпуск первого опытного электронного ограничителя температуры и был разработан корректор оборотов.
25 июня 1957 года постановлением Совета Министров СССР конструкторское бюро получило самостоятельный статус с условным наименованием «Почтовый ящик 140». В связи с бурным ростом отечественного газотурбинного двигателестроения КБ начинает разработку емкостных систем зажигания, работающих с искровыми и полупроводниковыми свечами.
К 1960 году в КБ уже трудились 324 специалиста. Объем выполняемых работ по сравнению с 1947 годом возрос более чем в 3 раза. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 8 ноября 1964 года и приказом МАП от 30 апреля 1966 года предприятию было дано наименование «Уфимское агрегатное конструкторское бюро «Молния».
Стремление к повышению точности поддержания параметров авиационного двигателя вызвало необходимость максимального использования цифровых методов обработки информации о состоянии в нем рабочего процесса. В 1963 году началась разработка цифровой интегрирующей машины. Через 3 года первый образец был передан в Академию наук СССР.
Дальнейший прогресс в развитии электронной техники привел к качественно новому этапу – микроэлектронике. Агрегаты стали изготавливаться на интегральных микросхемах. Конец 60-х – время зарождения комплексной системы регулирования двигателей с применением управляющих бортовых вычислительных машин.
Конструкторское бюро пополнилось значительным числом молодых специалистов с большим потенциалом знаний и энергии. Объем разработок возрос по сравнению с 1947 годом почти в 20 раз, а численность работников предприятия увеличилась до 1300 человек. Производственные площади расширились почти в 4 раза. Из малочисленной организации по разработке свечей для поршневых двигателей КБ выросло в технически оснащенное, многопрофильное предприятие, обеспечивающее авиационную отрасль новейшими агрегатами с применением последних достижений науки и техники.
В 70-е годы проводилась политика укрупнения предприятий, создания производственных объединений. Приказом МАП от 30 ноября 1971 года КБ вошло в состав Уфимского агрегатного производственно-конструкторского объединения имени 50-летия СССР. Технические мощности опытной базы стали, в основном, работать на выпуск серийной продукции, что тормозило активное развитие научно-экспериментальных исследований.
В июне 1983 года приказом МАП Уфимское конструкторское бюро «Молния» было выведено из состава объединения и вновь стало самостоятельным предприятием. Коллектив начал восстанавливать утраченный потенциал.
С 1980 по 1986 год проходит разработка и освоение в серийном производстве первой отечественной бортовой встраиваемой микроЭВМ «Молния-Д», вошедшей в состав ряда авиационных систем управления. В 1986 году КБ «Молния» становится головным разработчиком систем автоматического регулирования газотурбинных двигателей и интегрированных систем автоматического управления силовыми установками летательных аппаратов. Предприятие продолжает заниматься комплексами зажигания для всех типов воздушно-реактивных двигательных установок.
С 1991 года конструкторским бюро «Молния» разработаны и освоены в собственном серийном производстве агрегаты и свечи зажигания нового поколения для различного вида двигателей. Они применялись на отечественных самолетах и других летательных аппаратах. Также продукция КБ «Молния» использовалась в газотурбинных установках.
В 1996 году КБ «Молния» получает статус научно-производственного предприятия. Его полным наименованием стало - Федеральное государственное унитарное предприятие «Уфимское научно-производственное предприятие «Молния».
С 1996 года всю номенклатуру разрабатываемой продукции УНПП производит самостоятельно. С 2000 года здесь стали внедряться методы математического и полунатурного моделирования систем автоматического управления газотурбинных двигателей, а также методы синтеза и анализа алгоритмов управления, обеспечивающие устойчивость и требуемое качество технологических процессов в системе автоматического управления.
Предприятием разработан и внедрен на серийные двигатели ряд экологически чистых агрегатов зажигания с увеличенным в несколько раз ресурсом, уменьшенной до 40 процентов массой и в 4 раза более стабильными выходными параметрами. Это позволило уменьшить стоимость жизненного цикла системы зажигания для самого массового семейства двигателей ТВ3-117 примерно в 1,5 раза. Аналогичные работы по уменьшению стоимости жизненного цикла проводятся по системам зажигания двигателей Д-436-148 для самолета Ан-148, двигателей семейства ПС-90А для самолетов Ту-204, Ту-214, Ил-96-300/400, Ил-76МФ...
Ныне Уфимское научно-производственное предприятие «Молния», входящее в холдинг «Технодинамика», является ведущим российским разработчиком и производителем в области авиационного агрегатостроения.
В составе предприятия - 2 научно-исследовательских конструкторских отделения: систем электронной автоматики и систем зажигания, КБ по разработке средств наземной автоматики и завод. За вклад в развитие экономики Башкортостана и Российской Федерации «Молния» неоднократно отмечалась дипломами Правительства республики и почетным званием «Лидер России».

Подготовила Гузель ЮСУПОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ и из открытых источников.


Магия «Молнии»

Магия «Молнии»

Дата создание новости 26-02-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 976     Номер: 14(13484)     Версия для печати

20 декабря 2024 г. №89(13833)


«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.