$ - 96.1079
€ - 105.6891

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Сердце, кровь, душа… Вся жизнь!


Сердце, кровь, душа… Вся жизнь!

Нет, не могу поверить в то, что в ответ на мои вопросы я никогда больше не услышу протяжного, рокочущего, почти басовитого «И это нормальнооо…». Так Валерий Данилович Гриньков не раз и не два утихомиривал меня, гася мою горячность, спровоцированную тем или иным поводом…

Мне несколько раз доводилось брать интервью у семейного дуэта актеров Русского академического театра Валерия Даниловича и Валентины Александровны Гриньковых – для «Вечерней Уфы», для «Рампы»… Я бывала в их гостеприимном доме и, открыв рот, слушала яркие Валерины рассказы про учебу в Свердловском театральном училище, про то, как молодая пара выпускников, охваченная пылом романтики, свойственной начинающим, отправилась на край света, в далекий Талды-Курган, в только-только создававшийся там, в Казахстане, областной драматический театр, все буквально с нуля, все чуть ли не своими руками - новый край, новые люди, новая жизнь, новый коллектив, ставший в кратчайшие сроки родным, невероятная жажда работать, творить, реализовываться и роли, много ролей, потому что они были востребованы на этом новорожденном островке в океане большой жизни… А еще Валерий Данилович почти со страстью, поток которой иногда чуть приостанавливали выдержанные, точные реплики Валентины Александровны, живописал свое теснейшее товарищество с Николаем Колядой – Гриньков был широким человеком, умел благодарить людей и всегда помнил добро – часто бывая в Екатеринбурге, он вдруг привез мне, поклоннице Коляды, двухтомник пьес уральского драматурга с автографом Николая Владимировича – такой вот замечательный подарок, который и по сию пору хранится в моем книжном шкафу… Как-то мы с небольшой компанией «русичей» даже отмечали у Гриньковых, по-моему, Первомай, смотрели с их выходящего на проспект балкона на демонстрацию и смеялись, высматривая сверху под уморительные Валерины комментарии знакомых… Если бы знать, если бы можно было задержать, вернуть те мгновения бездумного, какого-то сумасшедшего счастья!..
Первый раз Валерий Данилович напрямую, открыто поинтересовался моим мнением по поводу своей профессиональной деятельности (ему это было вовсе не свойственно, просто речь шла о Гоголе, и Гриньков волновался…) в дни репетиций спектакля «Женитьба», который ставил в Русском театре москвич Юрий Петрович Горин. Валерий Гриньков играл роль Яичницы, и это была замечательная, очень честная и технически чрезвычайно грамотно выстроенная работа. Помню его гудевшего настырным шмелем героя; толщинку, делавшую просто огромным Валерин живот, сдерживаемый только пуговицами шикарного пикейного жилета. Помню, как Гриньков с неизбежностью судьбы надвигался этим животом на совсем засмущавшуюся бедняжку Агафью Тихоновну (Ольгу Лопухову)… Помню, как считал приданое невесты, и мраморный лоб и череп его Яичницы от столь серьезной умственной деятельности покрывался испариной… А как по-детски он страдал, объясняя Жевакину (Юрию Терешкину), что Яичница – это фамилия такая!..
Вообще, Валерий Данилович был стабильно, я бы даже сказала – железобетонно надежен в любом спектакле – ведь даже жесточайший кастинг Кима и Валерии Брейтбург на роль Сомова в мюзикле «Голубая камея» он прошел, что называется, спокойно, без нервозности, которой в те дни страдали многие из членов труппы ГАРДТ РБ, и ведь даже запел, не без секретной составляющей, конечно, но запел (хотя раньше я такого за ним не помню), составив достойную конкуренцию иным вокально одаренным «русичам»… А каким яростным и очень нежным он был Биллом Старбаком в «Продавце дождя» Нэша, за нюансами его игры в этой роли я, благодаря доброте ушедшего ныне славного помрежа Валентины Константиновны Бурковой, следила прямо с «изнанки» спектакля – из кулис…
Об образах, созданных народным артистом Башкортостана Валерием Гриньковым, можно рассказывать много и долго. Валерий Данилович, придя в Русский академический театр Республики Башкортостан в 1989 году, сыграл на его сцене более шестидесяти ролей. И есть в их числе те, которые я вспоминаю с особой любовью – товарищ Калабушкин в прекрасном спектакле Михаила Рабиновича по пьесе Эрдмана «Самоубийца», небольшая, но такая значимая роль Комбрига в спектакле Рабиновича же «Луна и листопад» по повести Мустая Карима «Помилование». Да простят меня сегодняшние исполнители, принявшие знамя, выпавшее из рук Валерия Даниловича, но такое волнение, которое чувствовала я, слушая речь Комбрига-Гринькова, мне редко приходилось испытывать!.. Он был исключительно органичен в роли полицейского Джо Янки в «Дорогой Памелле» Патрика, поставленной в Русском театре Николаем Черкасовым, одно удовольствие было смотреть на сцену его беседы с Памеллой Кронки (народная артистка России Галина Мидзяева). Мне выпало счастье в свое время побывать с участниками этого спектакля на фестивале Русских театров национальных республик в Йошкар-Оле, и я помню те аплодисменты, коими публика столицы Марий Эл наградила уфимцев!
