$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Фея царства закулисья,или Труды и ноша помрежа Трудоношиной


Фея царства закулисья,или Труды и ноша помрежа Трудоношиной

Заслуженный работник культуры Башкортостана Татьяна Евгеньевна Трудоношина, помощник режиссера, отметила в нынешнем сентябре двойной юбилей. Одновременно с особой жизненной датой подоспела и творческая – сорок пять (!!!) лет служения Башкирскому государственному театру оперы и балета.

Во время работы в театре автору этих строк порой приходилось выступать перед спектаклями. На фоне закрытого занавеса из моих уст звучало слово для зрителей о фестивале, юбилее артиста, памятной дате… Особенно нравилось это делать перед балетными представлениями. И не только потому, что с детства влюблена в сей вид искусства. Едва ступив на сцену, я чувствовала присутствие помощника режиссера Татьяны Трудоношиной. Это ее царство, и она, словно фея, творит вокруг себя атмосферу доброжелательности, спокойствия, надежности. Татьяна Евгеньевна всегда сообщала сотрудникам литературной части об изменениях в составе исполнителей. Однажды сменился дирижер. А у меня в выступлении текст о прежнем. Если бы не компетентность, неравнодушие, чувство ответственности помрежа, мог бы случиться конфуз.
Уверена, то же чувствуют артисты балета. Татьяна Евгеньевна строга и требовательна, но все уважают и ценят ее, потому что знают: человек бесконечной доброты, отзывчивости, она поддержит и поможет в трудную минуту. А главное, это профессионал высочайшего класса! Знает наизусть все спектакли. Во время представления Трудоношина – главный человек, как опытный дирижер делает все, чтобы в ее партитуре не прозвучала фальшиво ни одна нота.
Сложно найти пример более преданного и самоотверженного служения любимому делу. Татьяна Евгеньевна пришла в театр сразу после окончания Уфимского училища искусств (класс фортепиано) в 1977 году. Сначала работала концертмейстером балетной труппы, а с 1993 года – помощник режиссера, ведущий балетные и некоторые оперные спектакли.
Наверное, мало кто из сидящих в зрительном зале задумывается о том, как выглядит, скажем, балет из-за кулис. Увлекательный сюжет, чарующая, живая музыка, отточенные движения танцовщиков захватывают. И, кажется, так естественно день сменяет ночь, герои из великолепных интерьеров дворца попадают в заколдованный лес, взмывают в небо журавли и лебеди... Но все это происходит благодаря труду множества людей по ту сторону подмостков. Костюмеры готовы в одно мгновение переодеть артиста, рабочие сцены в нужный момент меняют декорации, а еще есть гримеры, осветители, электрики, радисты, реквизиторы... Но работа всех служб превратилась бы в хаос, если бы не присутствие, пожалуй, главного человека из царства закулисья – помрежа.
Если заглянешь в должностную инструкцию, то не на шутку изумишься: чего только не должен знать и уметь помощник режиссера. Здесь основы режиссуры и актерского мастерства, музыкальной грамоты, хореографического, вокального, хорового искусства, сценического и музыкального оформления постановок, знание всех тонкостей оборудования сцены, правил техники безопасности и еще, и еще великое множество всего.
А кроме того… Кто-то разлил воду в противоположной кулисе… У артистки оторвалась лента от корсажа… Лежит ли цветок для сцены объяснения в любви на своем месте?.. Трудоношиной есть дело до всего. А еще – вызвать на сцену специалистов, лично проверить реквизит, все ли артисты готовы к выходу... Без отмашки помрежа даже дирижер не ступит в оркестровую яму.

