Услышать голос наших улиц!
В приемной Автономной некоммерческой организации «АКТАУ» журналистов «Вечерки» встречают руководитель проекта «Наши люди», создатель проекта «Голос улиц» Александр Стовбчатый и его заместитель Рустем Мирсаитов. О проблемах людей, с которыми они работают, наши собеседники знают не понаслышке: сами прошли путь, который сейчас предлагают другим. Теперь у них семьи, дети, нормальная жизнь.
Но так было не всегда…
- Как начиналась ваша деятельность?
- Занимаюсь нашим делом с 2006 года, - говорит Александр Александрович. - Мы тут – все ребята с историями, так уж получилось, что сами с трудом выбирались с улиц, поэтому хорошо понимаем таких людей. Поэтому главная уникальность проекта – наша коммуникативная способность, то есть у нас на самом деле есть идентификация с людьми, живущими на улицах. Они нас слышат, мы их понимаем. И между нами возникли доверительные отношения, ведь на самом деле для нас очень важно соблюдать правила игры, в которой они существуют. Это значит – очень важно выдерживать те обещания, которые мы даем людям на улице.
В чем суть? Мы забираем с улиц людей - не в какие-то трудовые дома, мы восстанавливаем семейные связи, устраиваем их на работу, размещаем в нормальных условиях проживания. Мы предлагаем им жить в безопасной обстановке, и она является частью наших коммуникативных возможностей. Мы понимаем цену всех тех объявлений, которые вешают на столбах, и куда попадают обратившиеся по ним люди, что там с ними происходит. У нас все иначе, другой формат, мы боремся с такой подачей. Поэтому для нас так важно соблюдать все наши обещания.
- Александр Александрович, а как было создано АНО «АКТАУ»?
- Мы в свое время, с 2009 года, очень качественно и профессионально занимались социальной реабилитацией нарко- и алкозависимых. В 2016 году, после трагедии в Стерлитамаке, когда в рабочем доме сгорели заживо люди, нас попросили проанализировать ситуацию. Мы это сделали. В 2019 году совместно с прокуратурой создали проект «автопробег БАЛ», то есть была собрана многоуровневая команда. И мы тогда проехали до Алтая в формате проекта «Здоровое поколение», делились опытом реабилитации. Среди нас были чиновники, силовики, представители бизнеса, и мы как представители НКО. По результатам этого пробега нам было предложено открыть приемную. Здесь мы сначала начинали консультировать людей по вопросам, касающимся химической зависимости. Тогда о нас узнали, и к нам потянулись люди с разными проблемами. Нам важно было показать себя. В период пандемии мы себя очень качественно проявили: работали в формате патрулей, помогали тем людям, кто находится в изоляции, в большей степени – людям старшего поколения.
- Расскажите, пожалуйста, о пробеге памяти генерала Шаймуратова, в котором вы принимали участие в качестве соорганизаторов.
- Сразу после пандемии участвовали в истории со звездой Героя России для генерала Шаймуратова. Ее привез Глава региона Радий Хабиров. Мы развезли копии знамен по всем местам боевой славы нашей легендарной 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, доехали практически до пограничного пункта Изварино Луганской области. При издании второй книги про генерала Шаймуратова мы вошли туда как организаторы.
…Александр Александрович достает с полки большую книгу, бережно раскрывает. Видно, что для него это не просто слова, написанные на бумаге, – это живая история нашей Родины, в которой и он принимает участие. Александру Стовбчатому довелось пообщаться с последним оставшимся в живых Героем Советского Союза из 112-й Башкирской кавалерийской дивизии Георгием Федоровичем Платоновым, которому на тот момент было 96 лет:
- Я опасался, что у него может быть неважно с памятью, но когда задал вопрос: «Отец, скажи, за что Звезда?», он сразу ответил: «Суббота, 9.15, мы берем Одер». Он был абсолютно включен в реальную жизнь.
Дед моей жены тоже был воином 112-й Башкавдивизии. Ему не довелось вернуться домой. Боец числился пропавшим без вести, пока останки его и четырех товарищей не нашли на Украине. Оттуда пришло письмо, всю семью пригласили посетить место захоронения деда. И семья неоднократно посещала его могилу.
- Хотелось бы узнать, как проходит ваша нынешняя работа.
- Работа общественной приемной по факту: до трех-четырех часов ночи мы ходим по улицам, ищем лиц без определенного места жительства, переодеваем их, кормим. Мы предложили государству войти в концессионное соглашение в формате ГЧП (Государственно-частное партнерство), нашему центру «Бомж» на улице Колгуевской. Предложили включить в программу процесс реабилитации – для него у нас есть помещение в Архангельском районе, где можно разместить 60 койко-мест, мы готовы в год проводить реабилитацию примерно 120 людям, наш курс длится полгода.
