Тоскуют руки по… штурвалу? О пользе изучения истории и матчасти
…Посетитель был словоохотлив. Немолодой мужчина - как он сам представился, летчик-ветеран Великой Отечественной, воевавший на Ил-2, - живописал фрагменты своих боевых вылетов. Дерфель молча слушал, прищурив глаза и затягиваясь сигаретой. «Эх, помнят руки штурвал! – воскликнул в порыве чувств ветеран и изобразил перед собой невидимый, напоминающий руль прибор управления, словно сжимая его в руках и поворачивая, как это делают водители автомобилей. «Пошел вон, самозванец!» - вдруг взорвался Юрий Федорович. К моему изумлению, враз переменившийся в лице посетитель пулей вылетел из кабинета «Вечерней Уфы»…
Надо ли говорить, что в тот момент я, молодой коллега маститого журналиста, впал в состояние шока! Да, Дерфель был знатоком Великой Отечественной и, помня наизусть все крупные операции, направления ударов, неоднократно быстро и безошибочно разоблачал самозванцев–«фронтовиков». Но что так возмутило моего шефа в данном случае? Я молча ждал объяснения. Дерфель выпустил струйку сизого дыма и повернулся ко мне: «Запомни раз и навсегда: у Ил-2 никогда не было штурвала!»
И я запомнил это. Так как давно уяснил, что матчасть легендарного самолета Юрий Федорович знает досконально. Как мы уже рассказывали в одной из своих недавних публикаций, посвященных 100-летию со дня рождения нашего земляка дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева, Юрий Дерфель дружил с прославленным летчиком и даже выполнил литературную запись книги Мусы Гайсиновича «Штурмовики идут на цель». И, конечно, хоть ночью разбуди – мой коллега мог перечислить все рычаги и кнопки управления в кабине этого самолета.
А основных рычагов было в кабине два – РУС и РУД. Расшифровываются они как рычаг управления самолетом и рычаг управления двигателем. Лично я после упомянутого случая представлял себе два рычага, наподобие вертолетных. Или как, например, в кабине гусеничных тракторов. И уже со знанием дела порой поправлял моих коллег, которые упоминали «штурвал» в кабине штурмовика. И вдруг спустя годы, было это в День Победы, один из фронтовиков-ветеранов, правда, не летчик, очень строго меня поправил: «Как это не было штурвала? Еще как был!» На мое возражение он ответил предположением: «Скорее всего, в определенный период войны Ил-2 выпускался со штурвалом. Вы это уточните. Я доподлинно знаю, что пилот управлял этим самолетом двумя руками, держась за специальное приспособление, как за руль».
Тот разговор, конечно, запал мне в память, и я уже не поправлял безапелляционно моих коллег, отложив вопрос выяснения истины до лучших времен. И вот наступила юбилейная дата Мусы Гареева, в прессе и в интернете появились десятки статей с упоминанием «штурвала Ил-2» (оставляю на совести некоторых авторов пассаж о том, что наш земляк был «летчиком-штурманом», это уже ляп непозволительный). Пора бы выяснить! Я, конечно, первым делом позвонил своему другу, ученому и педагогу-математику Шамилю Цыганову. В определенных кругах Шамиля Ириковича знают как обладателя однозначно самой большой в России и, скорее всего, в мире коллекции сборных моделей самолетов – она насчитывает более 3000 экземпляров! Эту уникальную экспозицию в уфимской городской квартире любители и специалисты, цокая языками, рассматривают часами! Я помню, как много лет назад решил к Дню Победы сделать подарок отцу моего друга Игоря Мешкова, фронтовику, в годы войны авиамеханику Ришату Мешкову. Ришат Нургабдуллович обслуживал именно штурмовики Ил-2. Конечно, лучшим подарком ветерану будет модель этого самолета! Я позвонил Шамилю и поинтересовался, где мне купить нужную сборную модель. «Не ходи по магазинам, я тебе дам готовую. Только обязательно выясни, какие именно Илы обслуживал отец Игоря. Это важно, так как самолеты были разные – одноместные и двухместные». Я выяснил, и надо ли говорить, как ветеран был тронут подарком!
