Уходят в небо золотые самолетики...
Завтра исполняется 20 лет со дня трагедии, потрясшей миллионы людей. В Германии, над Боденским озером потерпели крушение два самолета – пассажирский Ту-154 М и грузовой Boeing-757. Они столкнулись в ночь с 1 на 2 июля 2002 года в результате ошибки швейцарских авиадиспетчеров. После катастрофы никто не выжил. Мир потерял 19 взрослых и 52 ребенка.
Солнечный июль 2002 года. Я «отключилась» от мира, готовясь отправиться в долгожданную командировку. Вбегаю, радостная, в редакционный секретариат, улыбаюсь, но коллеги на меня как-то странно смотрят. В пространстве кабинета тяжелым облаком повисло напряжение. «Ты что, ничего не знаешь про самолет?! Информации пока мало, там были дети, они летели на отдых в Испанию». Казалось, солнце за окном погасло. Яркое июльское небо, еще полчаса назад казавшееся добрым и мирным, будто застыло. В те страшные часы к нему взывали десятки, сотни людей, и их число множилось с каждой минутой. Но почему же небо оказалось глухо к мольбам тех, кто до последнего надеялся на чудо?
…Мы с волнением ждали новостей. С каждым часом они становились все менее утешительными. Как выяснилось, основную часть пассажиров Ту-154 составляла группа детей из Башкирии, учившихся в специализированной школе ЮНЕСКО для одаренных ребят. Путевки в Испанию были наградой за хорошую учебу. Так сложилось, что группа опоздала на свой рейс, поэтому «Башкирские авиалинии» по просьбе туристической компании оперативно организовали вылет чартера. Поскольку оставались свободные места, было продано еще 8 билетов. По трагической случайности в самолете находилась семья из Владикавказа - Светлана Калоева с 10-летним сыном и 4-летней дочерью. Женщина приобрела 3 билета и летела к мужу, Виталию Калоеву, в Испанию, где тот работал по контракту.
Самолет Ту-154 М следовал рейсом из Москвы в Барселону. На его борту находились 9 членов экипажа и 60 пассажиров.
Boeing 757 выполнял грузовой рейс из Мухаррака в Брюссель с промежуточной посадкой в Бергамо. Несмотря на то что оба самолета находились над территорией Германии, управление воздушным движением в этом месте осуществлялось частной швейцарской компанией Skyguide. В диспетчерском центре, расположенном в Цюрихе, в ночную смену работали только два авиадиспетчера. Незадолго до столкновения один из них ушел на перерыв; на дежурстве остался лишь 34-летний Петер Нильсен, который был вынужден работать одновременно за двумя терминалами, и ассистентка.
К тому же часть оборудования диспетчерской (в том числе телефонная связь) была отключена, и Нильсен слишком поздно заметил, что рейсы опасно сближаются. Менее чем за минуту до момента, когда их курсы должны были пересечься, он попытался исправить ситуацию…
Описание технических подробностей этих роковых минут можно найти на просторах Мировой Паутины. Читаешь и понимаешь: какой бы сверхточной ни была техника, человеческий фактор порой ставит жирную точку в судьбах ни в чем не повинных людей.
Родители, которых отвезли на место трагедии, до последнего не хотели верить в случившееся. Да и как можно поверить в то, что дочка или сын, такие родные, близкие, живые, никогда больше не увидят солнца, синего неба, никогда не пробегут босиком по горячему песку, не войдут в реку. И любимая игрушка - трогательный медвежонок - перекочует из детской кроватки на ранний могильный холмик.
Вместе с упавшим самолетом рухнули родительские мечты, надежды, да и вся жизнь. Кто-то из них не смог пережить трагедию. А те, кто остался на этой земле, приходят на Южное кладбище, чтобы побыть рядом с так и не повзрослевшими детьми. Могилы погибших расположены в том порядке, в каком пассажиры сидели в самолете. Через год после трагедии на Южном кладбище открыли мемориал, выполненный Рамзитом Маскуловым. Это стела из столбов белого и черного мрамора, символизирующих жизнь и смерть, вокруг которых спиралью уходят в небо золотые самолетики - души покинувших этот мир.