Сейчас у нас имеется автомобиль, старый американский автобус.
Хотим создать сразу три уникальных проекта в одном: мобильную приемную проекта «Наши люди», социальный патрульный проект «Голос наших улиц» и мобильную студию (у нас очень много реальных историй, хотим развить уличную документалистику). Пытаемся привлечь в проект всех, кого только возможно.
А последний наш проект – уже в рамках поручения Главы республики Радия Хабирова – в парке при мечети «Рамадан» будет устроен низкопороговый пункт обогрева – две военные палатки. Человек может прийти туда погреться, бесплатно получить пищу, переодеться. У нас существует договоренность с частной скорой помощью - там будет дежурить машина, мы попробуем проводить тестирование на коронавирус (экспресс-тексты на ВИЧ, гепатит у нас есть) и по возможности прививать желающих.
Условия, конечно, спартанские, но в любом случае лучше, чем на улице. Устроим социальную столовую, есть договоренности с ресторанами. Идея не нова, но сейчас мы приступаем к ее реализации. Это, по сути, проект ночлежки, сейчас я еду в Москву и Санкт-Петербург, чтобы пообщаться с людьми, занимающимися подобной проблемой уже больше 30 лет, у нас с ними сложилось взаимодействие. Спасибо Ленаре Хакимовне Ивановой за то, что она вывела нас на площадку, где мы можем общаться и обмениваться опытом, для нас это крайне важно. У нас сложились связи с другими регионами, кстати, очень понравился казанский проект. У них прямо в центре Казани располагается городок из вагончиков, куда человек может прийти, покушать, переодеться, постричься, переночевать. При желании его могут трудоустроить. Все находится под личным контролем президента Татарстана Рустама Минниханова. Что-то подобное мы хотим устроить в нашем городе и предложили Главе Администрации Уфы Сергею Грекову взять под личный контроль наш проект. Возможно, и Главе республики Радию Хабирову он тоже покажется интересным. Проект важный, все дела расписаны конкретно, если мы обкатаем его до марта, на следующий год можно будет говорить о создании социального парка. Хотим, чтобы проект заработал до 15 ноября.
- Расскажите подробнее о вашей программе реабилитации?
- В формате проекта «Центр бомж» мы предлагаем короткую программу – 35 дней; в формате проекта «Кумурлы. Стационарная помощь» (Кумурлы – поселок в Архангельском районе) будет проводиться программа «12 шагов» и поведенческая программа «Дейтоп», в ней мы за основу берем два направления – мышление и поведение. Это ролевая форма взаимодействия, в которой человек начинает с минимальной ответственности и растет, в принципе, до уровня президента. Это серьезное дело, и с учетом длительности мы выходим на хороший уровень привычек, стереотипов, а время это закрепляет. То есть речь о программе реабилитации и ресоциализации. Дальше – проект трудо-
устройства.
Сейчас мы работаем с парнем по имени Демид (имя изменено), он обретался на улице порядка четверти века. И так он живет с 12 лет. Это серьезная деформация. Вчера у парня была первая рабочая смена. И это наша победа.
О людях, с которыми мы работаем… Очень важно понимать, что мы убираем из столицы определенную социальную нагрузку. Ведь такие бездомные живут среди нас. Представьте, что рядом окажется человек, готовый ради фанфурика на все что угодно?
Тем не менее речь о людях. И мы это четко понимаем. Как они попадают на улицу – у всех свой путь. Кто-то выходит из токсичных отношений с женщинами либо с мужчинами.
Допустим, парень из деревни подался на заработки в город, но у него ничего не получилось, а вернуться назад ни с чем не позволяет стыд – ведь он мужчина. Здесь нужна психологическая работа, и мы, выступая в качестве третьего лица, налаживаем контакт со второй половинкой, и человек может без ущерба для своей гордости вернуться в семью.
То есть проект «Голос наших улиц» - это точка входа туда, где люди не только могут согреться, получить горячую пищу и медицинскую помощь, но и узнают о реабилитационном центре, о работе общественной приемной проекта и о возможности с помощью специалистов выбраться с улицы, восстановить документы, найти родственников, вернуться в социум.
…Такая у новых знакомых «Вечерней Уфы» работа. И делают они ее, не считаясь с личным временем, не видя близких неделями, отдавая себя полностью тем, кому это в данный момент нужнее всего, людям, стоящим на грани. Они не ищут наград и преференций – просто хотят помочь.
Вопросы задавала
Ирина ШЕМАТОНОВА.
На снимках: Рустем Мирсаитов; Александр Стовбчатый.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Ирина ШЕМАТОНОВА.
На снимках: Рустем Мирсаитов; Александр Стовбчатый.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
1-10-2021 (0) Просмотров: 1 023 Номер: 69(13539) Версия для печати