Три ипостаси творчества Эммы Тимиргазиной
Шестидесятипятилетие творческой жизни в балетном искусстве отмечает в нынешнем январе заслуженная артистка БАССР Эмма ТИМИРГАЗИНА.
1960-е годы – время моего активного знакомства с башкирским балетом. Тоскуя по Кировскому театру, я неожиданно нашла своей душе отраду: оказалось, что в Уфе процветает именно вагановская школа, основу труппы составляют выпускники Ленинградского хореографического училища.
Помню, пришла на «Лебединое озеро», прочитала в программке тогда еще не знакомую мне фамилию исполнительницы главной партии - Эмма Тимиргазина. С первых «лебединых» па я почувствовала: у молодой балерины крепкая школа, прыжки, вращения исполнялись чисто, легко. Ее Одетта была трогательно беспомощной, но не смирившейся. Психологические нюансы образа говорили о безусловном драматическом даровании танцовщицы. Очевидным было ее стремление продолжить одну из прекраснейших традиций русской классики – одухотворенность танца.
А как же она «перепрыгнет» через свою пронзительную лиричность в партии Одиллии? Поэтичной натуре нелегко передать агрессивность, злой натиск, желание мстить. Тем не менее танец у Эммы получился темпераментным, выразительным. А я с тех пор с интересом следила за карьерой балерины.
Восьмилетней девчушкой привели ее в театр на балет Делиба «Коппелия» с Зайтуной Насретдиновой в главной партии. «Балет – самое прекрасное, что есть на свете!» – с восторгом подумала она.
В 1947 году в Уфе набирали детей для учебы в Ленинградском хореографическом училище. Желающих была тьма, около двухсот человек. Но опытнейший балетный педагог Варвара Павловна Мей отобрала только пятнадцать. Среди них оказалась и она, счастливица Эмма Тимиргазина, а еще - Фирдаус Нафикова, Эльза Сулейманова, Венера Галимова, Ильдус Хабиров, Алик Бикчурин, Дамира Буренкова...
Девять ленинградских лет запомнились Эмме как непрерывный поток счастливых впечатлений, мгновений, хотя и заполненных до предела. Заполненных учебой, трудом до седьмого пота, постижением основ и тонкостей классического танца, выступлениями в спектаклях Кировского театра рядом с такими звездами, как Наталья Дудинская, Константин Сергеев, Татьяна Вечеслова, Инна Зубковская, а также многочисленными концертами в училище и по городу. С первого до последнего класса их вела Найма Валеевна Балтачеева, которая, протанцевав двадцать лет на сцене Кировского театра, затем стала прекрасным педагогом.
Не обходила их вниманием и сама Агриппина Ваганова. А в судьбе Эммы она приняла особое участие: после болезни девочку хотели оставить на второй год, но Агриппина Яковлевна, веря в ее способности, настояла на переводе.
В 1956 году Эмма Тимиргазина стала солисткой балетной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета. В это время на сцене блистали Зайтуна Насретдинова, Тамара Худайбердина, Гузель Сулейманова, Майя Тагирова... Было у кого учиться. Но... и завоевать свою нишу оказалось непросто. На ее счастье, в труппе работал хороший балетмейстер, бывший солист Большого театра и театра в Белоруссии Семен Владимирович Дречин. Он заметил способности молодой балерины и не остался равнодушным к ее участи. Прививал благородство исполнительской манеры, убеждал, что танец надо пропускать через сердце. Он учил Эмму работать, оставляя сто потов в репетиционном зале, вынося затем на сцену ощущение легкости и воздушности. Под руководством Дречина Эмма Тимиргазина станцевала свою первую главную партию - в балете «Сольвейг» на музыку Эдварда Грига.
Балерине везло на хороших наставников. Ее пестовал Халяф Гатеевич Сафиуллин. Именно с ним она подготовила партию Одетты-Одиллии. А в поставленном им балете «Буратино» на музыку Наримана Сабитова стала очаровательной Мальвиной.
Педагогом-репетитором была Зайтуна Агзамовна Насретдинова, кумир ее детских лет. С каждым спектаклем героини Тимиргазиной совершенствовались, наполнялись все более насыщенными красками. Зайтуна Агзамовна строго следила за чистотой, техничностью исполнения, но, пожалуй, еще строже требовала глубокого осознания роли.
