За все в ответе помощники режиссера, или Помреж держит руку на пульте!
В зале медленно гаснет свет. Раздаются первые звуки музыки. Распахивается занавес...Задумывались ли зрители, приходящие на спектакль, по чьей команде начинают работать звукорежиссеры и осветители, выходят на сцену актеры, а за сценой трудятся еще как минимум два десятка человек – монтировщики, костюмеры, реквизиторы, гримеры, постижеры?.. Конечно же, каждый из них отлично знает свои обязанности, но слаженность всем театральным цехам задает, подобно дирижеру в большом оркестре, помощник режиссера.
Ни в одном институте нет такой специальности – азы уникальной профессии передают, что называется, «из уст в уста». Правила и неписанные законы постигают за кулисами, в процессе работы.
На профессиональном сленге их называют «помрежами». Уважают за ответственность и принципиальность, порой побаиваются за строгость, благодарят за помощь и отзывчивость и любят за фантастическую преданность театру.
Без этих качеств хорошим помощником режиссера стать невозможно. Добавьте к сему внимательность, стрессоустойчивость, находчивость, а кроме этого – эрудицию, мудрость, такт, деликатность – и вы получите приблизительный психологический портрет людей, занимающих на театре эту должность.
Думается, коллективу Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан с помощниками режиссера повезло. До недавнего времени их было двое – Марина Люлина и Юлия Рудакова. У каждой из них свой характер, свои особенности, свои «кнуты» и «пряники». Своя театральная биография, наконец.
…Время неумолимо и настойчиво движется вперед, многое оставляя за чертой минувшего. Но благодарная память хранит для нас тех, кого забыть невозможно. Актер Юрий Терешкин буквально ворвался в театральный мир. Яркий, безумно талантливый, харизматичный, он сыграл трагически мало – Илья Ильич Быков в «Касатке», Алан Стрэнг в «Эквусе», Дональд Бейкер в «Этих свободных бабочках». Но он успел сказать со сцены так много и так много дать своим партнерам, что его уход стал потрясением для всех. Его любили, любили его родных. Многие знали, что сестра Марина не раз просила у брата разрешения попробовать прийти работать в театр, но всегда получала суровый отказ... Потому, когда после гибели Юры в ее доме раздался звонок директора театра Вячеслава Стрижевского, она уже успешно работала в школе, преподавала историю. Но отказаться не смогла.
Сначала Марина Юрьевна Терешкина-Люлина заведовала театральным музеем, бережно по крупицам восстанавливала страницы истории Русского драматического. Потом перевелась в костюмерный цех, и несколько лет осваивала эту, лишь на первый взгляд несложную, профессию. Должностью своей гордилась. Но наступил момент, когда она поняла, что надо двигаться дальше. Театру нужен был помощник режиссера, и она рискнула написать творческую заявку.
С благодарностью вспоминает Марина свою наставницу, «вторую маму», легендарного помрежа Русского драматического театра Валентину Буркову. Быть может, потому сейчас так уверенно работает Марина Юрьевна на самых напряженных, насыщенных постановках, что в самом начале пути получила такую мощную профессиональную «закваску». Целый год Валентина Константиновна учила, советовала, поправляла. Выпускать один из самых своих первых технически сложных спектаклей – театральную фантазию «Черный иноходец» – Марина должна была уже самостоятельно. Переживала, волновалась. Но еще больше волновалась за молодую коллегу Буркова – весь премьерный показ простояла за порталом, спрятавшись в кулису. «На всякий случай!» – сказала она, обнаруженная в своем укрытии, после того как смолкли зрительские аплодисменты.
Работа помощника режиссера начинается задолго до того момента, когда спектакль выходит на финишную прямую. Начиная с «застольного периода», когда режиссер только читает актерам пьесу, помреж уже приступает к своим обязанностям – правит текст, если это необходимо, фиксирует изменения. Когда артисты только-только выходят на сцену, он следит за правильностью расстановки «выгородки» – театральными ширмами намечаются рельефы будущих декораций, к тому же просит реквизиторов и костюмеров найти подходящие очки, саквояжи, картины, картонки, плащи и шляпы – ведь те, что будут «работать» позже в спектакле, еще только шьются, клеятся, вытачиваются, одним словом, творятся.
