$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Планета Сергея Литвинова


Планета Сергея Литвинова

Заслуженный работник культуры Башкортостана Сергей Прокофьевич Литвинов отмечает 13 июня юбилейный – семьдесят пятый – день рождения.

Время – понятие уж очень относительное: то оно тянется медленнее некуда, то мчится быстрее звука, особенно когда дело касается юбилейных дат. Пятилетки так и летят. Кажется, совсем недавно отмечали юбилей заведующего художественно-постановочной частью Башкирского государственного театра оперы и балета, а тут и новый подоспел!
Трудно представить себе кого-либо другого, вместо Сергея Прокофьевича, на этой должности. Настолько естественно, гармонично и прочно вошел он двадцать семь лет назад в этот удивительный, берущий в пожизненный плен театральный мир. Издалека узнаешь его по стройной, почти балетной выправке, благородной, красивой седине, по-хозяйски уверенной, неторопливой походке.
Давно замечено, что стремительность времени остро ощущается, когда жизнь насыщена событиями, делами.
«Чем была для Вас минувшая пятилетка, что произошло нового, запоминающегося?» – спросила я нашего героя.
Ну вот, легче вопроса для Сергея Литвинова, наверное, не придумаешь!
«Сначала была опера «Царская невеста», - начал он рассказ. - Не просто работа, а, можно сказать, сотворчество с режиссером Филиппом Разенковым и художником Владиславом Анисенковым. Спектакль с объемными декорациями, но собирать, устанавливать их не так сложно. Разве что хлопотно с соломой, которая по воле постановщиков все время под ногами артистов, будь то крестьянское поле или царские палаты. Разенковская же работа – мюзикл Максима Дунаевского «Летучий корабль», любимый и детьми, и взрослыми. Его же, Филиппа Сергеевича, постановка – оперетта Жака Оффенбаха «Герцогиня Герольштейнская». Снова встретились с давним другом Эрнстом Гейдебрехтом, художником интересным, ярко индивидуальным, с которым полное взаимопонимание, буквально с полуслова. Спектакль сделан настолько оригинально, что и опереттой в привычном смысле не назовешь. И место действия совсем не опереточное – военный ангар. И наконец – опера Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан» также в необычном, разенковском, решении. Спектакль вызвал много споров и разговоров, но он в афише нередко, вот как раз сегодня, уже устанавливаются декорации. Вообще, с Филиппом приятно и легко было работать, жаль, что ушел из нашего театра.
Запомнилось, как корпели над оперой Шарля Гуно «Фауст». Георгий Исаакян – один из любимых режиссеров. Это глыба. Профессионал высочайшего класса, музыкальный эрудит, прекрасный человек. Декорации сложные, режиссер даже опасался, что не все будет под силу постановочному цеху театра. Но после премьеры признался: «Получилось даже лучше, чем я ожидал».
Много усилий и души вложили в новую редакцию нестареющего балета «Журавлиная песнь» с замечательной сценографией Рифхата Арсланова.
Если говорить о балетных спектаклях, нельзя не назвать работы Рината Абушахманова. Его одноактные балеты «О чем молчат камни» и «Свет погасшей звезды» в сценографии нашей театральной художницы Фании Низамовой пришлись по душе не только зрителям Уфы, но и других регионов. Они успешно показываются на фестивалях, гастролях. Обеспечить бережную перевозку и монтаж на месте декораций, реквизита – важная составляющая работы постановочной части. Очередная поездка состоится в июне в Пермский край.
Получается, спектакли – это и есть события. Новая постановка – новая глава книги жизни, новые знания, новые друзья, коллеги. Есть ли спектакли особенно любимые? Да почти все любимые! Ведь каждому отданы силы, частицы сердца и души. Это все равно что ребенка родить и вырастить.
В Башкирский государственный театр оперы и балета пришел талантливый, самобытный сценограф Иван Складчиков. Занимает высокую должность – главный художник театра, но он демократичен, с ним легко, приятно общаться, комфортно работать. Можно и по душам поговорить, и поспорить, он прислушивается к мнениям других. Складчиков – художник-постановщик таких грандиозных, зрелищных спектаклей, как оперы «Аттила», «Дон Кихот». Здесь выступили в режиссерском амплуа Ильдар Абдразаков и Аскар Абдразаков, интересно было познакомиться с ними в новом качестве. Эти спектакли самые сложные по монтировке, но работается легко, потому что чувствуешь сопричастность к настоящему творчеству. И команда профессиональная, опытная. Текучки нет, ребята трудятся уже по двенадцать-пятнадцать лет. Есть замечательные помощники, опытные, безотказные, неформальные лидеры коллектива Рафаэль Валиуллин, Артем Мельниченко. Ребята обладают, - делится Сергей Прокофьевич, - ценным качеством: постоянно учиться, совершенствоваться. Во время поездок, работая в разных театрах, на разных площадках, все подмечают, сравнивают, и новое, полезное – в копилку своего опыта.
Во всем поддерживает, заряжает энергией, дает творческий заряд генеральный директор театра Ильмар Разинович Альмухаметов. При нем и гастроли возобновились, чаще стали выезжать на фестивали, несколько раз выступили на исторической сцене Большого театра. Это радостно и приятно. Скоро предстоит поездка в Челябинск на фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» с балетом «Конек-горбунок» в яркой, красочной сценографии Ивана Складчикова».
Конечно, вспомнил Литвинов и более ранние годы. Не передать, как много дала совместная работа с великим хореографом Юрием Николаевичем Григоровичем. Какое счастье общаться с легендарными личностями - Мустаем Каримом, Загиром Исмагиловым, Хашимом Мустаевым, Радиком Гареевым. За все великая благодарность ТЕАТРУ.
...Так неравнодушно, уважительно говорить о своей работе, коллегах может лишь человек, влюбленный в свое дело. Сколько трогательных автографов хранит Сергей Прокофьевич, добрых, теплых слов благодарности от самых талантливых театральных деятелей России, мира. Юрий Григорович, художники Дмитрий Чербаджи, Алла Коженкова, Игорь Иванов, Эрнст Гейдебрехт, режиссеры Георгий Исаакян, Иркин Габитов, Борис Морозов, Михаил Панджавидзе – да разве перечислишь всех, с кем пришлось творить, не спать ночами, делиться мыслями. Надо сказать, что к советам и опыту Литвинова чаще всего прислушиваются. Главный принцип Сергея Прокофьевича – делать все так, чтобы режиссеры, художники стремились приезжать в наш театр, поскольку у нас все профессионально делается.
«Может быть, есть еще интересные люди, с которыми пришлось поработать?» - спросила я Сергея Прокофьевича в конце нашей предъюбилейной беседы. А он с ходу продекламировал мне строки Евгения Евтушенко: «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее».
Вот такой он, наш Прокофьич! Его планета точно не похожа на другие.

Нина ЖИЛЕНКО.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


Дата создание новости 10-06-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 518     Номер: 39(13601)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.