Мой вопрос о возможном наличии штурвала в кабине штурмовика в какой-то период войны Шамиля несколько озадачил: «Я знаю точно, что все штурмовики и истребители времен Великой Отечественной имели не штурвал, а ручку управления, РУС. Штурвал – это из области транспортной и пассажирской авиации. Но давай-ка я все-таки уточню…» Имеющий аналитический склад ума и склонный, как все ученые, сомневаться и перепроверять, мой друг не стал откладывать вопрос в долгий ящик и уже в тот же день перезвонил мне: «Я уточнил у знакомого историка, специалиста в области авиации именно времен Великой Отечественной. Нет, однозначно никакого штурвала у Ил-2 никогда не было! И называть РУС штурвалом непозволительно». Любящий всегда докапываться до самого корня проблемы, Шамиль дал мне кое-какие весьма полезные разъяснения. Дело в том, что РУС находится между ног пилота, это действительно рычаг, который можно перемещать вперед-назад и вправо-влево. Он тугой, никаких усилителей там предусмотрено не было, и поэтому рычаг ворочали именно двумя руками. Для этого сверху на нем располагался своеобразный металлический «бублик», за который можно было держаться. Руки располагались совсем близко друг к другу, и уж, конечно, крутить РУС, словно руль, было невозможно. И поэтому тот самый, упомянутый в самом начале нашей публикации, горе–«летчик» приврал, что называется, от души.
Теперь осталось выяснить главное: а не называли ли, так сказать, в разговорной речи фронтовые летчики РУС штурвалом? И все-таки грубая ошибка или нет – рассказывая об этом штурмовике, говорить именно о штурвале? Я обратился к автору нашей газеты, члену Совета ветеранов авиации республики Анатолию Мисиреву. Анатолий Григорьевич меня заверил: ручка управления самолетом и штурвал – это совершенно разные вещи, и ни один летчик РУС штурвалом не назовет. По крайней мере, он не слышал никаких упоминаний о штурвале от ветеранов войны - летчиков-истребителей и летчиков-штурмовиков. Только ручка!
Таким образом я получил исчерпывающие ответы на свои вопросы. Но мне хочется, коли речь зашла о поистине легендарном самолете, остановиться на кое-каких фактах из истории, которые изменили некоторые мои представления. Думаю, они будут интересны и читателю.
Начнем с того, что Ил-2, предназначенный для уничтожения наземных целей, остается самым массовым боевым самолетом в истории военной авиации: всего было выпущено более 36000 машин, а если быть точным, то 36163. Его выпуск начался в 41-м на воронежском заводе №18. Потом завод был эвакуирован в Куйбышев, где продолжил работу. Также самолет выпускался на предприятиях в Москве и Нижнем Тагиле. Не буду, читатель, загружать вас цифрами и фактами, все данные сегодня несложно найти в интернете. Поделюсь лишь теми выводами, которые сделал, изучив множество статей и документальных свидетельств. Самый главный вывод– хоть детище конструкторского бюро под руководством Сергея Ильюшина сами создатели и прозвали «летающим танком» (летчики люфтваффе именовали этот самолет «бетонным самолетом», «чумой», НАТО в своей классификации обозначает его как BARK), воевать на нем было смертельно опасно для летчика, а впоследствии и стрелка-радиста. Самолет действительно оснащался весьма прогрессивной по тем временам бронезащитой, но статистика неумолима: у этого моноплана была самая низкая выживаемость из всех наших летательных аппаратов тех лет. Цифры впечатляют: в ходе войны боевые потери составили 11448 машин! Именно боевые, сюда не входят аварии и поломки (небоевых было еще 11000). Очень тяжелый, несущий в полном оснащении почти полтонны боеприпасов, самолет отличался плохой маневренностью, не был приспособлен для пикирования, и летчику для выполнения боевого задания требовалось приложить огромное мастерство и физическую силу. Самолет был уязвим как при огне зенитной артиллерии, так и при атаках истребителей противника. Не случайно именно летчикам-штурмовикам присваивали звание Героя Советского Союза уже за 30 боевых вылетов. Позже этот ценз подняли до 80, а я напомню: Муса Гареев совершил 250 боевых вылетов!
Если кто-то думает, что Ил-2 был великолепной машиной, вершиной конструкторской мысли, то это очень далеко от истины. И хотя прототип боевого штурмовика начали разрабатывать в СССР еще в середине 30-х годов прошлого столетия (необходимость подобной машины продиктовала война в Испании), все же «летающий танк» претерпевал важные доработки даже после начала серийного производства. Поначалу, что вполне логично, самолет задумывался двухместным, так как нетрудно было предположить, что он будет уязвим при атаке вражеских истребителей сверху-сзади. Эту проблему в какой-то степени и призван был решить воздушный стрелок, сидящий спиной к пилоту. Но возникла сложность – именно двухместный вариант не вписывался в тактико-технические требования, и создатели были вынуждены остановиться на одноместной модификации.