На месте авиакатастрофы в 2004 году близ Юберлингена установлен мемориал «Разорванная жемчужная нить». В его основу легла история найденного на месте трагедии жемчужного ожерелья Дианы Калоевой. Бусинки случайно обнаружил ее отец.
Судебные разбирательства в связи с авиакатастрофой затянулись надолго. Виталий Калоев, в одночасье потерявший всю свою семью, хотел понять, кто же виноват в трагедии? Он прошел не один круг чиновничьего ада. Потом сумел получить фотографию авиадиспетчера Нильсена, узнал его адрес, нашел и просто протянул фотографии своих детей. Он, видимо, ждал извинений от авиадиспетчера, сочувствия, может быть, раскаяния…
Но тот выбил из рук фотографии. Что было дальше, Виталий не помнит…
Осенью, 26 октября 2005 года Калоев был признан виновным в убийстве Петера Нильсена Верховным судом кантона Цюриха и приговорен к восьми годам заключения. В мае 2007 года близкие родственники жертв авиакатастрофы посетили Виталия Калоева в швейцарской тюрьме. Встреча прошла в кафе тюрьмы «Пешвис» в городе Регенсдорф и продолжалась около 40 минут. Делегация привезла Калоеву сувениры - чай и башкирский мед, а также Книгу памяти, где собраны истории и фотографии всех детей, погибших в небе над Боденским озером. А 8 ноября 2007 года решением суда мужчина был освобожден за примерное поведение по отбытии части срока. Виталий вернулся на Родину. Один Бог знает, где ему было легче – в тюрьме или в опустевшем доме.
В мае 2006 года начался судебный процесс по обвинениям в адрес восьми сотрудников компании Skyguide. Окончательное решение было вынесено в сентябре 2007 года. Четверо менеджеров Skyguide были признаны виновными в причинении смерти по неосторожности. Трое из них были приговорены к условному заключению, один к штрафу. Четверо других обвиняемых были оправданы. Каково было родным погибших пережить такой приговор суда? И это плата за гибель семидесяти одного человека?
А время идет. В некоторых семьях родились дети. И Виталий Калоев спустя долгие годы обрел новую семью, у него двое малышей: мальчик и девочка. Недавно он дал большое интервью «Российской газете». Меня потряс маленький фрагмент этого материала…
«- Виталий Константинович, задавали ли вы себе вопрос, за что мне все это?
- Постоянно задавал этот вопрос. Прокручивал свою жизнь. Не нашел ответа.
- А Бог есть на свете?
- Знаешь, не провоцируй меня…»
Возможно, когда-нибудь Виталий Калоев увидит в небе радугу. С ветхих времен она символизирует примирение человека с Богом. Очень трудно примириться… Не вопрошать, не упрекать, не задавать бесконечный вопрос: «Почему?»
Этот вопрос уже 20 лет задают родители детей и близкие членов экипажа, потерявшие кормильцев. Стюардесса «Башкирских авиалиний» Ольга Багина воспитывала сына Диму одна. Мальчику было 11 лет, когда он потерял мать, а в скором времени и бабушку. Опекунство оформила тетя, и она была не против, когда Диму пригласил в свою семью полицейский из Германии Рейнхард Марти. Его до глубины души тронула история осиротевшего мальчика, который приезжал в Германию на траурную церемонию. Диму в семье приняли как родного, а с финансированием помогла немецкая общественная организация «Мост дружбы Уфа - Бодензее». Парень выучился на авиатехника.
Наверное, у него сложилось все неплохо, но кто восполнит годы жизни без заботы и ласки родной мамы?
Ежегодно родители и близкие проводят день памяти и каждые пять лет посещают место трагедии. В нынешнем году печальная церемония пройдет 2 июля на Южном кладбище Уфы. Начало в 11.00.
…И был вечер. И будет утро. И ровно на одну минуту замолчит весь мир. И смолкнет пение птиц. И перестанут шелестеть листья деревьев, потому что утихнет ветер. И полетят в небо золотые самолетики…
Хронику трагических событий восстановила Татьяна БАРАБАШ.
Фото Ханифа СУНАГАТУЛЛИНА, 2002 год.
Фото Ханифа СУНАГАТУЛЛИНА, 2002 год.
1-07-2022 (0) Просмотров: 2 316 Номер: 45(13607) Версия для печати