Почём железный конь для народа?
Сегодня мы с вами поговорим об автокредитовании в контексте нашего региона. Поскольку такая статистика требует определенного времени для формирования, речь пойдет о результатах января. Да, несмотря на существенное изменение как текущей ситуации, так и прогнозов на обозримое будущее, я считаю необходимым анализировать данные по январю и февралю 2022 года, поскольку прежде чем определиться с тем, «куда наступать» и как вообще жить дальше, полезно посмотреть на точку отсчета и определить, «где мы находимся» на самом деле!
Так вот, хорошо нам всем известное Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) на основании данных, полученных от его четырех тысяч кредиторов, доложило, что в январе 2022 года средний размер выданных автокредитов – на новые автомобили и автомобили с пробегом – достиг 1,29 миллиона рублей. Это на мизерную долю (в 0,2 процента) больше, чем было зафиксировано в предыдущем месяце (в декабре 2021 года – 1,28 миллиона рублей), и на целых 40,7 процента больше, чем в январе прошлого года (0,91 миллиона рублей). Самое интересное, конечно, это то, что мы с вами узнаем от НБКИ по результатам сбора такой статистики в марте. Не советую пока строить предположения, поскольку в результате может быть все, что угодно. Ну, например, кто-то сейчас бросился запасаться сахаром и солью, а у кого-то совсем другие предметы первой необходимости. Кроме того, очевидно, что сработает не один фактор изменившегося спроса. Так, к примеру, непонятно, что станет с предложением и как поведут себя коммерческие банки вообще. Вот и узнаем.
Но вернемся к результатам января-2022, который, как теперь кажется, случился с нами не в текущем году, а много-много лет назад. Башкирия тогда, как всегда, вошла в топ-30 регионов России по автокредитованию. Средний размер выданного у нас в регионе автокредита составил 1067470 рублей, он увеличился на 37,2 процента, если брать год к году, то есть январь к январю. Для сравнения, в первом месяце 2021-го этот показатель был равен 777781 рублю.
И вот прямо теперь можем обратиться к новой экономической реальности, в которую мы погрузились начиная с конца февраля. Я бы сказала, то, что изложу далее, должен знать каждый, однако, если быть уж совсем точной, то каждый, кто на сегодняшний момент является заемщиком коммерческого банка. Российское Правительство не так давно своим Постановлением №352 – его 12 марта подписал Михаил Мишустин – определило максимальный размер займов, по которым граждане вправе обращаться в банки за предоставлением «кредитных каникул». «Решение принято в рамках комплекса мер поддержки граждан и бизнеса в условиях внешних санкций», – говорится в сообщении пресс-службы. Ах, у вас все совершенно в порядке с доходами, они практически не изменились и «кредитные каникулы» вам не нужны? Так и слава Богу. Но есть и такие среди читателей «Вечерней Уфы», кому эти цифры будут весьма интересны. По потребительским кредитам установлены следующие лимиты: 300 тысяч рублей для физлиц, 350 тысяч рублей для ИП, 100 тысяч рублей по кредитным картам и, что нас сегодня больше всего интересует по определению – 700 тысяч рублей по автокредитам. Да, там есть еще аналогичные цифры по ипотечному кредитованию, но сейчас, как вы помните, не об этом.
Будет уместным уточнить, что, по условиям этой прекрасной во всех отношениях программы, заемщики имеют право обратиться за «кредитными каникулами» до 30 сентября 2022 года при условии снижения дохода на 30% по сравнению со средним доходом в предыдущем году. Хотелось бы надеяться, что нас с вами сия чаша минет. Льготный период обслуживания займа можно получить на срок от одного до шести месяцев, кроме того, «кредитные каникулы» распространяются на займы, выданные до 1 марта 2022 года. Так вот, очевидно, тем, кто находится в проблематичной ситуации с автокредитом на руках, сейчас гораздо приятнее иметь его в размере, не превышающем 700 тысяч рублей.
Но это вряд ли даже для Башкирии. И уже совсем маловероятно для Москвы и Санкт-Петербурга, потому что, по данным НБКИ, в январе 2022 года самый большой средний размер выданных автокредитов в российских регионах был отмечен в Москве (1,85 миллиона рублей), Московской области (1,57 миллиона рублей) и Санкт-Петербурге (1,47 миллиона рублей). Заодно поинтересуемся динамикой среднего чека автокредита среди выбранных тридцати регионов РФ. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года самый значительный рост в январе 2022 года показали Волгоградская область (+58,3 процента), Чувашская Республика (+55,4 процента) и Калужская (+54,4 процента) область. «В Москве и Санкт-Петербурге рост данного показателя составил 34,2 процента и 36,3 процента соответственно», – говорится в исследовании. То есть наши 37,2 процента сопоставимы с динамикой Москвы и северной столицы.
