Не зарекайся ни от сумы, ни от тюрьмы…
Москвичке Маргарите (все имена в материале изменены) в жизни не везло. Мало ей было проблем со здоровьем, так еще и на улице оказалась. Как? Что теперь объяснять? Просто не стало у Риты дома.
Судьба помотала ее по стране, потом она приехала в Уфу и обратилась в Государственное бюджетное учреждение Республиканский комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства. А здесь – вы не поверите! – все получилось, как в сказке: девушка встретила своего суженого, и они нашли в себе силы начать новую жизнь. Сейчас молодые живут в съемной квартире, и в семье уже подрастает малышка…
Но как вы понимаете, уважаемые читатели, истории со сказочным концом здесь случаются редко, как и вообще в жизни. Но ведь происходят! Хотя – обо всем по порядку. Заведующая отделением социального сопровождения лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, Гульнара Карачурина рассказывает о Республиканском комплексном социальном центре. Он создан в 2003 году.
- К нам обращаются лица без определенного места жительства, у которых нет регистрации и нет жилья, а также – после мест лишения свободы и люди, которые попали в трудную жизненную ситуацию, - говорит Гульнара Рифгатовна. - Почему люди могут потерять жилье? Причин немало, и они самые различные: алкогольная зависимость, бракоразводные процессы, вмешательство в жизнь «черных риэлторов», конфликт детей и родителей (причем пострадавшей стороной могут стать и те, и другие). И, разумеется, здесь находят приют люди, вернувшиеся из «мест не столь отдаленных». В этом случае бывает, что родственники просто отказываются от близкого человека и не хотят более его присутствия в их благополучной жизни. Тогда оставшиеся без дома люди обращаются к нам. Прием в Центр носит заявительный характер. Затем (вы же понимаете, что люди жили на улице и с ними могло произойти все, что угодно) проводится санитарная обработка, помывка в душе, дезинфекция, обработка личной одежды в дезинфекционной камере или ее замена… В чистой новой одежде человек вступает в новый для себя мир. Наш медицинский работник выдает направления на флюорографию, анализы на ВИЧ, гепатит, сифилис. У Центра заключен договор с противотуберкулезным диспансером, и наши получатели социальных услуг бесплатно проходят обследование. Многие люди поступают к нам без документов, поэтому фамилию, имя и отчество мы записываем с их слов. Затем человек возвращается в центр, мы признаем его нуждающимся в социальных услугах. Тогда и начинается его здешняя жизнь. Он может проживать у нас сроком не более 10 дней подряд, (а всего не более 30 дней в году), также его пребывание может быть продлено до 6 месяцев. При нерешении по объективным причинам социальных вопросов срок может быть по решению администрации Центра увеличен до 1 года.
В заявлении обратившийся к нам человек указывает, какие социальные услуги хочет получить.
В соответствии с нормативными документами, Центр оказывает социально-бытовые, медицинские, правовые, психологические и трудовые, а также срочные социальные услуги. Социально-бытовые – предоставление койко-места в учреждении с предоставлением постельных принадлежностей, выдача продуктового набора и одежды, уборка, кварцевание, проветривание помещений, стирка, утюжка, глажка... Социально-медицинские услуги – содействие в оформлении инвалидности, медицинской карты в дом-интернат, также осуществляется госпитализация. Правовые: восстановление всех утраченных документов, а если есть проблемы с жильем, юрист из Центра проконсультирует, в каком направлении действовать, решает и другие юридические вопросы, которые ставит перед гостями жизнь. Психологическая помощь включает в себя коррекцию, диагностику, работу с психологом. Трудовые – Центр подыскивает подходящие вакансии, работает с Центром занятости. А срочные услуги – если человеку не нужно жилье (допустим, живет в съемной квартире), но он является лицом без определенного места жительства, потому что у него нет своего дома и регистрации. Таким людям здесь оказывают срочную социальную помощь, в нее входит продуктовый набор, одежда, правовые и психологические консультации, можем сделать какие-то запросы от его имени. Такая единовременная помощь здесь называется срочной.
В Центре 60 коек. Сюда принимают совершеннолетних граждан - лиц без определенного места жительства, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, при отсутствии медицинских противопоказаний. Хотя тут находят приют и люди с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку Центр – республиканский, сюда направляют людей без определенного места жительства со всего Башкортостана, и их, конечно, принимают.
