В школу в августе?! На это способен только очень увлечённый человек
Минувшую неделю с 15 по 20 августа Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева посвятил проведению летней школы, собрав в стенах «кузницы хореографических кадров республики» детей в возрасте от семи-девяти до четырнадцати лет на специальные занятия под названием «Введение в профессию».
В преддверии нового учебного года БХК объединил под своими знаменами тех, кто восхищен искусством балета. Безусловно, маленькие воробьишки, которых родители за руку привели на занятия необычной школы, не задумываются пока о том, чтобы навсегда связать свою жизнь со столь сложным сценическим видом искусства… В основе своей об этом думают их мамы и папы, определяющие судьбу ребенка. И глядя на то, с каким интересом, а подчас и с огромным удовольствием занималась в классах летней школы ребятня, мало-помалу начинаешь понимать, что шаг, который хореографический колледж сделал навстречу своим будущим подопечным, исполнен мудрости и вполне конкретного понимания известной всем истины о горе и Магомете.
БХК ведет очень большую работу по подготовке творческих кадров для Башкортостана (и не только для него, поскольку выпускников нашего хореографического можно встретить в самых разных театрах России, есть в их числе и те, кто украсил известные балетные труппы мира). Колледж регулярно проводит выездные сессии-знакомства, приезжая в города и районы республики, ставя себе целью поиск одаренных детей, которые бы могли поступить в это уникальное учебное заведение, носящее имя Бога танца ХХ века. Напоминаю читателю о том, что БХК располагается в историческом здании – здесь некогда была средняя школа №2, в которой учился юный Рудик. Колледж поддерживает тесные связи со студиями классического и народного танца, в коих с детьми занимаются выпускники БХК, безусловно, ориентирующие талантливых, способных на большее студийцев на дальнейшую учебу в своей alma mater. Ведет БХК работу и с общеобразовательными школами. Все это дает свои плоды: достаточно сказать о том, что в основе своей балетную труппу Башкирского государственного театра оперы и балета (а ныне эта труппа тоже носит имя Рудольфа Нуреева) составляют выпускники БХК.
И еще один важный момент, о котором необходимо упомянуть отдельно. Башкирский хореографический колледж открыл свои двери 6 января 1986 года, то есть БХК уже 36 лет, он входит в число лучших в России, поскольку со дня основания исповедует академическую школу и принципы уникального балетного педагога Агриппины Яковлевны Вагановой, а в число его преподавателей вошли в большинстве своем выпускники знаменитой Академии русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге и их ученики, что называется, наследники по прямой, скажем больше – все наставники ранее блистали в балетных партиях на сцене БГТОиБ. И именно это стало одним из главных условий проведения в БХК первой летней школы в допандемийном 2018 году. Тогда штудии под руководством замечательных педагогов нашего колледжа проходили для группы детей и подростков из Страны восходящего солнца. Все юные гости Уфы занимались в Японии в балетных студиях, которыми руководили наставники из числа россиян, наслышанные о Башкирском хореографическом колледже и о том, что в его стенах свято чтут принципы именно вагановской школы. И именно поэтому выбор пал на БХК, ведь японцы просто жаждут достичь небывалых высот в искусстве балета.
Тогда, в 2018-м, летняя школа прошла невероятно успешно! И часть из тех полпредов Страны пышных побегов риса (так тоже называют островное государство в Тихом океане) время спустя вернулась в столицу Башкортостана, поступив в БХК и начав вполне успешно осваивать основы столь непростого ремесла, позволяющего особо одаренным и старательным подняться затем до высот подлинного искусства. Были среди них и свои звездочки, сразу же полюбившиеся тем зрителям, что постоянно посещают отчетные концерты учащихся колледжа. Но… Грянул период санкций, и юные японцы вынуждены были оставить учебу в России и вернуться домой – большинство из них расставалось со своими, полюбившимися им педагогами и одноклассниками со слезами, однако вердикт их родины был жестким и однозначным, и выходцы с японских островов отбыли домой…
Первая летняя школа БХК и стала прообразом второй, с той лишь разницей, что приняла нынешняя ребятню из городов и районов Башкирии (за исключением одной девочки, прибывшей из Владивостока), и услуг переводчиков для общения с детьми педагогам колледжа на сей раз не потребовалось.