Обычно именно помощники режиссера ближе к премьере, чаще всего за полночь, когда обессилевших актеров отпускают немного отдохнуть, стоят на сцене, вслушиваясь в команды, которые раздаются из темноты зрительного зала: «Пройди вперед, встань левее! Еще!.. Теперь наверх, вправо!» Это художники ставят свет, а помреж «ходит по точкам», повторяя актерские мизансцены и проверяя, попадет ли туда луч прожектора... Чтобы утром, с актерами не тратить драгоценное время…
В голове помощник режиссера держит невероятное количество информации – но, как говорит Марина Юрьевна, если во время выпуска спектакля все рассчитать, то лишняя, мешающая суета уйдет, и за кулисами во время проката спектаклей будет порядок и дисциплина.
Однако никто не застрахован от случайностей. Экстренные ситуации во время спектакля происходят, хоть и не часто, но требуют от помрежей почти мгновенных реакций – любую проблему надо постараться решить так, чтобы зритель ничего не заметил!
Вращение сцены позволяет по ходу спектакля быстро изменить место действия. Был, к примеру, сад – а через половину оборота сценического круга перед нами предстают внутренние покои дома. Удобно? Бесспорно. Но как быть, если вдруг прямо во время спектакля круг этот, как и любые механизмы, вдруг дает сбой, и ни на какие манипуляции помрежа, управляющего им со своего режиссерского пульта, не реагирует? Дать занавес? Невозможно! Может быть, это прозвучит немного пафосно, но это почти как остановить жизнь – нереально! Еще несколько попыток нажатия на кнопку, несколько учащенных ударов сердца... Решение принято!
Сейчас это уже стало театральной байкой, но однажды на спектакле круг напрочь отказался поворачиваться. Секунду спустя прозвучала команда Марины Юрьевны: «Господа артисты, вручную выносим мебель из арьера на авансцену!» Благо, это были всего лишь легкие плетеные стулья! Элегантно обыграв свои «мебелированные» выходы, актеры уже готовы были начать диалог, как пресловутый круг, каким-то образом, запоздало среагировав, начал вращаться! Уже почти привычным жестом каждый подхватил свою ношу, и отправился на противоположный конец сцены, мысленно надеясь, что круг таки свершит свой оборот до нужного отметки и не замрет в промежуточном положении.
Не берусь предположить, что в такие моменты происходит в голове и в душе помрежа… И без любви к театру справиться было бы невозможно!
«Сначала для меня театр был памятью о Юре, – делится Марина. – По этому коридору он шел, выходил на эту сцену. И долгое время я была для многих здесь «Юриной сестрой». Никогда во мне это не вызывало ревности – я очень его любила! Но вдруг настал момент, когда я стала собой! В этом году исполнится ровно двадцать пять лет, как я служу в театре. Театр – это то, без чего я не могу жить! Да, порой накатывает волна усталости… Но тут же вдруг ясно понимаешь, что представить себя вне театра невозможно!»
Невозможно, быть может, еще и потому, что вся семья Марины – муж, сын и дочь – тоже оказалась втянута в «театральные сети». Михаил Николаевич возглавляет осветительский цех ГАРДТ РБ, Данил работает под его началом, Полина получила актерское образование. И такая мощная взаимная поддержка, конечно же, выручает в трудную минуту!
…Помрежами не рождаются. Чаще всего путь к режиссерскому пульту лежит через освоение других театральных профессий. В семнадцать лет Юлия Рудакова уже точно знала, что она хочет быть режиссером! Вот только в творческих вузах бытует мнение (во многом верное), что поступать на такую специальность следует людям с жизненным и творческим багажом. Так что, оставив себе после школы год на подготовку, Юля отправилась в Русский драматический театр и устроилась в бутафорский цех – за плечами была художественная школа. За тот первый для себя сезон она действительно многое узнала о театральной «кухне». Потом получила режиссерское образование в Самарском государственном институте культуры и искусства, десять лет проработала режиссером-педагогом в школе искусств, где вела уроки театра. А вернувшись по семейным обстоятельствам в Уфу, в 2003 году была принята на должность помощника режиссера.