На сегодняшний день в центре живут 38 человек. Преимущественно (примерно 85%) – это мужчины.
В штате – специалисты по социальной работе (дневные и ночные), психолог, юрист, медицинская сестра, дезинфектор, уборщица.
Ежемесячно Центр проводит выездные акции. Здесь работает социальный патруль, который оказывает лицам без определенного места жительства срочную социальную помощь. Специалисты выезжают на машине, раздают нуждающимся продуктовые наборы, одежду, проводят консультации по интересующим их вопросам. Поездки совершают не только по Уфе, но и по другим городам Башкирии – в Нефтекамск, Туймазы, Бирск, Стерлитамак, Ишимбай…
- В жизни людям обязательно нужно что-то яркое, теплое, светлое. Человеку, где бы он ни находился, в какой бы ситуации ни оказался, нужно тепло другой человеческой души. Свет, любовь. Некоторые могут их найти. Это дает надежду. У нас уже образовались несколько пар, - рассказывает Гульнара Карачурина. - Люди встречают здесь свою половинку, находят работу, создают семью.
Именно с рассказа о счастливой судьбе девушки из Москвы я и начала свое повествование.
С заведующим отделением срочной социальной помощи и социальной гостиницы Ильдаром Садреевым проходим по Центру. Вот первичный кабинет, здесь происходит первое знакомство, осмотр, даются направления на анализы, определяется, в чем нуждается человек. Иногда оказывается срочная помощь – выдача продуктового набора и одежды. Сначала прибывший проходит санобработку – для этого в Центре имеется все необходимое. После предоставления результатов обследования новый «получатель социальных услуг» заселяется. Живут здесь по четыре, пять, самое большее – по восемь человек. Двухэтажные кровати, шкафы, тумбочки. Сейчас здесь почти пусто – все на работе. В комнате приема пищи и - по совместительству – библиотеке обедает молодой человек. Желаем ему приятного аппетита и идем дальше.
Заходим в кабинет юриста Радика Гумерова.
- У каждого нашего постояльца – своя собственная история. Работа юриста связана с трудоустройством, с жильем. Помогаем по мере возможности. Восстанавливаем документы. Общаемся с администрациями города и района, с паспортным столом, с работодателями, - объясняет он. - Среди наших постояльцев есть ветераны боевых действий из Афганистана. Собираем документы, отправляем в муниципалитет, в военный комиссариат, пытаемся помочь им получить жилье. У каждого из них когда-то была семья, родители, возможно, дети, был дом. Сейчас человек оказался в трудной жизненной ситуации. Главное, помочь ему пройти через сложности, чтобы он не сломался, не утратил веры в жизнь, в будущее. Для «афганцев» есть надежда получить помощь Министерства обороны.
- Случаются события, похожие на чудо, - рассказывает Гульнара Карачурина. - К нам обратилась пожилая женщина с советским паспортом. Сама она поменять его не могла. Жила все эти годы в семье по уходу. На момент обращения ей было уже под восемьдесят, когда мы обменяли ей советский паспорт на российский, после чего обратились в Пенсионный фонд, и за все эти годы ей начислили пенсию. На вполне солидную скопившуюся сумму она купила себе однокомнатную квартиру. Кстати, случаи, когда люди приходили к нам с советскими паспортами, были неоднократно.
- Сложнее приходится, когда человек прибывает из ближнего зарубежья – бывших советских республик, - продолжает Радик Гумеров. – Тогда возникают вопросы с двойным гражданством, делаются запросы в посольство… Все это очень непросто… Но решаемо.
У психолога Центра Миляуши Валинуровой всегда масса дел. В ее обязанности входит диагностика, по итогам которой специалист определяет, как в дальнейшем построить работу с человеком. Мы не стали отрывать сотрудника от работы и прошли дальше по Центру.
Разговариваю с теми, кто согласен пообщаться с журналистом. Сейчас, в разгар рабочего дня, людей в комнатах немного – почти все на работе.
…В колонии Владимир потерял зрение. Выйдя на свободу и прибыв в Центр, обратился за помощью. Здесь ему восстановили паспорт. Хотели оформить инвалидность и отправить в дом-интернат, но когда Владимира в сопровождении специалиста по социальной работе привезли на прием к окулисту, тот обнадежил: есть возможность вернуть зрение! Только нужна операция. Прошли комплекс анализов всех специалистов, первую операцию сделали в стационаре на улице Пушкина, один глаз теперь видит. Сейчас мужчина готовится ко второй операции, она уже назначена.