Фея царства закулисья,или Труды и ноша помрежа Трудоношиной

Путь к совершенству всегда тернист. У нашей героини тоже не обошлось без неожиданных, порой драматичных поворотов судьбы.
Представляла ли себе девочка из Стерлитамака, что когда-то театр станет ее вторым домом? Росла в семье кадрового военного и учительницы, собирала значки и обожала музыку. И как-то само собой получилось – после музыкальной школы поступила в Уфимское училище искусств. Татьяна мечтала учить и растить музыкантов. На последнем курсе УИИ проходила практику в Башкирском государственном театре оперы и балета, работала концертмейстером в оперной труппе. Театр, мало сказать, понравился. Он потряс и покорил. Спектакли, артисты, новые знакомства... Когда ей сказали о вакансии балетного концертмейстера, Татьяна ни минуты не сомневалась. Так дипломированный учитель ДМШ ни дня в школе и не провела, зато жизнь свою навсегда связала с театром.
Первое время пришлось нелегко. Конечно, Татьяна знала, что такое балет, но никогда не сталкивалась с его “кухней”. Первые репетиции казались полнейшим сумбуром, она видела только лес рук и ног, который ко всему прочему удваивался в зеркалах. Старалась запоминать названия движений, слушала наставления старшей коллеги Гульсум Байковой. К слову сказать, вчерашнюю студентку приняли в труппе как родную. Никто не раздражался, если что-то делала не так, наоборот, подсказывали и помогали все - от артистов кордебалета до ведущих танцовщиков, таких, например, как Шамиль Терегулов, Фирдаус Нафикова, Эмма Тимиргазина... Дельные советы давал тогдашний балетмейстер Эрки Танн.
Двенадцать лет Татьяна Евгеньевна играла на утренних занятиях, репетициях, спектаклях, ездила на гастроли. Все оборвалось в один миг. Обстоятельства сложились так, что в какой-то момент Татьяна осталась единственным концертмейстером, и вся тяжесть этой нелегкой работы легла на ее плечи. В 1989 году прямо во время спектакля она сорвала руки. Из-за нестерпимой боли даже не могла шевелиться. Сначала думала – обойдется, но боль не отступала. Ни мази, ни таблетки не помогали. Балетмейстер Николай Маркарьянц устроил консультацию в Ленинградском институте травматологии и ортопедии. Врачи помогли, но предупредили: “Играть вы больше не будете”. Татьяна не поверила и упрямо поехала на гастроли. На первой же репетиции боль вернулась. Она, не раздумывая, согласилась на операцию. Руки спасли, но…
Уже собиралась возвращаться в родной Стерлитамак: пришло все-таки время достать диплом и вернуться к некогда избранной специальности - учить ребятишек музыке. Выход нашелся неожиданно...
- Я еще танцевала на сцене, – вспоминает заслуженная артистка Башкортостана, замечательная балерина, а ныне педагог Эмма Тимиргазина, - когда концертмейстером к нам пришла Танечка Трудоношина, изумительно красивая, общительная. В ее глазах светилось желание познать, освоить эту интересную, но непростую работу. Все поддерживали ее, помогали разобраться с музыкальными темпами, объясняли, как проводить репетиции, уроки, и она чрезвычайно быстро это освоила, много трудилась, старалась. Мы очень переживали, когда Таня переиграла руки и не смогла продолжать работу концертмейстером, понимали, как тяжело расстаться с театром... Выручила тогдашняя заведующая труппой, незабвенная Татьяна Михайловна Шаврова – предложила перевести свою тезку на освободившееся место помрежа.
Так Татьяна Трудоношина начала, по сути, новую жизнь...
Директором театра был Радик Гареев, имя и талант которого притягивали творческих людей со всех концов страны и мира. Началась дружба БГТОиБ с великим хореографом Юрием Григоровичем. В Уфу приехал балетмейстер Большого театра, ученик Юрия Николаевича Андрей Меланьин, он переносил на нашу сцену постановку своего наставника “Тщетная предосторожность”. Татьяна оказалась в эпицентре подготовки премьеры. Смотрела, слушала, запоминала. По текущему репертуару очень помогала Эмма Тимиргазина, она в прямом смысле стояла рядом во время спектакля и подсказывала: сейчас свет поменять, а вот сейчас – декорации. А на премьерах Таня доходила до всего сама.
Как много дало ей сотрудничество с известными режиссерами и балетмейстерами! Юрий Григорович, Андрей Петров, Иркин Габитов, Борис Морозов, Вячеслав Гордеев, Шамиль Терегулов, Михаил Панджавидзе… и совсем еще молодой Ринат Абушахманов... И это не только копилка опыта и уроки мастерства. Общение с такими людьми обогащает духовно, украшает жизнь, никогда не забывается.
- Много значит, что Татьяна Евгеньевна – музыкант, – говорит художественный руководитель балетной труппы народная артистка России и Башкортостана Леонора Куватова. – Она словно рыбка в воде, – чувствует себя уверенно, все знает «от» и «до», делает ответственную, незаметную для зрителей, но такую важную для общего успеха работу. У нее огромный опыт и редкостные организаторские способности. Такой помреж – счастье, надежный помощник дирижеру, артистам!..
Безусловно, знание музыкального материала неоценимо. И в балете, и в опере музыка - отправная точка. В определенные такты одна картина сменяет другую, чередуются декорации, огромную роль играет свет... Сейчас Татьяна Трудоношина ведет балеты и несколько опер (это около пятидесяти спектаклей!). Готовится масштабный оперный спектакль – «Садко» на музыку Николая Римского-Корсакова, он тоже в ее репертуаре. А еще сотрудничество с Башкирским хореографическим колледжем. Как все удержать в голове?! Ее рабочие клавиры сплошь пестрят пометками, подсказками.
Самая трудная работа - это Гала-концерты балета. Особенно фестивальные. В такие вечера на театральной сцене выступают приезжие артисты. Каждый из них привозит новые, незнакомые номера. Как известно, современные хореографы большое внимание уделяют именно свету. Репетиция во время фестиваля бывает чаще всего одна. И Татьяне Евгеньевне с лету приходится запоминать десятки разноплановых выступлений.
- Выручает то, что с музыкой дружу, - улыбается Трудоношина (согласитесь, и фамилия у нее - говорящая!).
У Татьяны Евгеньевны репутация незаменимого человека, невозможно представить себе спектакль без нее. Бывает, случаются форс-мажоры. Любой вопрос решается молниеносно. И критику она выслушивает спокойно, никогда не перекладывает ответственность на другого. Может вспылить, но все знают: только по делу. Всегда переживает за артистов. В ответ на комплименты лишь улыбается: работа превратилась бы в каторгу, если бы вокруг не трудились профессионалы.
- Важный момент, - поделилась Татьяна Евгеньевна, - я готовлю себе замену. Это Мария Тагирова (Латыпова), оперный концертмейстер, ей интересен и балет. Без меня ведет современную хореографию. Отдала ей «Лебединое озеро», «Щелкунчик», Мария постепенно входит в нашу специфику, ей нравится, у нас полное взаимопонимание. Надеюсь, у нее все получится.

Нина ЖИЛЕНКО.
Снимки предоставлены автором материала.


Дата создание новости 16-09-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 452     Номер: 64(13626)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.