На вопрос, что самое сложное в этой профессии, Юлия задумывается и через паузу отвечает: «Сложный спектакль для меня – это когда я не понимаю, для чего он создается… Когда режиссер берет прекрасный материал, но не знает, о чем он ставит и зачем… А технические проблемы всегда можно решить! Помощник режиссера – это не просто вспомогательная организаторская функция. Здесь остро необходимо хорошее образование, потому что оно дает определенное мировоззрение, мироощущение. Нужно быть в контексте происходящего в театральной сфере, понимать процессы».
Хотя, признается Юлия, все спектакли, которые создаются в театре, становятся дороги сердцу – какие-то рождаются легко, какие-то приходится «выхаживать». Даже если на премьере что-то не складывается, позже почти все они прирастают смыслами, влюбляют в себя.
Есть постановки, которые идут на сцене много лет, в них вводят новых актеров, значит, возобновляются репетиции. И эта жизнь спектакля становится частью творческой биографии помрежа. Расставаться с каждый спектаклем бесконечно жаль.
Это может показаться для непосвященных странным, но помощники режиссера почти никогда не видят спектакли из зала. Работая изнутри, они смотрят их из кулис, часто, когда сделаны почти «глухие» декорации, лишь слышат их или наблюдают на экране пульта. Но все равно и у Марины, и у Юлии есть свои «фавориты» – когда вдруг забываешь о работе и, кажется, полностью растворяешься в действе.
«Банально, но факт, – говорит Юлия. – Даже если ты не находишься в театре в тот или иной момент, театр все равно внутри тебя – так что это наша жизнь. И жить такой жизнью мне нравится!»
Сегодня в Русском драматическом театре работают Большая и Камерная сцены, и вечерами спектакли на них часто идут параллельно. А еще могут быть репетиции и гастрольные поездки (выездные спектакли – это отдельная глава из жизни помрежей)! Потому назрела необходимость еще в одном человеке. И он, как вы можете догадаться, был найден среди «своих»!
...Динара Габдуллина (известная зрителям под фамилией Хайретдинова) – одна из немногих «балетников», кто пришел на кастинг в «Голубую камею», получил «добро» и работает в мюзикле до сих пор! Со временем появились в ее репертуарном листе и другие спектакли. Благодаря накопленному опыту и уже приобретенной внутренней ответственности за происходящее на сцене, она стала замечать у молодых коллег, недавно введенных в спектакли, то слишком яркий маникюр, то небрежно уложенные пряди волос. Мягко и тактично подсказывала, объясняла, почему этого делать нельзя. Перед декретным отпуском отработала «юбилейную» двухсотую «Камею» и расплакалась – а вдруг не получится вернуться? Неужели все? Профессия юриста, думается, не дала бы ей пропасть, но «вирус» театра уже поселился где-то глубоко внутри. Поэтому она, получив предложение от руководителей ГАРДТ РБ попробовать себя в качестве помощника режиссера, с радостью, хотя и не без опаски, вступила на этот непростой путь. Спектакль «Доказательство» стал ее первой премьерой в новом статусе. Ответственность ощутила в полной мере, а вот испугаться не успела. Может быть, потому что рядом были добрые наставники – Марина Люлина и Юлия Рудакова, первыми поздравившие ее с «боевым крещением»?
…Перед началом спектакля за сценой и в актерских коридорах многолюдно. Но броуновское движение в какой-то момент успокаивается и все замирают в ожидании: по трансляции, охватывающей каждый уголок закулисья, раздается голос помрежа: «Электроосветители начали, звукооператоры приготовились»... Значит, все в порядке – помощник режиссера держит руку на пульте! Или скорее, на пульсе сложного, прихотливого организма – театрального спектакля!
Елена ПОПОВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
6-03-2020 (0) Просмотров: 2 176 Номер: 16(13395) Версия для печати