Знакомьтесь, электробус
В Уфе приступили к эксплуатационным испытаниям современного электробуса модели КамАЗ – 6282, который производится на НефАЗе. Он будет обслуживать пассажиров в течение двух месяцев.
…Эта машина синего цвета, недавно вышедшая на городские магистрали, сразу привлекает внимание окружающих своими габаритами и современным дизайном. Чтобы все знали, что это за техника, на борту крупно выведено - «Это электробус». Сегодня можно не только посмотреть на него, но и прокатиться – электробус работает на троллейбусном маршруте №2.
О пробной эксплуатации электробуса договорились Глава Башкортостана Радий Хабиров и руководство ПАО «КамАЗ» в сентябре прошлого года на VI Международном форуме «Транспорт Урала». В конце января тестовый образец прибыл в Уфу. Техобслуживание организовано в троллейбусном депо №1 МУЭТ. На весь срок тестирования в наш город приехали специалисты ООО «СЭТранс», дочернего предприятия «КамАЗ», которое занимается сервисным обслуживанием электробусов.
- Мы рады, что такой развитый город, как Уфа, стремится к совершенствованию своей транспортной системы и присматривается к столь инновационному виду транспорта, как электробус, - сказал Антон Сагдединов, ведущий инженер-электроник компании. - Хочу отметить, что на линиях Москвы сегодня курсирует уже 750 электробусов КамАЗ, наши электробусы уже успели протестировать Казань и Белгород. Пассажиры и водители в своих отзывах отмечали комфортабельность салона, плавный ход электробуса, его бесшумность и быстрый разгон. Ну и, конечно же, экологичность. Мы надеемся, что все эти преимущества по достоинству оценят и уфимцы.
Предварительно были проведены пусконаладочные работы оборудования станции ультрабыстрого заряда, которая смонтирована на улице Коммунистической, 16, и подключена к тяговой подстанции МУП «Управление инфраструктурой транспорта города Уфы», а также предпусковая обкатка электробуса на линии.
По словам начальника Управления транспорта и связи Администрации Уфы Олега Хмарина, зимнее время года было выбрано намеренно, чтобы протестировать возможности аккумуляторных батарей в условиях холодов.
Наше знакомство с новичком состоялось к
ак раз во время «заправки» на зарядной станции. Она предназначена для зарядки электробусов постоянным током, подключающихся через контактную систему пантограф-купол. Прошло 24 минуты, и аккумуляторы полностью зарядились, можно отправляться в путь.
…Ехать на электробусе – одно удовольствие. Просторный комфортный салон, рассчитанный на 85 пассажиров, 35 мест - сидячие, удобные сиденья, имеются два монитора, на которые выводится информация о маршруте, USB-розетки для зарядки гаджетов.
Машина – низкопольная, что очень удобно для пассажиров, особенно для мам с колясками. На центральном входе откидной пандус для людей с ограниченными возможностями. Есть кондиционер. На случай сильных морозов в электробусе предусмотрен дополнительный дизельный обогреватель.
Главная особенность электробуса - отсутствие подключения к контактной сети. Он работает на электротяге и питается от 4 аккумуляторов, установленных на крыше. Их зарядки хватает на 60 километров пути. Максимальная эксплуатационная скорость - 80 км, доступная емкость аккумуляторных батарей – 80 кВт/ч, время заряда от 10 до 24 минут.
Конечно, основной плюс электробуса – его маневренность. Так как у него нет «рогов»-токоприемников, то все препятствия на пути, будь то автомобили, попавшие в ДТП, или образовавшийся у обочины сугроб, электробус легко объедет и пойдет дальше по маршруту.
Он двигается без рывков, быстро набирает скорость и ничуть не уступает автобусам.
В первые дни обкатки инновационный транспорт курсировал от бульвара Славы до телецентра. Длина этой круговой линии составляет 27 километров, за смену электробус совершал 6-7 рейсов.
Ранее электробус КамАЗ-6282 прошел обкатку в Казани и Белгороде, где его пробег составил 14,5 тысячи и 15,4 тысячи километров соответственно. По окончании тест-драйва в столице Башкортостана специалисты Управления инфраструктурой транспорта Уфы и КамАЗа дадут экспертную оценку эксплуатации электробуса на наших магистралях. Если он себя хорошо покажет, можно будет принимать участие в федеральных программах по оснащению электробусами городских маршрутов. Эта техника весьма дорогостоящая – 35 миллионов рублей, что значительно дороже автобусов, работающих на газу. Но если будет федеральная поддержка, то данная техника скорее всего появится на уфимских маршрутах.
Электробус может стать дополнением к троллейбусам местного производства. Напомним, этим летом парк МУЭТ Уфы, износ которого составляет 96 процентов, впервые с 2014 года получил девять новых троллейбусов «Горожанин» производства Уфимского трамвайно-троллейбусного завода.
Важная техническая особенность «Горожанина» - возможность длительного автономного хода. Фактически, речь идет о гибриде троллейбуса и электробуса. Если последний может проехать на одной зарядке аккумуляторов до 60 километров, то выпускаемая в Уфе модель гибридного троллейбуса/электробуса способна преодолеть на аккумуляторах до 30 километров. По сравнению с чистым электробусом, у нее есть возможность заряда источников питания при движении под контактной сетью, что исключает простои в работе и необходимость строительства зарядных станций на конечных точках маршрутов.
Республика заключила с УТТЗ офсетный контракт на поставку в 2022 году 45 новых машин для Уфы и Стерлитамака. Договор предполагает обязательства компании инвестировать в производство в обмен на заказ. Для приобретения электротранспорта в республиканском бюджете зарезервированы необходимые средства.
Сергей ОСАДЧИЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
15-02-2022 (0) Просмотров: 551 Номер: 10(13572) Версия для печати