$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Ты песня лучшая моя!


Ты песня лучшая моя!

Когда начинаешь думать о Загире Гариповиче Исмагилове – человеке огромного масштаба, две трети столетия во весь свой громкий, талантливый, искренний голос певшем о своем народе, своей республике, человеке, очаровавшем своим творчеством не только родной Башкортостан, но и бескрайние просторы России, человеке, занявшем в душе каждого башкира, башкортостанца самое теплое, самое высокое, самое сокровенное место – затрудняешься, не находя слов, достойных его имени и творчества, теряешься в безуспешном поиске его зримого образа исполина башкирской музыки, башкирской культуры.

Может быть – глыба, если это понятие не обветшало, не истерлось, не поизносилось, – глыба, монолит, всеми корнями вросший в землю, питающийся, как могучий Антей, духовными, историческими соками башкирского народа, матери-земли, раскинувшейся по обе стороны Уральских гор. Да, питающийся: уже в свои еще только восемь лет научившись играть на курае, Загир начал тут же исполнять сложнейшие башкирские озон-кJй, которые знатоки музыки ставят вровень с ариями из опер итальянских композиторов; питающийся: побеждая маститых кураистов на сабантуях, утверждая себя и распространяя народное творчество, как артист башкирского драматического театра, демонстрируя свое умение на вступительных экзаменах в Московской государственной консерватории. Но, к большому счастью, Загир Гарипович как сын своего народа и питает его – своими песнями и романсами, кантатами и симфониями, операми и балетами, без которых невозможно представить духовную жизнь многоязычной республики. Своим незаурядным, беспрерывным творчеством он вводит чистый голос башкирского искусства в многоголосый хор мирового сообщества, заявляя человечеству о существовании на этой бренной земле башкирского народа, страны башкир, утверждая право своего народа, имеющего многовековую самобытную культуру, на равную со всеми, достойную жизнь.
Может быть, и даже скорее всего, уподобить надо Загира Исмагилова сказочному богатырю Алып-батыру, который видел смысл своей жизни и деятельности в том, чтобы делать добро для людей. И обладал Алып-батыр чудодейственной силой: когда он спешил во имя доброго дела, мог легко перешагивать через Уральские хребты – для него не было проблем расстояний. Так и Загир Гарипович: его детища – его произведения не знают никаких преград, они проходят через горы и леса, моря и реки, степи и пустыни, через административные границы и языковые барьеры – проходят только для того, чтобы занять подобающее место в душе каждого человека, чтобы сделать его чище, благороднее, возвышеннее, чтобы придать ему силы, утвердить его в доброй вере в будущее.
Выдающийся ныне композитор всегда был величествен и велик. В послевоенные годы в каждой деревне в майские и ноябрьские дни силами учащихся проводились демонстрации. Так в нас воспитывали советский патриотизм, и мы это с восторгом воспринимали. И когда мы, школьники, шли колонной, то пели песни – конечно, маршевого характера, и среди них – «Шаймуратов-генерал». Эта мажорная песня наряду с воспеванием подвигов героя, героя-башкира, генерала-башкира, эмоционально объясняла нам, детям, что есть народ – башкиры, что они преданы Родине, готовы на все во имя защиты ее свободы, что у них есть батыры, которыми мы можем гордиться. И пели мы с упоением, с задором, ибо такие песни нельзя петь по-другому, мы чувствовали себя сильными, значимыми носителями всего того жизнеутверждающего, о чем ведали нам музыкальные фразы. И человек, своими песнями сотворявший такое с нами, конечно, казался нам богом, в котором заключена сверхъестественная сила, делающая из нас – мальчишек - сынов своей земли, патриотов Родины, продолжателей жизни своего народа.
Загир-агай был велик и величествен и в дни нашей молодости, когда мы готовились к взрослой жизни, когда влюблялись, когда создавали свои семьи. Сколько поколений молодежи объяснялись в любви своей избраннице песней «Былбылым» («Соловушка мой» на стихи Якоба Кулмыя) или же «Тебя я люблю» на стихи Кадыра Даяна! Вдохновенный лиризм, искренность, задушевность мелодий Загира Гариповича, безусловно, помогли многим найти друг друга, создать счастливые семьи, определяющие ныне нравственную высоту нашего народа.
Когда же становишься старше, величие и величественность аксакала нашей музыкальной культуры воспринимаются уже осознанно, такое восприятие усиливается и собственным жизненным опытом, и, безусловно, пониманием того, сколько сделано за эти годы Загиром Гариповичем. Как-то, в дни его активной работы над оперой «Кахым Туря», я спросил у него:
– Загир-агай, кто, кроме Вас и Джузеппе Верди, писал оперу в свои 80 лет?
Он от души рассмеялся, потом сказал:
– Какой ты интересный вопрос задал, кустым. Понимаешь, я ведь тоже больше никого не вспомню. Может, ты и прав, больше никого и нет.
Этот разговор состоялся, когда ему было уже за 80 лет. А после этого он еще написал, вспомнив свой опыт соавторства в создании балета «Журавлиная песнь», балет «Шонкар» («Кречет»). И каждый раз музыка – героическая и лирическая, патриотическая и богатырская, шутливая и ироничная… непременно мелодичная, не оставляла равнодушным никого.
А если вслушаться хотя бы в названия опер? «Салават Юлаев», «Шаура», «Волны Агидели», «Послы Урала», «Акмулла», «Кахым Туря», музыкальная комедия «Кодаса»… Каждая из них – пласт истории народной, каждая из них – огромное уважение к прошлому, каждая из них – святая вера в светлое будущее народа.