В подавляющем большинстве воробьишки пришли на занятия летней школы с определенным багажом – они исправно посещают занятия подготовительного отделения БХК, кто-то из них ходит в уже упомянутые студии, организованные выпускниками колледжа. Важно сказать и то, что 25 и 26 августа в Башкирском хореографическом пройдут испытания для дополнительного набора. И большинство из соискателей всю минувшую неделю исправно занимались в классах летней школы, с прицелом на экзамены. В числе претендентов на поступление, кстати, были не только девяти- и десятилетки, пришли и четырнадцатилетние, скажем, из студии Башкирского академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова. Старшеньким, мне кажется, в каком-то смысле было проще – они более самостоятельны, с почти сложившимися взглядами на жизнь и даже на свое будущее в избранной профессии. А вот воробьишкам, хоть многие из них и занимались на подготовительном отделении БХК, пришлось напрячь всю свою волю – «курс молодого бойца», предложенный им колледжем, требовал полной концентрации, серьезной работы на запоминание и проявление тех черт характера, которые необходимы артистам балета. Читатель понимает, что путь последних отнюдь не усыпан розами и лилеями, успеха танцовщики, даже чрезвычайно одаренные, добиваются большим трудом, подчас даже огромным, требующим от человека отказа от многих привычек…
…В общем, в последние августовские деньки классы БХК отнюдь не пустовали, и часть педагогического коллектива во главе с директором колледжа Олией Вильдановой вышла на работу. Добавлю к тому же, что, помимо завтрашних абитуриентов, аудитории заполнили и действующие питомцы колледжа, чуть раньше прибывшие в alma mater с каникул, дабы стать частью интенсива, который БХК специально проводит для своих подопечных, дав ему название «Входим в форму». Люди, близкие к балету, хорошо знают, что труппа того же БГТОиБ, вернувшись из отпуска, прежде чем погрузиться в репетиционный процесс тех постановок, которые готовятся к очередному сезону, восстанавливается, поскольку отдохнувшие за лето мышцы не сразу отзываются танцовщикам, каждый рабочий день у коих в течение года начинается со «станка». Тренинг по утрам в балетном зале – это как «отче наш» для студента семинарии, простите за вольное сравнение. То же самое и в хореографическом колледже, где все подчинено будущей профессии. И мы с фотокорреспондентом Булатом Гайнетдиновым стали свидетелями того, как обаятельные стрекозы лет четырнадцати (иные из которых, сколько я помню, уже выступали на сцене БГТОиБ на юбилейном вечере прославленной балерины, а ныне педагога Эммы Тимиргазиной), образно говоря, «будили мышцы» на занятиях по классическому балету под внимательным приглядом своей наставницы Диляны Амуровны Хмызовой.
И если студентов колледжа мы застали на «классике», то потенциальные новобранцы, пришедшие в летнюю школу, посещали также занятия и по современной хореографии, и по актерскому мастерству, и по гимнастике, и по народно-сценическому танцу. Не знаю, как у воробьишек, особенно семилеток, в памяти укладывались все сведения, которые они получали от своих патронов, когда даже моя голова пошла кругом… Но малышня держалась, поражая лично меня своим мужеством, упорством и желанием присвоить новые знания и умения. А в это время у дверей колледжа и пространстве холла волновались мамы, бабушки и папы ребятни, то бишь самые преданные «болельщики».
Впрочем, юные участники летних «штудий», похоже, очень быстро освоились в БХК, с легким щебетом перемещаясь из класса в класс и, перезнакомившись, умудрялись даже поболтать друг с другом в небольших перерывах – в общем, все, как в обычной школе. У них даже хватало сил на то, чтобы похохмить, приведя своим юмором в состояние растерянности педагога по современному танцу Сергея Константиновича Андриянова. Да-да, БХК специально пригласил поработать в летней школе Андриянова, поскольку в связи с велением времени у колледжа возникла потребность освоить и тот пласт, который связан именно с современным танцем. А лучше кандидатуры, чем Сергей Константинович, в свое время закончивший хореографическое отделение Санкт-Петербургского государственного института профсоюзов, преподававший движенческие дисциплины на актерском отделении театрального факультета УГИИ, работавший как хореограф в Башкирском академическом театре, создавший в Уфе Центр современного танца, коим сам занимается всю жизнь, руководящий студией современного танца «Своими ногами» и прочая, и прочая, в нашей республике на сегодня нет. Так вот, придя в класс на занятия чуть раньше, Андриянов застал малышню за легким ланчем – воробьишки, устроившись на полу, лакомились какими-то батончиками, запивая их водой.
- Дети, вы голодные?! – растерялся наставник.
- Да!.. – раздался хор дружных голосов, прерванный озорным смехом.
- Сколько же вы не ели? – принял детский призыв к шутливому диалогу Сергей.
