Хрупкая планета
SOS! Река умирает от жажды
Когда мы выходим на смотровую площадку возле памятника Салавату Юлаеву, взору открывается захватывающая дух картина. Слева, на холме - раскинувшийся точно на ладони город. Справа - мост, под которым степенно течет серебристая Белая. Хотя... В последнее время вид реки удручает. Неподалеку от того места, куда впадает Дема, образовался, подобно бельму на глазу, остров. Красавицу Агидель постепенно берут в свой плен коварные водоросли. Некогда полноводная, судоходная река мелеет на глазах. Теперь двухпалубные туристические теплоходы отправляются в рейсы не от монумента Дружбы, как еще несколько лет назад, а из Дюртюлей.
Одна из причин такой беды - засуха, которая царствует в наших краях уже пятый год. Жаркая погода и повышенная илистость дна способствуют росту травы и водорослей. Обильное распространение флоры является одной из причин загрязнения реки. По прогнозам, такие погодные условия, как сейчас, продлятся еще лет пятнадцать. И что же станет с нашей Белой за эти годы? С таким вопросом мы обратились к заместителю руководителя Федерального бюджетного учреждения “Администрация “Камводпуть”, начальнику Бельского района водных путей и судоходства Станиславу БОЛЬШАКОВУ:
- Мы, как известно, ведем работы по углублению дна, чтобы обеспечить судоходство на реке. Осуществляется это при помощи земснарядов, которые выходят в мае и на протяжении всей навигации убирают со дна наносы. Земснарядов всего 2, а обслужить нужно реку от устья Уфимки до впадения в Каму. На участке, равном 459 километрам, необходимо убрать около миллиона тонн наносов.
...Минимальная гарантированная глубина составляет 180 сантиметров от поверхности воды до разработанного переката при проектном уровне минус 80 сантиметров по водомерному посту Уфа. На сегодня он составляет по балтийской системе минус 134, то есть вода опустилась на 50 сантиметров от уровня, необходимого для хода речного транспорта. Но Бельский район водных путей и судоходства уверенно держит 145 сантиметров в черте города, и за это надо сказать спасибо и речникам, и самой стихии. Наступают моменты, когда река стабилизируется, уровни падают, а глубины остаются одни и те же. Результаты неплохие, но все равно не доходят до тех, которые необходимы. Осадка многих судов равна 145 сантиметрам, а под днищем должно быть еще в запасе 15-20 сантиметров. Очевидно, что глубины не хватает. В прошлом году в августе из-за низких уровней по реке перестали ходить пассажирские теплоходы, а нынешним летом, чтобы не рисковать, все пассажирские суда проекта 305 с 1 июля ходят из Дюртюлей. Из Уфы пока отправляется остальной флот.
- Воды пока больше, чем в 2012-м: в прошлом году в это время уровень равнялся минус 157 сантиметрам по водпосту Уфа. Но это еще ни о чем не говорит, - считает Станислав Михайлович. - Сегодня, скажем, минус 134 сантиметра, а завтра может быть минус 140. По прогнозам Гидрометцентра, на окончание навигации уровень реки может составить минус 165 сантиметров. Такие показатели пугают - если прогнозы сбудутся, то мы, скорее всего, не сможем удержать глубины, пригодные для судоходства.
...Засуха, разумеется, препятствует работе по дноуглублению. Шаланды, рассчитанные на 200 кубов, нагружаются только на 120-130. Баржи, которые перевозят песчано-гравийную смесь, рискуют сесть на мель. Глубина в 155 сантиметров поддерживается на судоходном пути, который в ширину составляет 60 метров. На подходе к берегам - еще мельче. Эти трудности мешают придерживаться плана по “уборке” наносов.
Сегодня Бельский район водных путей и судоходства находится в печальном положении. Средний возраст судов - 36 лет, есть совсем старые, которым 50 и более лет. Всего в штате Района работают 336 человек и 57 единиц технических судов.
