$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Золотые руки

Серой тучи тепло, белой пены душа...


 Серой тучи тепло,  белой пены душа...

“Шаль вя-за-ла, шаль вя-за-ла!” Дорога от Исянгулово до Уфы неблизкая. А вот под песни да частушки время пролетело соколом - “Газелька” весело зарулила на одну из ярмарочных площадок, что напротив бывшего кинотеатра “Аврора”. Разложили наши тетушки по прилавку теплые воздушные шали да платки, оглянулись: где первые покупатели? А пока и снова спеть можно. А то и сплясать!

“Хаумыхыгыз, зиянчуралар!” - кричу уже на подходе землячкам моей мамы. Веселый гвалт в ответ - маму узнают. И начинают успешно вводить в смущение меня: “На мать похож. Вылитый бит, э!” - “Да нет! В отца!” Вот шельмы! Навожу порядок: “Давайте поговорим для газеты. Рассказывайте про ваши шали!” - “А ты разве журналист?” Соседка одергивает товарку: “И-и юнхез (“бестолковая”), он же в газете работает!” Смех, гомон, снова гармонь швыряет окрест свои переливы.
- Шали берут хорошо, наверное, уже половину распродали, - говорит Анзима Атнагулова из деревни Бикберда. - А подробно вам все наш руководитель расскажет.
Возглавляющая делегацию зиянчуринцев на ярмарке башкирской пуховой шали директор районной сети библиотек Назира Каримова праздником довольна: “Да, берут хорошо, и весело у нас тут, как видите. Мы привезли десять мастериц, представляющих самые богатые шалями деревни: Байыш, Яныбай, Абзан, Утягул, Бикбау... У нас в районе предварительно прошел конкурс шали - с присвоением мест, даже званием “Гран-при”. И вот лучшие вы видите здесь”.
...Обладательница Гран-при Зульфия-апа Бикбулатова незло ворчала: “А вот не буду продавать такую красоту. Гран-при, понимаешь! Кто это оценит? Уф!” “Я оценю! - подошла женщина. - Сколько за нее хотите?” Зульфия-апа прищурилась: “Пять тыщ!” - “Беру!”
К сожалению, я не успел стать свидетелем этой удачной сделки, и о ней мне в красках поведала Назира-ханум. “Ну, хоть расскажите, - прошу я, - чем хороша, чем так изумительна супершаль? Рисунком? Мягкостью? Теплотой?” Моя собеседница, улыбнувшись, задумалась на мгновение. “Знаете, если попробовать сказать одним словом... Хорошая шаль - она как облако. Такая же невесомая и пушистая”. А ведь точно сказано. Темно-серые шали - словно осенние дождевые тучи. А белые паутинки - облака, которыми мы любуемся летом. Я погружаю ладони в удивительно нежный пух, в котором живет тепло сильных рук этих женщин. Женщин, которых не напугать никакими трудностями: дома и за детишками присмотрят, и муж сыт-доволен, а когда все уснут, без устали перебирают пух, и прядут, и вяжут...
Мой вопрос о том, чем славится хорошая шаль, одной из стоящих рядом покупательниц, наверное, кажется глупым, и она начинает пояснять: “Это же местный пух, от башкирской козы, и шали из него с другими не спутаешь”.
Оттеснившая меня от прилавка строгая бабуля вдруг достаёт... спички: “Щас проверим!” Поджигать собралась? Но вижу, что это совершенно не пугает хозяйку шали Зарию Рахмангулову. Напротив, она охотно подставляет пуховый уголок, вытянув из него какую-то ниточку: “Это нитяная основа шали, которую называют “катлык”. Она вяжется вместе с пухом и придает изделию прочность. А апа хочет проверить, не из искусственного ли волокна катлык”. Запалив уголок, “поджигательница” остается довольной: “Не обманываете. Харош шаль!”
Вижу, висит белая паутинка с вывязанным узором - мечетью Ляля-Тюльпан. Много ли создают подобных шалей-”картин”? “Да нет, - говорит Зария Рахмангулова. - Ценится традиционный узор и, конечно, тепло шали. А если надо “картинку” - то пожалуйста”.
Делегация зиянчуринцев, конечно, самая солидная, но надо же познакомиться и с соседками. Вот мастерицы из Кугарчинского района. На спрос не жалуются, настроение - на уровне. “А вон, бабулька чуть поодаль - тоже ваша?” - “И-и-и, это городская спекулянтка! Примазалась тут...” - “Не гоните ее?” - “А зачем? Разве не видно, какие шали у нас, а какие у нее?!”
Возле палатки с пышущим самоваром - небольшая, но дружная “команда” из Мелеузовского района: “Давай, мимо не проходи! Скидку хорошую дадим! У нас эта... Как щас модно-то? А! Акция!” Мы смеемся.
Да уж какая акция! И так цены на этой ярмарке божеские: пуховые шали - от полутора тысяч до трех, хорошую “паутинку” можно взять за восемьсот. Непосвященному эти цифры могут показаться немаленькими. Но качество!
Не хочется уходить с ярмарки, организовали которую Минкульт республики, Республиканский центр народного творчества и Администрация Кировского района столицы. Таковая уже по определению, по самой своей сути обречена на успех. И праздник тебе, и польза всем: у одних зиянчуринцев в этот день ушло, что называется влет, более восьмидесяти шалей!
Разошлись, разлетелись “облака” по уфимским домам - греть городские косточки. А мастерицы наши сели в свою “Газель” - пора и домой, заждались там небось. Гармонист! Давай инде! “Шэль бэй-лэ-нем, шэль бэй-лэ-нем!..”

Вячеслав ГОЛОВ.
Фото автора.

 Серой тучи тепло,  белой пены душа...

Дата создание новости 31-10-2013   Комментарии (0)   Просмотров: 1 347     Номер: 209(12357)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.