«…Ожиданием своим ты спасла меня»
Фронтовые дневники – особые источники летописи Великой Отечественной войны. Благодаря им через историю одного человека мы можем узнать о судьбах множества брошенных в горнило войны людей. На пожелтевших от времени листочках сохранена частичка души солдата, с его переживаниями, надеждами, а нередко и с чисто бытовыми мечтаниями…
Увы, время не щадит не только листки бумаги… И вот уже нет большинства свидетелей и очевидцев тех страшных лет, когда из-за бесчеловечной, изуверской идеологии мирная жизнь целого ряда стран превратилась в кошмар. Пережившие военное лихолетье люди уже не расскажут нам, привыкшим жить в сытости, что такое голод, лишения, смерть близких – о том, что несет война. К сожалению, как сказал Антон Павлович Чехов, «за дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье». И такую миссию, на мой взгляд, могут выполнять тысячи писем и десятки дневников, хранящихся ныне в архивах и музеях страны. Многие люди берегут их у себя дома как особую реликвию. К таковым можно отнести и фронтовой дневник ветерана Великой Отечественной войны Шарифа Калимуллина. Свой солдатский путь он отразил в небольшом блокноте, который мог поместиться в кармане. Обложкой дневника послужил твердый переплет какой-то книги, прошитый коричневой тканью. Внутри блокнота даже остались иголки со времен Великой Отечественной войны. Сам дневник был обнаружен родственниками Шарифа Набиевича у него дома внутри старого железного сундука. В нем ветеран хранил бесценную память для будущих поколений – внуков, правнуков и их детей. Также вместе с дневником была найдена книжка красноармейца, где указаны важные факты и подробности всей службы солдата.
Шариф Калимуллин начал вести свой дневник, будучи еще девятнадцатилетним юношей, - с 1943 года. Некоторые дневниковые записи не сохранились, на уцелевших листах запечатлены фронтовой путь солдата, обстановка на фронте и в тылу. В этом дневнике описан весь путь ветерана, от деревни Татлембетово Учалинского района БАССР до Чехословакии, Австрии и Венгрии. Писал на разных языках: по-русски и по-башкирски, на кириллице и на латинице. Есть даже записи на венгерском, что для человека с шестью классами образования очень даже неплохо.
«Дед после войны служил в Венгрии и зафиксировал весь свой маршрут от призыва до возвращения домой, - говорит внук ветерана Рустэм Калимуллин. - Что написано на первой странице, сложно разобрать… Видимо, лицевая часть дневника сильнее пострадала от времени, солнца и механического воздействия».
Листая выцветшие страницы фронтового дневника, мы можем взглянуть на войну глазами солдата Красной армии, прочувствовать обстановку того времени и душевные переживания простого человека. Вот что пишет в своем дневнике Шариф Калимуллин: «…16-го декабря принял первый страшный бой на Дону, где первый раз был под бомбежкой. Было подорвано наступление немцев и итальянцев. И полностью была разбита 8-я итальянская армия…»
В дневнике также описаны моменты, когда солдат был на волосок от гибели. На фронте Шариф Калимуллин получил два серьезных ранения, пережил плен, операции. Нередко его жизнь зависела как от случая и его собственных поступков, так и от действий других. К примеру, боец пишет, как из-за ранения попал в руки врага и благодаря помощи одной из сельчанок сумел сбежать из плена: «...1 февраля 1943 года был первый раз ранен во время разведки на Северном Донце под городом Славянск. Там, будучи ранен, попал в руки немцев, где моего товарища Салаватова застрелили… С 1 по 18 февраля был в руках немцев. Лежал за городом Славянск в хуторе в доме одной хозяйки. Нас было двое. Я и товарищ мой, Беляев Николай, сержант. Во время отхода немцев мы спрятались с помощью хозяйки. И остались живыми. Жители к нам относились как к родным, за нами ухаживала бывшая медсестра Вера... 20 февраля они нас отвезли в МО, в это время у меня рана уже зажила, но ходить не мог. 20 февраля я приехал в город Кантемировка Воронежской области, где лежал в госпитале с 23 февраля по 20 марта...»
