Забытое дворянское гнездо
В моей книге «Цивилизация деревьев: научно-популярные очерки о природе», изданной в 2007 году, есть очерк под названием «Голубая мечта графа Толстого». В нем говорится о самой первой голубой ели в Уфе, посаженной графом Толстым около 1916 года на своей городской усадьбе (и, к глубокому сожалению, уничтоженной во цвете лет около 2010 года при многоэтажной застройке жилого квартала по улице Цюрупы).
Петр Петрович, дальний родственник Льва Толстого, был человеком известным: почетный мировой судья Уфимского уезда, член городской думы и депутат 1-й Государственной Думы от губернии, издатель газеты «Уфимская жизнь».
Но речь сейчас не об этом. Когда я работал над очерком, то узнал, что на территории нынешнего Благоварского района находилась еще и загородная усадьба, которой владел то ли сам Петр Петрович, то ли совместно с родственниками. Более никакой информации тогда не нашлось. И мне захотелось ее отыскать. Возможность такая появилась в июне 2011 года, когда я приехал в Языково – райцентр Благоварского района. А где могут быть сведения такого рода? Конечно же, в районном краеведческом музее.
И действительно, в Благоварском историко-краеведческом музее мне кратко рассказали об усадьбе и объяснили, как туда проехать. Располагалась она на берегу реки Кармасан; там сохранились какие-то деревья и кустарники, а окрестным жителям сие место известно как «Барский сад». Представители рода Толстых владели здешним имением примерно со второй половины XIX века и вплоть до революции 1917 года: сначала штабс-ротмистр, граф Петр Николаевич Толстой, затем его наследники – Александр Петрович и уже известный нам Петр Петрович. Впоследствии собственником оказался, видимо, один Александр Петрович. К 1917 году площадь всей усадьбы составляла 10 десятин, или 11 гектаров, из которых полгектара приходилось на сад.
Итак, я отправился к «Барскому саду». Выделяющийся посреди открытой местности «лесной» участок увидел еще издалека, но получилось так, что подъехал к нему со стороны реки. Речка неширокая – около 3-4 метров, но, судя по всему, довольно глубокая, с обрывистыми, глинистыми, почти неприступными берегами. На мое счастье нашел в одном месте упавшее дерево, перекинувшееся мостиком на противоположный берег.
Пробравшись наконец на усадьбу, сразу ощутил дыхание старины – и не по каким-то останкам строений или сооружений (их вовсе не было) – а по обступившим меня старым, согбенным, раскидистым и дуплистым деревьям – 1-2-метровым в диаметре экземплярам ивы белой, тополя черного и тополя бальзамического. Всего насчитал около 20 видов древесно-кустарниковых растений, в числе которых оказались некоторые виды-интродуценты – клен татарский, калина черная (гордовина), ирга круглолистная, одичавшая яблоня домашняя, ясень ланцетный, барбарис обыкновенный, желтая акация и, конечно же, – сирень обыкновенная.
Длина участка вдоль реки примерно 80-100 метров, ширина – около 50 метров: как раз получается половина гектара. От поля усадьбу отгораживает прекрасно сохранившаяся длинная живая изгородь из сирени – на одном ее конце имеется разрыв, обозначающий, вероятно, место въезда экипажей на усадьбу. Дорога здесь прослеживается до сих пор - она привела меня к местечку, где, возможно, располагался летний деревянный дом для отдыха (капитальный 2-этажный барский дом находился в соседней деревне, входившей в границы имения).
Уходить не хотелось. Еще полчаса я просто бездельничал, прислонившись к многоствольной разлапистой иве, облюбованной кем-то под огромное гнездо, возможно, уже покинутое. Заброшенное дворянское гнездо – ушедшее в небытие время...
Валерий ПУТЕНИХИН,
профессор, доктор биологических наук.
Фото автора.
профессор, доктор биологических наук.
Фото автора.
5-08-2022 (0) Просмотров: 380 Номер: 53(13615) Версия для печати