- Три дня, – раздалось в ответ.
- Все нормально с юмором у людей, – бросил в нашу сторону педагог. – Доели? Все – по местам, – старшой вмиг стер с лица улыбку, став строгим и сосредоточенным.
Кучка цветного гороха новобранцев в гимнастических купальниках и маечках моментально рассыпалась, вытянувшись в прямую линию лицом к зеркальной стене. Чувствуется: несмотря на то, что Сергей Константинович на уроках строг, ребятишкам нравится на занятиях по современному танцу, и они, быть может, даже и ошибаясь, все же быстро схватывают эту науку, по воле Андриянова превращаясь подчас в просто витрувианских человечков…
…Заглянули мы и на занятие по актерскому мастерству, которое вела директор БХК Олия Вильданова. И опять попали к уже знакомым воробьишкам – в числе одиннадцати человек были и два юноши прекрасных Платон и Борис. «У нас в этой группе – два красавца», – изначально с нескрываемой радостью шепнула мне Олия Галеевна – это вполне понятно: мужские кадры всегда в дефиците.
Основой для занятия стал фрагмент балета «Морозко», по известной сказке поставленного на учащихся колледжа балетмейстером Александром Полубенцевым.
Разобрав сцену по ролям и определив с новобранцами (большая часть из которых, с подготовительного отделения БХК, видела «Морозко») характер каждого персонажа, стали «собирать» эпизод с учетом всех пожеланий наставника. Безусловно, поначалу малыши воспринимали занятие как новую игру, и Олия Галеевна не разубеждала их в этом, бережно поправляя и что-то подсказывая тем, кто был чуть скован в своем первом, скажем так, театральном опыте. А были среди воробьишек и такие, кого природа наделила драматическим даром и чувством импровизации, и они весьма органично для их лет реагировали на партнера, обыгрывая каждое движение, и даже микшировали чью-то неловкость… Но ведь это всего лишь первый опыт, так что будем снисходительны и пожелаем будущим премьерам и примам дальнейших удач.
Отдельная наука в балете – это жесты, точнее, язык жестов, который искушенный поклонник пластических искусств легко «считывает» в любом спектакле. На это занятие, которое Олия Галеевна вела с девочками постарше, мы не успели попасть, оценив успехи и начинающих, и самого наставника в ходе заключительного концерта, каковой венчал в субботу «школьные» дни. Большой зал БХК был полон, зрительскую часть составляли в основе своей родители тех, кто прошел «курс молодого бойца», а также педагоги и болельщики из числа выпускников колледжа, пришел даже кое-кто из балетной труппы БГТОиБ, театральные профессионалы, как правило, с большой приязнью относятся к юной смене, довольно часто заглядывая на «площадку молодняка» и следя за тем, как развиваются, растут, демонстрируя свои достижения и успехи, представители новых выпусков Башкирского хореографического колледжа.
Вообще все выступления на этом своеобразном Гала прошли под бурные аплодисменты зала. Вдохновленные повышенным вниманием юные участники волновались настолько, что кто-то из них даже гимнастический купальник второпях надел наизнанку… Но это были лишь маленькие неудачи на фоне больших общих удач. И заметила сей казус только мама проштрафившейся воробьишки, потом журившая дочь, а та, счастливая, возбужденная всем происходящим, лишь улыбалась, сияя глазами.
Остается лишь добавить, что в числе наставников летней школы работали с новобранцами уже упомянутые Олия Галеевна
Вильданова, Диляна Амуровна Хмызова а также Лина Анатольевна Млис, Земфира Ахметовна Габдулхакова, концертмейстеры Шаура Фаритовна Габитова, Вера Леонидовна Калинина, Юлия Зилевна Сабитова и двое приглашенных педагогов – Алсу Аюповна Мулюкова, заслуженная артистка Башкортостана, в свое время блиставшая в составе Гаскаровского ансамбля и знающая все секреты исполнения народного танца, и Сергей Константинович Андриянов.
И, пожалуй, последнее: судя по настроению Олии Галеевны и всех педагогов – работа летней школы прошла с успехом и принесла свои плоды.
Надеемся, что эта недельная подготовка скажется на результатах тех ее учеников, которые будут участвовать в испытаниях дополнительного набора Башкирского хореографического колледжа; а у воробьишек теперь появится мечта – со временем поступить в БХК, ведь это одна из лучших хореографических школ нашей страны.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото
Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото
Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
23-08-2022 (0) Просмотров: 2 267 Номер: 58(13620) Версия для печати