- Земснаряды в России сейчас не строятся, - продолжает Станислав Большаков. - Флот устарел морально и физически, и до бесконечности его ремонтировать невозможно. Чтобы создавать новый флот, нужны специалисты, а значит, необходимо возрождать систему профессионального образования. Но рабочие специальности сегодня не престижны, поскольку зарплаты низкие. А суда без человека, знающего, любящего реку, - это всего лишь груда металлолома. К сожалению, авторитет речного флота падает.
...Если сопоставить некоторые цифры с 1975 годом, который считают расцветом судоходства и водных путей, сейчас количество единиц техники землечерпательного флота Бельского района водных путей и судоходства снизилось в шесть раз, по общему флоту - в четыре, а по численности сотрудников в три. Объемы перевозок на Белой уменьшились в десять раз. Но если по Белой грузовые перевозки еще осуществляются (ЗАО “БашВолгоТанкер” заявил на нынешний год больше миллиона грузовых перевозок), то по реке Уфе - Караидели никто уже не ходит. Реку не чистили уже лет пятнадцать, и в связи с этим образовалось большое количество отмелей, где судам уже пройти невозможно: все заросло. В советские времена на Караидель ложился большой объем работ - по ней перевозили лес, дизтопливо, продукты... Только за одну навигацию проходило четыре с половиной тысячи шлюзований судов через Павловский шлюз. А сейчас товары “путешествуют” автомобильным транспортом. И это несмотря на то, что речной транспорт, как показывает мировая практика, обладает рядом преимуществ по сравнению с другим. Первоначальные затраты на организацию судоходства по крупным рекам в восемь-десять раз меньше соответствующих затрат на создание железных дорог, а себестоимость перевозок на 35 процентов ниже железнодорожных и в три-пять раз дешевле автомобильных.
Но закат речного судоходства - это всего лишь одна из проблем. Пятилетняя засуха сказалась на качестве воды. Будем ли мы обеспечены в ближайшем будущем питьевой водой в достаточном количестве, если засуха продолжится? Всем известно, что в прошлом году в некоторых населенных пунктах республики питьевую воду “выдавали” по часам. Уровень подземных вод тогда настолько упал, что оказалось невозможным обеспечивать людей живительной влагой все двадцать четыре часа в сутки. Также не ясно, что будет с экосистемой реки. Для рыбы слишком теплая вода - это уже неблагоприятная среда, а вот для растительности - в самый раз, и результаты жары мы с вами на реке наблюдаем.
- Пока ситуация, что называется, в зоне видимости, - считает Станислав Михайлович. - Мы еще можем контролировать водные пути, но все зависит от погодных условий. Каждый день мы с надеждой ждем хороших осадков. Прогнозы ныне были положительные, снега зимой выпало достаточно, мы ждали мощного паводка. Но, увы, этого не случилось. Стало невозможно отслеживать ситуацию. Но тем не менее мы должны работать. Надеемся, что в связи со сложившейся аномальной жарой в республике Федеральное агентство морского и речного транспорта выделит Бельскому району водных путей и судоходства дополнительное финансирование. Тогда будет хватать на топливо, станет возможным повысить зарплату плавсоставу, да и речка будет в лучшем состоянии.
* * *
Очевидно, что проблема стоит остро и требует серьезного вмешательства. Конечно, многое зависит от капризов природы, но и человеку стоит поразмыслить над своим поведением. Река страдает не только от засухи, но и от браконьерской добычи песчано-гравийной смеси. Тем более, ее можно получить у “путейцев”, которые, разрабатывая перекаты, “достают” наносы со дна реки, пригодные для дальнейшего использования. Сегодня Белая нуждается в бережном уходе, защите и очистке. Если мы не начнем действовать здесь и сейчас, то потеряем реку, источник нашей жизни.
Мария АЛЕКСЕЕВА.
31-07-2013 (0) Просмотров: 2 391 Номер: 146(12294) Версия для печати