Комментируя сложившуюся ситуацию, директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков сказал буквально следующее: «Средний чек выданных автокредитов непрерывно растет с апреля прошлого года. При этом рост среднего размера кредита на покупку автомобиля в январе наступившего года сопровождается сокращением выдачи автокредитов. Это обусловлено продолжающимся дефицитом новых автомобилей, пока не возобновленной госпрограммой льготного автокредитования, а также все более консервативной кредитной политикой банков. При этом для сегмента автокредитов (на приобретение как новых, так и подержанных авто) все большую роль играет Персональный кредитный рейтинг, от уровня которого напрямую зависит решение о выдаче автокредита и его условия».
И пока я делилась с вами этой информацией, подоспело новое исследование НБКИ по автокредитам, которое на этот раз касается выдачи и основано уже на февральской статистике. Замечу, что существенных отличий по среднему чеку в автокредитовании между январем и февралем мы вряд ли обнаружим, так что вместе с новыми данными сформируется достаточно ясная картина относительно того, где мы реально находимся.
Итак, по данным НБКИ, в феврале 2022 года в России было выдано 70,4 тысячи автокредитов. Как всегда, в расчет брались как новые автомобили, так и автомобили с пробегом. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество выданных кредитов на покупку автомобилей сократилось на 5,4 процента (в феврале 2021 года – 74,5 тысячи единиц). В свою очередь, по сравнению с предыдущим месяцем число выданных автокредитов, напротив, выросло на 15,6 процента (в январе 2022 года – 60,9 тысячи единиц). Жаль, тут никак не определишь, такая тенденция была сформирована в течение всего месяца или в конце после известных событий.
Башкирия оказалась на шестом месте со своими 2,514 тысячи единицами. По сравнению с февралем прошлого года показатель снизился на 12,7 процента. Для особо скрупулезных читателей сообщаю: в прошлогоднем феврале коммерческими банками было выдано 2,879 тысяч автокредитов автолюбителям нашей республики.
Топ-5 по выдаче опять составили Москва (6,7 тысячи единиц), Московская область (4,8 тысячи единиц), Санкт-Петербург (4,5 тысячи единиц), Краснодарский край (3,2 тысячи единиц) и Республика Татарстан (2,9 тысячи единиц). Максимальная динамика была зафиксирована в Иркутской (+20,1 процента), Архангельской (+10,9 процента) областях и в Ставропольском крае (+10,1 процента). Больше всего упала выдача в Свердловской (-35,4 процента), Челябинской (-26,9 процента) и Самарской (-17,7 процента) областях. В Москве по сравнению с прошлогодним февралем покупали больше – рост на 9,5 процента.
Дальше приведу первый комментарий НБКИ, который касается уже нашей с вами новой реальности и потому особенно интересен: «В целом сокращение выдачи автокредитов в стране пока можно назвать достаточно незначительным. Также можно говорить о разнонаправленной региональной динамике выдачи кредитов на покупку автомобилей. Так, в некоторых регионах страны (включая Москву с Московской областью) в феврале был отмечен существенный рост автокредитования», – сказал Алексей Волков. По его мнению, общее сокращение выдачи автокредитов стало следствием не столько ухудшения экономической ситуации в конце февраля текущего года, сколько продолжающегося дефицита новых автомобилей и запасных частей к ним. При этом он посчитал нужным отметить, что поддержку сегменту автокредитов оказывает активно развивающееся в последнее время кредитование на рынке подержанных автомобилей. «Однако в ближайшие месяцы рост ставок в результате санкционного давления станет определяющим фактором для кредитного рынка, где можно ожидать существенного спада, сравнимого с весной 2020 года. Тем не менее сглаживающее значение будут оказывать меры поддержки заемщиков, принимаемые регулятором и банками. Также следует отметить, что в условиях снижения доступности кредитов вырастет значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) для заемщиков», – сказал эксперт. Ну, кому что, а НБКИ – ПКР. И хоть меня это отчасти веселит, по поводу роста значимости они правы, конечно. Так что советую беречь свой ПКР смолоду.
На этой оптимистичной ноте я могла бы и закончить свое повествование, однако почему бы не напомнить вам, что с 1 сентября отменят треть обязательных проверок при техосмотре автомобиля. Так, исключены требования проверки: повреждения и коррозии тормозных трубок; уровня шума работы выпускной системы и способности стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло; наличия аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки; работы штатного противоугонного устройства; наличия каплепадения масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумулятора, системы охлаждения и кондиционера. Вот теперь точно все. Удачи вам на дорогах и в личной жизни!
Динара КОПЕЙКИНА.
22-03-2022 (0) Просмотров: 350 Номер: 19(13581) Версия для печати