Вот путь солдата после объявления долгожданной Победы: «…11.00, конец войны, 9 мая 1945 года. Объявление 8 мая 45 года в 23.00. С 10 мая по 4 июня стояли в Чехословакии… 8 июня вышли на марш. 15 июня убыл из части по болезни под городом Ческе-Будеёвице и прибыл в Тршебонь… В 11 часов вечера 5 сентября выехали из родного для нас города Мишкольц. В вагоне не оказалось нар... Как было трудно спать на узеньких и коротких спальных мешках... Сегодня поднялся раньше на 2 часа, чем обычно. Пишу на память, 7.15, 6 июня 45 года».
***
«Дед уже в свои юношеские годы был бригадиром в колхозе. Возможно, уже в первые годы службы в нем разглядели лидерские качества, и он начал воевать в звании сержанта, помощника командира взвода. С войны вернулся офицером», - продолжает повествование внук фронтовика.
В конце дневника Шарифа Калимуллина твердой рукой сделана запись: «Все читала. Вафира Куйдыбаева. 12.12.46». О происхождении этих строк Рустэм Галимович говорит следующее: «Дед призвался на фронт 18-летним юношей, оставив на своей малой родине - в деревне Азнаш Учалинского района - свою первую школьную любовь, с которой учились в деревне Кужай. Это была моя бабушка Вафира, которая обещала дождаться любимого с фронта и сдержала свое слово. После свадьбы она целиком и полностью прочитала его дневник, оставив в нем свою подпись с датой».
Как видите, даже в те, полные трагизма дни люди хранили и лелеяли в себе лучшие чувства: любили и верили, ждали и не сомневались друг в друге. «Мама говорит, что, возможно, именно любовь девушки, которая ждала своего суженого с фронта, и помогла деду вернуться домой живым. Любовь являлась для него смыслом Победы и возвращения на родину. Осознание себя как защитника своей страны и будущей семьи могло укреплять боевой дух влюбленного парня и придавать силы в боях», - уверен Рустэм Калимуллин.
Вернувшись домой в Учалинский район, бывший солдат дневник не забрасывает, а наоборот, продолжает его вести. В нем также нашли отражение некоторые послевоенные реалии жизни башкирской деревни. Шариф Набиевич пишет про свои сны, чувства, дни без войны.
Этот письменный источник стал для семьи Калимуллиных бесценной реликвией. Рустэм Галимович даже приступил к работе над книгой, основанной на дневниковых записях своего деда-фронтовика. «Фронтовой дневник Шарифа Калимуллина. Война, Победа и Любовь» - такое название он хочет дать своей рукописи. «Это правдивая история о том, как 18-летний юноша, перебарывая страх, теряя товарищей, получая ранения, шел к Победе. История про настоящую Любовь – искренние чувства парня и девушки, которые любили друг друга до и после войны», - говорит он.
Дневник Шарифа Калимуллина - это история про настоящую войну, изложенная словами колхозника, солдата и офицера, награжденного орденом Отечественной войны II степени. И, наверное, внук фронтовика Калимуллина прав, что затеял нужную для будущих поколений работу. Поскольку фронтовые дневники – уникальные источники информации, их можно читать бесконечно, перечитывать и вновь находить какие-то новые для себя сведения о военных буднях. Кроме того, они дают удивительно точный портрет фронтового поколения, так как в них человеческая душа раскрывалась наиболее полно и без прикрас. И то представление о войне и ее участниках, которое мы получаем, изучая эти простые и искренние солдатские дневники, вызывает самое глубокое уважение к людям, сражавшимся за наше настоящее.
Лейсан ХАДЖИМУРАТОВА.
НА СНИМКАХ: Шариф Калимуллин и его товарищ; фрагменты дневника солдата.
НА СНИМКАХ: Шариф Калимуллин и его товарищ; фрагменты дневника солдата.
13-07-2021 (0) Просмотров: 802 Номер: 48(13518) Версия для печати