Вот такие народнические молодость и сила
От любви к народникам невозможно избавиться. По крайней мере автору этих строк. Убедиться, что это именно так, довелось совсем недавно. В Шаляпинском зале Уфимского института искусств 30 марта состоялся концерт под названием «Сохраняя и приумножая традиции кафедры».
«Первый блин» (и сразу подчеркну – он блестяще удался) замысла, исходящего от руководства УГИИ в лице ректора Амины Ибрагимовны Асфандьяровой, предполагал выдвинуть на первый план молодых. Играть в лучшем зале Уфы! Вот амбициозная задача, и результатом ее должно стать истинное, широкое признание славного вуза. И вот первыми осуществили столь, казалось бы, очевидную идею народники. В период пандемии, отсутствия доступа не только в Шаляпинский зал, но и просто в родное здание, оказывается, не «отсырели» домры, балалайки, 16-килограммовые баяны… Да и студенческий МОРНИ (так теперь выглядит аббревиатура – Молодежный оркестр русских народных инструментов, со статусом – Республиканский Молодежный), играющий под «железным» дирижерским управлением Оксаны Сериковны Буланкиной, начав заниматься вместе с первыми днями нынешнего, второго семестра, успел обрести хорошую профессиональную форму.
В концерте принимали участие молодые преподаватели и ассистенты-стажеры кафедры народных инструментов, и «знаковое» название – повторю: «Сохраняя и приумножая традиции кафедры» – заискрилось яркими красками! На сцене – педагоги: домристка Ирина Валерьевна Логинова, баянисты Дмитрий Михайлович Анисимов и сама Оксана Сериковна Буланкина, «примкнувшая» арфистка Гульназ Абдуллина, ассистенты-стажеры либо магистры Альфред Кильдигулов, Анна Белякова, Рафаэль Бакиев, Лиана Узбекова, Алия Габитова. Отдадим дань уважения руководителям – Зифе Газизовне Сафаргалиной, Владимиру Павловичу Суханову, концертмейстеру Бэле Фатыховой-Аюповой, заведующему кафедрой Олегу Николаевичу Мельникову!.. Программа была невероятно насыщенная и разнообразная! Сергей Рахманинов, Александр Глазунов, Модест Мусоргский. А также Доменико Скарлатти, без него и сейчас не обходится ни один международный конкурс баяна-аккордеона... Наши современники Александр Цыганков, Сергей Лукин, Вячеслав Семёнов… Вместе с тем, чуткий слушатель мог уловить и сквозную идею: единение народов и стран. Доказательства: Лукин, «итальянские» Вариации на тему Паганини (да, ту самую, знаменитейшую, из двадцать четвертого Каприса; эти вариации весьма «по-народнически» виртуозно исполнили домристки Лиана Узбекова и Алия Габитова), Глазунов, Испанская серенада (Ирина Логинова и Гульназ Абдуллина), Цыганков, «Дума об Украине» из «Славянского концерта» для домры с оркестром (с большим чувством играла Алия Габитова) и Ария (третья часть из Концерта для баяна с оркестром) украинского советского композитора Игоря Шамо (Дмитрий Анисимов), Семёнов – «Сказ о Тихом Доне» и далее – такая джазово-американская «Весёлая Кантри» Владимира Грехова (баянист Альфред Кильдигулов и оркестр пополнили ее очень музыкально!). Истинно русская краска – Импровизация для баяна на тему народной песни «Белолица-круглолица» того же Вячеслава Семёнова (Рафаэль Бакиев). Сюда же примкнули «Русская зима» Павла Куликова и «Липа вековая» Веры Городовской, и в завершение – масштабная точка – «Русская рапсодия» Георгия Шендерёва (ОРНИ под управлением Оксаны Буланкиной). Все – отточено, вместе с тем – впечатляюще эмоционально.
По бурной реакции зала можно судить, что сильное впечатление произвела кавер-версия симфонической фантазии Мусоргского «Ночь на Лысой горе» в исполнении «Премьер-квартета» (не путать с четырьмя филармоническими вокалистами!). Оксана Буланкина – баян, Александр Квашук – бас-балалайка, Ирина Куравина – домра и Владимир Прокофьев – ударные так забористо «выдали» ведьмовскую фантазию русского гения. Их «кавер» – это сильно сжатый материал оригинала, и этот сгусток напора и страсти просто захватил публику! Понравилось у «Премьер-квартета» и «Танго для Клода» современного французского композитора Ришара Гальяно.
Тонкие краски, конечно, радовали. Например, Две романтические прелюдии французского арфиста и композитора Марселя Люсьена Турнье (1879–1951), так лирично сыгранные Ириной Логиновой и Гульназ Абдуллиной. Или чувственный рахманиновский Вокализ (Анна Белякова). Скарлатти у Дмитрия Анисимова тоже был весьма изящен!
В итоге – народники вовсе и не рискнули, а проявили свой характер – и выиграли! Молодые силы на кафедре народных инструментов Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова есть, они талантливы, и на них – большие надежды. Так держать!
Светлана ПЛАТОНОВА.
8-04-2022 (0) Просмотров: 583 Номер: 23(13585) Версия для печати