Как и предполагалось, самолет оказался почти беззащитным в воздушном бою, и в некоторых авиачастях местные умельцы пытались обустроить в корпусе место и для стрелка. Ходит такая байка, что, дабы обмануть противника, позади пилота в одноместном самолете прикрепляли ручку от швабры, которая издалека напоминала ствол пулемета или пушки, что удерживало вражеские истребители от атак сверху и сзади. Так это было или нет на самом деле, сегодня судить сложно. Но, как известно, хитрость и смекалка не раз помогали нашим бойцам на фронте. Например, доподлинно известно: с целью ввести вражеских танкистов в заблуждение, на ствол легендарной «тридцатьчетверки» надевали… обычное ведро. Дело в том, что фашисты как огня боялись наших тяжелых танков ИС и КВ. У танка ИС конец ствола венчал так называемый дульный тормоз. И ведро, надетое на ствол среднего танка Т-34, который, как известно, дульным тормозом не был оснащен, издалека весьма напоминало этот самый атрибут тяжелого танка. А с ИСами, как мы уже говорили, даже тяжелые «Тигры» и «Пантеры» предпочитали по возможности не связываться…
Но вернемся к нашим самолетам. Уже 10 сентября 1942 года в действующих частях появились первые двухместные Илы. Описывая историю создания модификации, источники весьма противоречивы. В одних мы читаем, что Сергей Ильюшин был против двухместного варианта, мотивируя это тем, что потери самолетов из-за отсутствия стрелка невелики и игра не стоит свеч, к тому же сильно ухудшатся летные характеристики. Из других же мы узнаем, что именно легендарный авиаконструктор лично, рискуя быть репрессированным, уговаривал Сталина вернуться к вопросу о создании двухместной модификации. Наверное, более правдоподобна вторая версия, ибо Сергей Владимирович просто не мог не знать о потерях одноместных машин в ходе боев (только в
1941-м на фронт было направлено 1500 штурмовиков, из которых за короткое время были уничтожены противником 1100).
Легенд вокруг Ил-2 немало. Например, многие убеждены, что кабина стрелка была местом смертника, и туда определяли чуть ли не штрафников в качестве наказания. Действительно, если говорить о броне, задняя полусфера, где располагался стрелок, была менее защищена. И правы авторы, которые пишут, что воздушный стрелок Мусы Гареева, полный кавалер Ордена Славы Александр Кирьянов выжил только благодаря высочайшему мастерству летчика. Но статистика-то говорит о том, что Муса Гайсинович рисковал больше, чем стрелок! Вот сухие цифры. За годы Великой Отечественной войны погибли 7837 летчиков Ил-2, 221 летчик-наблюдатель и 3996 воздушных стрелков. Вот вам и «место штрафника»!
Да, Ил-2 был далек от совершенства, и объективно он уступал по многим параметрам, в том числе и основному – живучести, тому же немецкому «Юнкерсу». Но я пишу об этом не для того, чтобы как-то принизить достижения наших авиаконструкторов. Напротив, хочу подчеркнуть: советские асы громили противника на любой технике, что заставляет нас еще раз преклонить голову перед подвигом наших летчиков.
А касаемо штурвала… Не хочу, чтобы меня сочли занудой, который, пользуясь случаем, желает умыть кого-то из коллег. Просто мне самому было весьма интересно разобраться в вопросе. Да, самозванцам – позор и презрение. Но, наверное, невелик грех в какой-то публикации назвать ручку штурвалом, если автор пишет искренне, восхищаясь фронтовыми летчиками, которые не жалели жизни, защищая Родину. Ведь главное – это не то, как правильно называется техническое приспособление, а наша неугасающая и благодарная память.
Вячеслав ГОЛОВ.
На снимках: экипаж машины боевой; та самая РУС в кабине Ил-2.
Фото из открытых источников.
На снимках: экипаж машины боевой; та самая РУС в кабине Ил-2.
Фото из открытых источников.
26-07-2022 (0) Просмотров: 361 Номер: 51(13613) Версия для печати