«Давай-ка, наколем лучины, Раздуем себе самовар!»
В Уфе с 31 декабря по 4 января прошел новогодний фестиваль Terra Zima-2022. Жители и гости столицы провели новогоднюю ночь в Гостином дворе, приняли участие в конкурсе карнавальных костюмов, радостно встретили парад очаровательных Снегурочек, а затем - конно-санных экипажей. В рамках фестиваля 2 января возле Гостиного двора прошел Зимний сабантуй и Всероссийский конкурс самоваров.
Матушка-зима ради такого случая не пожалела снега, и до обеда в городе на многих улицах жители столицы сами прокладывали себе путь. Метель не то чтобы бушевала - нет. Она не торопясь, без остановки отправляла с небес пушистых мушек. Так бывает, когда хозяйка, просеивая муку, вдруг отвлечется на телевизор, заслушается песней, а белые крупинки все сыплются и сыплются в миску для замеса теста. Так и природа на второй день нового года надолго призадумалась о чем-то своем и замаскировала, припудрила, замазала серебристо-белым корректором все то, что ей показалось недостаточно зимним.
Думаю, организаторы праздника - Госкомитет по туризму Республики Башкортостан, Центр развития туризма РБ и Администрация Уфы - очень правильно обозначили время события: все началось в 14 часов, когда «оливьеды» проснулись, пришли в себя и потянулись в исторический центр города, чтобы продолжить празднование, но уже активно, на свежем, слегка морозном воздухе. Обычно сабантуи в наших краях проводятся летом. Но ведь и зимой можно от души покататься на качелях, попрыгать, а также принять участие в боях с мешками, в соревновании по перетягиванию каната, погарцевать на лошадке, посидеть на сене, которое привезли в город в аккуратных брикетах. И дети, и взрослые с удовольствием участвовали в викторинах, которые проводил Дед Мороз. Они пели, плясали, пили ароматный чай из самоваров, угощались пловом, бубликами и другими вкусностями. И, конечно, никто не мог пройти мимо коллекций самоваров, выставленных на столах под открытым небом, а также в юрте.
Самовары в России появились в 1730 году. И не в Туле, как многие думают. Историки называют родиной русского самовара Суксунские заводы Демидовых (современный Пермский край) и Иргинский завод (ныне Свердловская область). Исследователи нашли интересный документ, подтверждающий случай на екатеринбургской таможне в 1740 году. В числе реквизированных товаров, которые перечислила таможня, значился «самовар медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы», а именно работы Иргинского завода. В Туле, которую по праву считают «самоварной столицей» России, самогреи начали изготавливать с 1778 года. Устройство жарового самовара, то есть работающего на древесном топливе, сложилось в самом начале его производства и сохранилось до наших дней. Менялось только художественное оформление деталей.
И эти изменения можно проследить, рассмотрев коллекцию педагога-библиотекаря Нефтекамской средней школы №16 Рамзили Акмаловой. Они вместе с внучкой - Региной Галиевой то и дело стряхивали варежками пушистый снег с пузатеньких красавцев разных мастей. Более 70 самоваров хранятся в частном музее-студии Рамзили Наифовны. Есть у коллекционера редкий угольный экземпляр 1888 года тульской фабрики братьев Баташевых. В числе любимых - электрический самовар «Спутник». Их выпустили малым тиражом в 1970-1980-х годах на Суксунском заводе металлоизделий в Пермском крае. Дизайн разработал инженер-конструктор Константин Собакин. Самовар с тремя ножками действительно выглядит как спутник. Такие сувенирные экземпляры часто дарили космонавтам, а также иностранцам. А еще в коллекции у педагога около 40 национальных костюмов: башкирские, русские, марийские, татарские, узбекский, готовится украинский. Рамзиля Наифовна все это показывает школьникам во время знаковых событий. Она уверена: дети должны знать историю родного края и культуру народов, его населяющих.
Забегая вперед, скажу, что именно Рамзиля Акмалова получила Гран-при конкурса - 50 тысяч рублей.
Рядом с гостями из Нефтекамска расположились уютным двориком шумные, веселые соседи из Ишимбайского района - башкирский народный фольклорный ансамбль «Хазина» Ишеевского сельского Дома культуры. В прохладную погоду они согрели уфимцев горячим чаем с травой матрешкой, задорным пением и танцами. Мы разговорились с солистом ансамбля, Файзульгаяном Гималетдиновым, которому, между прочим, уже 70 лет. Да вот только разве дашь этому стройному, подвижному, активному человеку его годы!
- Откуда сила и энергия? У меня дома коровы, - рассказывает аксакал, - поэтому летом выхожу на луг косить траву. Село наше недалеко от шиханов, многие идут туда пешком. Мы часто выезжаем на разные конкурсы и в этом, самоварном, уже второй раз участвуем. Самый старый наш экземпляр - медный, 1730 года. А пока не было самоваров, наши предки чай заваривали в специальных горшках.
Уфимец Фаяз Сираев представил на конкурс серию мини-самоваров, среди которых был и совсем маленький, размером с брелок, выполненный из янтаря - калининградский сувенир.
- В нашей семье ни одно событие без чаепития не проходит, - рассказывает мой собеседник. - Родом я из Бижбулякского района. У бабушки была настоящая печка. А для самовара мы в детстве щипали лучину и выросли на таком чае. В моей коллекции около 30 самоваров. Есть те, которые можно и сегодня растопить. Другие нужно восстанавливать, чем и займусь, когда выйду на пенсию, - смеется Фаяз. Со своей семьей он заготавливает на зиму ягоды и целебные травы, очень любит иван-чай, который ферментирует сам.
Уфимец Олег Нигматуллин собирает самовары уже 18 лет. На фестиваль привел и жену, и тещу, и детей: вся семья была задействована в подготовке к конкурсу. Меня поразил огромный, литров на 15, самовар. По словам Олега Нигматуллина, такие красавцы стояли в трактирах царской России. Есть в коллекции самогрей и на 7 литров. На Руси из самоваров пили чай в богатых, зажиточных семьях. К сожалению, российская культура чаепития ушла в прошлое. Семья Нигматуллиных, кроме того, собирает старые предметы обихода. В юрте они оформили уютный уголок: столик, патефон, старые подстаканники, металлический численник советских времен, который каждый день подкручивают, чтобы изменить дату.
- Возьмем, к примеру, китайский электрочайник. Сколько он проживет? Бывает, через полгода ломается, - говорит Олег. - А наши самовары живут долго. Очень важно, чтобы память о культуре предков сохранилась в таких надежных, качественных вещах дореволюционных и советских времен.
Как мы живем сегодня? Все время куда-то торопимся. Как пьем чай? Да чаще всего просто бросаем пакетик, нередко с сомнительным содержанием, в чашку с кипятком и, обжигаясь, глотаем. А как хочется неспешной, спокойной жизни! Чтобы на столе пыхтел самовар, крутилась патефонная пластинка и никуда не нужно было торопиться. Чтобы дети сидели за столом и ели баранки, бублики, слушали старших, смотрели в глаза, а не в гаджеты. Вспоминаются золотые слова Александра Блока:
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
Татьяна БАРАБАШ.
НА СНИМКЕ: обладатель Гран-при Рамзиля Акмалова с внучкой Региной; ансамбль «Хазина»; члены жюри за работой.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
НА СНИМКЕ: обладатель Гран-при Рамзиля Акмалова с внучкой Региной; ансамбль «Хазина»; члены жюри за работой.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
11-01-2022 (0) Просмотров: 676 Номер: 1(13563) Версия для печати