У Дмитрия когда-то была обычная жизнь. Окончил школу, отслужил в армии, женился. Похоронил маму, развелся с женой, работал в сфере торговли. Год назад, в метель, отморозил обе ноги. Сейчас сотрудники центра помогают мужчине оформить пенсию.
- Я никогда не был одиноким, - говорит Дмитрий. – Просто сейчас сложилась такая ситуация, когда помочь некому, а без посторонней помощи, увы... А здесь мне помогают в оформлении инвалидности.
Дмитрий не собирается все время ездить на коляске. «Ходить все равно буду, на костылях, а потом и с палочкой», - говорит он. Собирается дальше продолжать заниматься торговлей, ведь на этом поприще много возможностей.
Зое Павловне 58 лет. Проживает в Центре. Считает, что здесь вполне нормальные условия. Пенсионерка работает с утра до вечера уборщицей в магазине «Байрам». Был свой частный дом, но женщина попала в лапы «черных риэлторов». Обещали золотые горы, а предоставили жилплощадь в крохотном поселке Иглинского района, Зоя Павловна была там только один раз. Домик крохотный, у самой железной дороги. Продать его и купить что-то в Уфе, конечно, нереально. Что будет дальше, неизвестно. А пока хотя бы крыша над головой есть.
Хотя бывает и по-другому: люди не могут перебороть свою натуру, освободиться от тяги к странствиям. О судьбе такого человека мне рассказывает Гульнара Рифгатовна.
– Это пожилой человек, которого специалисты Центра неоднократно по его заявлению оформляли в дом-интернат для пожилых, в семью, откуда он уходил и снова и снова возвращался в Центр. Познакомился с бабушкой из другого района и уехал к ней жить. Прочитали Никах, приезжали к нам в Центр, делились радостью. Но так уж устроен был этот человек – любовь к странствиям снова победила, и он вновь отправился в путь… Что же, не всегда у жизненных историй бывает счастливый конец! Хотя дедушку теперь приютила правнучка совсем в другой части нашей страны, так что все для странника окончилось хорошо. Сможет ли остепениться? Кто знает…
Гульнара Карачурина объясняет, как живется здесь людям.
- Для получателей социальных услуг устраиваем праздники, благотворительные организации проводят просветительские беседы, чаепития. Это тоже своего рода забота, внимание, психологическая разгрузка, - говорит моя собеседница и между делом рассказывает еще одну историю: - С просветительскими беседами к нам приходит человек, который сам когда-то жил здесь, бывший бомж. В его жизни было все: сидел в тюрьме, после освобождения пил, бомжевал, попал в наш Центр. Спасла его… вера. Стал ходить в храм. Как сумел наладить свою жизнь, мне узнать не довелось, но он поднялся. Женился, открыл свое дело. Но не забывает таких, каким был сам, приходит, оказывает помощь. А что смог один человек, смогут и другие, ведь так?
Вообще, у Центра помощников немало. Ассоциация женщин-руководителей на 23 февраля и 8 Марта сделала подарки, организовала праздничный стол. Приходят и другие, оказывают посильную помощь.
- Любой человек может попасть в подобную ситуацию, все может поменяться в один момент. Очень хорошо, что существует наш Центр, - говорит, провожая меня, Гульнара Рифгатовна. - Бывают моменты в жизни, когда человек теряется, не знает, куда обратиться, ему кажется, что жизнь кончена. Мы его можем, конечно, только направить, помочь в начале пути. Все будет зависеть от него самого. Они к нам приходят такие колючие, потом раскрываются, рассказывают свои истории… Мы делаем все, что в наших полномочиях и даже больше.
Очень приятно, когда говорят слова благодарности, пишут письма. Строки из одного я здесь приведу: «Хочу поблагодарить весь коллектив сотрудников ГБУ РКСЦ за помощь лицам БОМЖ. За внимательное и чуткое отношение при каждом обращении к ним. Особенно Светлане Ивановне Васильевой и Ильдару Рахимовичу Садрееву! С уважением».
Имя автора пусть останется в тайне. Но он явно знает, о чем пишет.
Ирина ШЕМАТОНОВА.
В оформлении материала использованы кадры из фильма Эльдара Рязанова «Небеса обетованные».
14-09-2021 (0) Просмотров: 645 Номер: 64(13534) Версия для печати