От бараков к высоткам
Многие горожане обратили внимание на рекламный баннер «Новые дворы для современных дворян». Прогуливаясь по улицам города, понимаешь, что старые жилые дома, хоть и являются частью нашей истории, но уступают по удобству современным жилым кварталам.
С каждым годом хорошеет наш город. И сегодняшнее поколение не представляет, как можно было жить в бараках с удобствами во дворе, в хрущевке, где кухня в пять квадратных метров и совмещенный санузел. А ведь жили и радовались, что имеем свой угол. Да, мы прошли через двухэтажки и одноэтажные бараки, хрущевки, сталинки и евровысотки. Сегодня на месте умирающих двухэтажек вырастают современные «башни» в 25 этажей. И трудно представить, что, например, на улице Мира на месте современного жилого комплекса стояли двухэтажные бараки. Они были деревянными, оштукатуренными. Несколько таких «мастодонтов» еще сохранились и ждут своего часа.
Большинство таких жилых домов было построено в 1931 году, когда в Черниковке начали строить уфимский моторный завод. Именно тогда появились первые одно- и двухэтажные бараки, в которых жили семьи рабочих.
В период с 1939 по 1940-й только в Черниковке было построено 52 барака, 7 двухэтажных брусковых домов. Новый район назвали Соцгородом. Строили бараки и в южной части Уфы.
Вообще, в 30-е годы XX века в Советском Союзе развернулся процесс индустриализации. Строили новые заводы и фабрики, они стремительно наращивали объемы производства, особенно быстро развивалась тяжелая промышленность. Люди хлынули в города. Строительная отрасль категорически не успевала за этими темпами. Людям приходилось жить в подвалах, землянках, бараках, коммуналках. Условия ужасные: куча народу в одном помещении, вода – только холодная на общей кухне, мыться - в бане, туалет на улице. Война еще больше усугубила эту проблему: миллионы людей по всей стране остались без крова. Мало того, солдаты, гнавшие гитлеровцев до Берлина, обнаружили, что угнетаемый рабочий класс живет в странах победившего капитализма лучше, чем свободный советский человек.
После войны в Уфе начали строить жилые дома уже с прекрасными квартирами – высокие потолки, большие комнаты. Эти дома прозвали «сталинками». Они и сегодня котируются среди уфимцев. Однако развития эти дома не получили. В одной квартире порой проживали по несколько семей. По сути это были коммуналки с лучшими условиями: горячая и холодная вода, большая кухня, ванная. Но возводились такие дома с архитектурными излишествами долго и требовали немалых затрат. Пришедший к власти Никита Сергеевич Хрущев решил положить конец такому разбазариванию средств. От инженеров и архитекторов потребовали оптимизировать процессы, еще больше удешевить строительство. Борьба шла за каждый метр.
Вообще, габариты хрущевок современному человеку, незнакомому с этим артефактом советского периода, могут показаться неправдоподобными. Средняя площадь однокомнатной квартиры составляла 31-33 квадратных метра, двухкомнатной – до 46 метров. Трех- и четырехкомнатные в хрущевках встречались редко. Высота потолков – 2,5 метра. Площадь кухни – 5-6 метров, в некоторых всего 4,5. Ради экономии пространства тогда стали делать совмещенные санузлы, это с тех пор повелось. Тогда же появилось такое чудо инженерной мысли (его прозвали «хрущевским холодильником» - небольшой шкаф, который располагался на кухне. В наружной стене были проделаны небольшие отверстия, благодаря чему в них зимой поступал холодный воздух.
Люди переезжали в хрущевки с радостью. Теперь они имели хоть крохотное, но свое, отдельное жилье. Однако когда начали въезжать в новые дома, обнаружилась еще одна проблема: старая мебель, все эти бабушкины комоды и буфеты, обеденные столы в малогабаритные квартиры не влезали. Пришлось разрабатывать новую мебель. Появились кресла и диваны-кровати, шкафы-секретеры, раскладные столы и стулья. К проектированию мебели подошли строго научно: все домашние работы, процессы, задачи были исследованы и замерены. Еще в 1940-х годах архитектор Лазарь Чериковер издал труд, где по сантиметрам все было просчитано. Например, по его подсчетам, чтобы умыться, необходимо 70 см в ширину и 45-50 см до раковины. А чтобы вытереться банным полотенцем, нужно 110 сантиметров. Существовали нормативы и по количеству одежды и обуви для советского гражданина: один костюм рабочий, один выходной, 4 пары обуви и так далее – исходя из этого рассчитывали размеры шкафов.
Не успели оглянуться, а центральная магистраль города – проспект Октября - была застроена такими стандартными панельными домами, отличавшимися друг от друга лишь цветом фасадов, преимущественно желтым или бордовым. Первая эйфория прошла. Захотелось комфорта и уюта. В послевоенную эпоху дешевые панельки однозначно были благом. Но времена менялись. В этом «хрущевском» однообразии появились первые ласточки.
В начале семидесятых нефтяной институт построил на улице Блюхера по ленинградскому проекту необычный жилой дом. В народе его прозвали «профессорским». Квартиры в нем были, как говорили тогда, улучшенной планировки. Трехкомнатная площадью 100 квадратных метров поражала своей залой в 30 «квадратов». Были и пятикомнатные квартиры, в которые въехали профессора. Славился дом и своим двором: здесь росла роскошная сирень, высаженная жильцами. Чуть левее этого дома, уже в глубине проспекта, возвели жилой дом для партийных работников. Здесь были двухэтажные квартиры с туалетами на каждом этаже.
Сегодня эти, необычные для того времени, жилые дома потеряли свою былую славу. На смену пришли высотки, поражающие своим размахом.
Галина ГРИГОРЕНКО.
23-07-2021 (0) Просмотров: 491 Номер: 51(13521) Версия для печати