За двадцать два года заслуженная артистка республики Эмма Тимиргазина создала на сцене образы, одухотворенные ее индивидуальностью, в лучших классических балетах: Аврора в «Спящей красавице», Маша в «Щелкунчике» Чайковского, Мария в «Бахчисарайском фонтане» Асафьева, Жизель в одноименном балете Адана, Анель в «Голубом Дунае» на музыку Штрауса... Ее считали танцовщицей лирического плана, хотя Тимиргазиной всегда хотелось исполнять партии более темпераментные. Любимым спектаклем стал «Дон Кихот» Людвига Минкуса. О Китри мечтала с детства, с училища. Стихия ликующего, искрометного танца завораживала, увлекала. Озорная, жизнерадостная, влюбленная героиня была ей близка и понятна.
В Башкирском государственном театре оперы и балета «Дон Кихот» шел в постановке балетмейстера «Мариинки» Бориса Михайловича Брускина. Именно этот спектакль наша героиня выбрала для своего прощального бенефиса 25 декабря 1977 года. Заслуженная артистка России Майя Тагирова, которая к тому времени окончила ГИТИС и освоила еще профессию критика-балетоведа, тогда написала: «Партия Китри - самое совершенное создание Эммы Тимиргазиной. Ее Китри озорна, смела и предприимчива. Она - дитя улицы, любимица пестрой, веселой толпы. Жизнерадостность, энергия, темперамент бьют в ней ключом. Танец балерины свободен от штампов. Она по-своему решает каждый эпизод, каждую вариацию заставляет смотреть с интересом. Тимиргазина не старается танцевать эффектно, все в ней просто и жизненно». Закончила Майя Авзаловна статью словами: «Лучшими ролями балерина сказала свое слово в башкирском искусстве».
Эмма Тимиргазина хотела бы еще долго танцевать, но болезнь глаз, операция, не дали ей такого шанса. Тогдашний главный балетмейстер театра Эрки Тан уговорил артистку остаться в БГТОиБ педагогом-репетитором. И сам активно помогал освоить это новое для нее дело, требуя присутствия на всех репетициях.
Уход со сцены дался нелегко. Хотелось порой вместо своих подопечных вылететь на сцену и танцевать, танцевать... Но постепенно свыклась и не заметила, как увлеклась новой работой. К тому же в ней открылись балетмейстерские способности. Генрих Майоров ставил в театре балет Карена Хачатуряна «Чипполино», Эмма ему ассистировала. Позже она помогала ему в Воронеже, а в 1991 году, когда Майорова пригласили в Челябинский театр, он рекомендовал вместо себя Тимиргазину. Челябинск - не чужой для нее город. Это родина отца, и сама она появилась на свет в деревне Бурино Челябинской области. Наверное, поэтому в том краю ей было тепло и уютно. Вскоре земляки позвали поставить балет «Дон Кихот», и Эмма Мухаметвасиловна с радостью перенесла на челябинскую сцену редакцию Бориса Брускина, в которой сама танцевала, все прекрасно помнила. Премьера прошла блестяще. Ей предложили стать художественным руководителем челябинской труппы, где она успешно проработала до 2002 года.
С тех пор заслуженная артистка Башкортостана Эмма Тимиргазина преподает в Башкирском хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева, и это приносит ей удовлетворение. В балетной педагогике немало рутинного, процесс трудоемкий, длительный, рассчитанный на результат, иногда ох какой неблизкий. У детей разные данные, способности, у каждого свой характер. Но подыскивать «ключики» к их сердцам так интересно!
Получается, Эмма Тимиргазина познала три ипостаси балетного творчества: танец на сцене, балетмейстерская работа и, наконец, педагогическая стезя.. Столько прожито сценических жизней на радость зрителям, столько поставлено танцев, столько учеников выращено и воспитано в лучших традициях лучшей в мире балетной школы… Это огромный вклад в искусство не только в масштабе республики, но и в общероссийском. Творческая деятельность балерины, хореографа, педагога отмечена Почетной грамотой министра культуры Российской Федерации. Грамота называется красиво, тепло и точно: БЛАГОДАРНОСТЬ. Благодарность за большой вклад в развитие культуры, многолетнюю плодотворную работу.
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото из архива автора.
Фото из архива автора.
21-01-2022 (0) Просмотров: 919 Номер: 4(13566) Версия для печати