Ты песня лучшая моя!

Сам – характера героического, сам – характера целеустремленного и добивающегося своей цели, сам – влюбленный в жизнь и активно живущий в ней, Загир Исмагилов и в своем творчестве – больших и малых формах, различных жанрах - обращался только к значительным и значимым событиям в жизни башкирского народа и талантливо, не расплескивая, доносил их до нынешнего, передавал грядущим поколениям.
Когда окидываешь взглядом титаническую фигуру сына башкирского народа, Загир-агая, то видишь, что основоположник башкирской профессиональной музыки обладал поистине многогранным талантом. Загир Гарипович четверть века возглавлял Союз композиторов. Депутаты Верховного Совета республики неоднократно избирали его председателем Верховного Совета, которым он достойно руководил 12 лет.
Народный артист СССР, он – один из четырех башкортостанцев, удостоенных такого высокого звания. Лауреат государственной премии РСФСР имени М.Глинки, государственной премии Башкирской АССР имени С.Юлаева. Он почетный гражданин Уфы, почетный гражданин Белорецкого района, награжден многочисленными орденами и медалями, среди которых орден Салавата Юлаева, которым очень дорожил.
Председатель Совета министров Башкирской АССР Зекерия Шарафутдинович Акназаров, рассказывая о своем друге Загире Исмагилове, говорил: «Не могу обойти еще один исторический факт: именно он, своевременно проявив инициативу, заложил первый камень в фундамент института искусств, который открылся в 1968 году, был организатором этого уникального высшего учебного заведения. Далее 20 лет отдавал, как первый ректор вуза, много сил подготовке нашей культуре многочисленных кадров». Да, многие известнейшие деятели искусства и культуры – артисты, певцы, музыканты, пианисты, художники, кураисты, составляющие ныне гордость республики, – птенцы гнезда исмагиловского института искусств, актовый зал которого – тогда еще Дворянского собрания – в 1890 году освятил своим бенефисом величайший певец ХХ столетия 17-летний Федор Шаляпин.
Постоянно беспокоившийся за состояние национального искусства, заботящийся о его будущем, Загир Гарипович в 1978 году добился открытия средне-специальной музыкальной школы для одаренных детей при институте искусств. Это уникальное учебное заведение, куда принимали в основном сельскую детвору коренной национальности, ректор открыл без согласия Москвы, не дождавшись приказа Министерства культуры Российской Федерации. Очень скоро ССМШ стала плодоносным питомником башкирского искусства.
Большой, талантливый педагог, профессор Загир Исмагилов воспитал целую плеяду композиторов. И сегодня бесконечная мелодия души Загира Исмагилова звучит над всеми континентами земного шара. В западном полушарии в США звучит музыка Роберта Газизова, Австралия слушает талантливые произведения Рима Хасанова, который определенное время жил и творил в этом государстве. Широчайшие просторы Саха – Якутии, вольно раскинувшейся в Азии, охвачены творениями якутских композиторов, выучившихся у уважаемого профессора. Это Полина Иванова, Алексей Сазонов, Владимир Ксенофонтов, который в каждом удобном случае несет «привет» Башкортостану, Уфе, институту от себя и от своего сына, носящего башкирское имя – Загир. В Европе, в Татарстане плодотворно работает Луиза Хайретдинова. В центре Евразии, в Башкортостане, на Урале, соединившем два