Список моих пристрастий далеко не полон. Я обожала его перехитрившего самого себя фантастически смешного Ричарда Уилли в комедии «№13», поставленной Михаилом Исаковичем по пьесе Куни. И старалась бывать на спектакле «Улыбайтесь, господа!» по ранним рассказам Григория Горина, в коем Валерий Данилович сыграл роль человека, который, прокравшись ночью в выставочное пространство, вдруг с ужасом узнает в одной из скульптур себя… Это было так пронзительно и трагично, что в том эпизоде сердце у меня в груди всегда переворачивалось. В этом же спектакле Алексея Логачёва Валерий Гриньков играл и роль героя, которому оказался недоступен смысл самого простенького анекдота. И его растерянное лицо и смущение в толпе хохочущей молодежи заставляло зал притихнуть и задуматься о чем-то таком, что не часто приходит на ум людям, еще полным сил и буйной жизненной энергии…
А еще мне бы хотелось сказать о том, что в ходе одной из лабораторий современной драматургии и режиссуры Валерий Данилович вместе с Валентиной Александровной (а на сцене они встречались не часто) работали в эскизе по пьесе Ярославы Пулинович «Земля Эльзы».
Зрители очень тепло приняли эскиз, стоя благодаря актеров, а меня поразило в этой работе то, насколько деликатен был игравший роль Василия Валерий Данилович по отношению к Валентине Гриньковой, создавшей образ героини. Он словно уступил своей любимой Вале дорогу, мягко и деликатно оттеняя ее в этой истории удивительной женщины, на излете лет встретившей того, кто, возможно, был предначертан ей в спутники свыше. Он своим чутким партнерством огранил Валентину Александровну – Эльзу, подавая ее, точно жемчужинку на открытой ладони, дабы весь зал увидел, каким дивным, мягким светом согрета она изнутри. И это была не просто любовь взрослого, мудрого человека к своей второй половинке, это было в самом высоком смысле слова профессиональное братство, товарищество, когда сверхвостребованный артист намеренно приглушает краски и обертона, чтобы партнер полностью насладился творческим процессом, получив от зала, видевшего не Валентину Александровну, а именно прошедшую очень трудный путь, тотально одинокую и прекрасную душой Эльзу, всю любовь, которую персонаж пьесы Пулинович вызывает у тех, кто впервые «прочитал» замечательную пьесу, написанную молодым екатеринбургским драматургом… И это было так трогательно, тонко и прекрасно, что я с новой силой полюбила человека и актера Валерия Даниловича Гринькова.
…Мне трудно писать – слишком свежа рана, мне трудно смириться с тем, что Валерий Данилович Гриньков, человек, который завоевал любовь и уважение не только театральной публики, но и огромной теле- и радиоаудитории, поскольку не только он сам, с его интеллектом, эрудицией и умением удивляться и радоваться всему новому, но и его потрясающий голос были востребованы в радийном эфире, на разных телеканалах. Он был книгочеем и умницей, на все имевшим собственное мнение, часто в процессе репетиций вступавшим в дискуссии с режиссером; хорошим, качественным педагогом, бережно взращивающим из подростков, мечтающих о сцене, тех, кто со временем пришел или придет на театральный факультет УГИИ. Он умел поддержать любую беседу и разговорить любого человека, недаром же его так часто просили вести праздничные посиделки и сборы Русского театра. Помню, я как-то даже писала о том, что Валерий Данилович долго в буквальном смысле украшал на канале БСТ местный аналог программы «Смак», носивший в Башкирии название «Тэмле» (русскоязычная версия) - вполне профессионально готовил вместе с героями телепередачи разные блюда, умело при этом раскрепощая оробевшего гостя и «выуживая» по ходу съемки массу интереснейших подробностей из его жизни…
Не знаю, удалось ли мне в этих беглых заметках рассказать, каким был Валерий Данилович Гриньков… Но знаю одно: Эпоха подлинных рыцарей театра, увы, уходит. Светлая память им, отдавшим сцене сердце, душу, кровь, всю жизнь свою!..

Илюзя КАПКАЕВА.
На снимках: народный артист Башкортостана Валерий Гриньков; в сцене из спектакля «Улыбайтесь, господа!» (с актером Тимуром Гариповым); после съемок программы «Тэмле».
Фото из открытых источников.


Сердце, кровь, душа… Вся жизнь!

Сердце, кровь, душа… Вся жизнь!

Дата создание новости 12-03-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 782     Номер: 17(13487)     Версия для печати

08 октября 2024 г. №70(13814)


«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.