$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

«Мама, включи Шопена!»


«Мама, включи Шопена!»

Ко мне в гости приехала Наталья Евгеньевна Коржавина - кузина из Таганрога. Не виделись мы с ней почти пятнадцать лет. Приехала со своей младшей дочкой, двадцатилетней Катериной. Само по себе событие вполне рядовое, если бы не история, которую поведали мои гостьи.

Усадьба Коржавиных на окраине города. Большой пятикомнатный дом вполне удобен для семьи из шести человек. Но в связи с последними событиями на Украине решено было потесниться и пустить пожить семью из-под Мариуполя.
Квартирантами оказались Лариса, молодая женщина, с двумя девочками, Оксаной и Татьяной – восьми и шести лет. Их привез волонтер на своей машине. Выгрузил четыре большие сумки и несколько пакетов – все уцелевшее имущество.
В первую очередь вся семья помылась в душе, покушали. Девочки были похожи на маленьких испуганных котят, которые жались к матери и боялись упустить ее из виду. Им выделили самую большую комнату с верандой. Несколько дней никто не слышал голоса детей. Лариса тоже была немногословна. Там, на Украине, недалеко от своего разбитого дома она похоронила мать и сына. Дедушка умер от осколочных ранений в больнице. Муж пропал без вести, когда поехал за продуктами. Несколько дней они вместе с другими людьми прятались в подвале полуразрушенного здания. Ночью Лариса с соседским парнишкой пробирались к своему дому, пытались найти хоть какую-нибудь еду, теплые вещи.
Наташа, пересказывая мне историю этой украинской семьи, несколько раз восклицала: «Как эти люди будут жить дальше?! Что творится в душе этих маленьких беженок?!» Как ни пытались мы с Наташей и Катей обсуждать наши общие дела, знакомых, прошлое, через некоторое время опять возвращались к квартирантам Коржавиных. Катя вспоминала, как пыталась угостить девочек шоколадом, но они молча прятались за маму или за кресло. «Катюша, а ты помнишь этот жуткий, пронзительный крик Оксаны, когда она забежала в дом со двора?» - «Ой, у меня опять мурашки по спине…» «А дело было так. Над Таганрогом сейчас часто летают вертолеты, военные самолеты. И вот очередной усиливающийся звук моторов перекрыл все и вся. Старшая из сестренок сидела на крыльце. Услышав эти приближающиеся звуки, она подумала, что опять начинается обстрел. И вот она распахивает дверь, бросается к матери и кричит: «Мама, скорее включай Шопена!» Тут же проснулась младшая и тоже прижалась к матери. Я замерла, не в силах что-либо понять. А Лариса обняла дочек и повторяет: «Тише, тише, это наши самолеты летят. Здесь не стреляют!» Я потом спросила у Ларисы про Шопена. Ее объяснение потрясло меня».
Стрельба, обстрелы то усиливались, то на короткое время стихали. Девочки, на глазах которых погибли брат и бабушка, находились в состоянии шока. Лекарств никаких нет. Ларисе удалось найти коробку с плеерами. Муж и жена Коржавины имеют музыкальное образование. Лариса работала в детском саду. И вот, когда начинался обстрел, мама вставляла наушники в детские ушки и, как гипнотизер, внушала: «Все хорошо. Включаем музыку, слушаем Шопена».
Надо заметить, что в мирное время перед сном Лариса играла детям вальсы и этюды Фридерика Шопена. Под звуки рояля они засыпали. Так мелодии Шопена стали антидепрессантом в период военных действий.
В комнате, где разместилась семья с Украины, кроме мебели было и старенькое пианино. Катя пояснила Ларисе, что та может играть в любое время. Но Лариса посмотрела какими-то пустыми глазами и помотала головой. Женщина не могла еще прийти в себя после пережитого. Правда, она тут же включилась в работу по дому: вымыла полы, перестирала детские вещи. Девочкам подарили игрушки. Однако испуганные сестрички смотрели на них совершенно равнодушно. Через несколько дней Катя обнаружила кукол и мягких зверюшек завернутыми в платочки, а поверх них кресты из прутиков. За последнее время дети видели в родном городе только слезы и похороны. Как рассказывала Лариса, хоронили во дворах, в скверике, поблизости от мест, где они сами прятались.
Телевизор при девочках старались не включать. В крайнем случае, смотрели мультфильмы. Лариса читала им сказки или тихо напевала песенки. Из дома по делам мама с дочками выходили вместе. Если их на автомобиле возила Наташа или Катя, вся троица располагалась на заднем сиденье, прижавшись друг к другу.
Каждый вечер Наташа звонила в Таганрог, мужу, детям, внукам. Вчера она о чем-то долго расспрашивала мужа, потом молчала, зажав рукой рот. Слезы градом текли по ее щекам. Уже выключив телефон, кузина разрыдалась. Я стала расспрашивать, что случилось? В ответ она как-то неопределенно махнула рукой… «Все нормально. Лариса играет Шопена».

Галина ФАДЕЕВА.
Коллаж
Антона ШАУЛОВА.


Дата создание новости 15-04-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 396     Номер: 25(13587)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.