континента, живут, работают и радуют народ композиторы Абрар Габдрахманов, Рафаэль Касимов, Нур Даутов, Абдулла Халфетдинов, Айрат Кубагушев, Урал Идельбаев, Айрат Гайсин. Воспитанники всенародно выразили признательность учителю на недавних мероприятиях, посвященных 105-летию со дня его рождения. Эта возможность была предоставлена и известной пианистке, композитору Шауре Сагитовой – моей внучке, которая исполнила «Концерт для фортепиано с оркестром» в сопровождении Национального симфонического оркестра РБ. В свое время маститый композитор, услышав исполнение девятилетней ученицей второго класса ССМШ Шаурой своего произведения, пришел в восхищение. Затем специально для нее написал «Сонату для фортепиано» и подарил ей с подписью «Красавице Шауре! От композитора Загира Исмагилова». И таким вниманием опытный педагог окрылял своих воспитанников!
В настоящий праздник превращается Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени Загира Исмагилова. Взявший начало в стенах ССМШ, конкурс среди юных воспитанников на приз Загира Исмагилова, организованный в 1994-1995 годах, в 1996 перерос в первый открытый фестиваль-конкурс вокалистов. Организатор цикловой комиссии по вокалу Уфимского училища искусств Фарзана Сагитова пригласила выдающегося композитора стать председателем жюри, получила его согласие назвать фестиваль-конкурс именем Загира Исмагилова. Затем конкурс вошел в нашу жизнь Международным праздником в 2007 году, участниками которого по странам и весям разносятся доброе творчество, искусство башкирского народа.
Когда идешь по улице Ленина, рядом с оперным театром в сквере видишь восседающую на постаменте мощную фигуру Титана. Это памятник, как высечено на постаменте, «выдающемуся башкирскому композитору Загиру Исмагилову» работы заслуженного художника Башкортостана Ханифа Хабибрахманова. Сидит наш Алып-батыр, заполнив огромное вокруг себя пространство, возвышаясь над ним, и следит за жизнью. В первую очередь он не сводит глаз с родного вуза, который расположен через улицу и ныне гордо носит имя Загира Исмагилова. Наверняка очень часто бывает удовлетворенным, видя успехи своего детища. Возможно, посещает и досада. Это ведь жизнь…
Как много может рассказать об исполине, гордости башкирского народа мемориальный Дом-музей Загира Исмагилова в его родном селе Серменево! Пока временно приостановивший свою работу, вскорости снова музей заговорит в полный голос после проведения капитального ремонта и включения его в туристический маршрут республики.
В песне Загира Гариповича Исмагилова «Родная земля» на стихи народного поэта Башкортостана Мустая Карима – песне широкой, вольной, трепетной, величавой – как и во всех его произведениях, касающихся Родины, страны, народа, в песне, широко разливающейся по Башкортостану, есть такие слова:
Башкортостан, Башкортостан!
Ты песня лучшая моя!
Башкортостан!
И кажется, мощным рефреном, величавым эхом из будущего всегда будет нестись над моей республикой несмолкаемая песнь родного Башкортостана:
Загир Исмагилов, Загир Исмагилов!
Ты песня лучшая моя!
Загир Исмагилов!

Талгат САГИТОВ,
заслуженный работник культуры Республики Башкортостан и Российской Федерации, кавалер ордена Салавата Юлаева.




Дата создание новости 1-04-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 636     Номер: 22(13584)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.