«В каждом поколении мы выходим из Египта»
Еврейская община Башкортостана 5 апреля встретила начало светлого весеннего праздника, посвященного Исходу, состоявшемуся 3333 года назад после 430-летнего пребывания евреев в египетском рабстве.
Песах – один из важнейших праздников, когда отмечается освобождение евреев и начало их существования как народа. Название «песах» (буквально - «миновал», «прошел мимо») связано со спасением людей во время последней из 10 казней египетских, предшествовавших Исходу. Всевышний повелел верующим принести в жертву ягненка и помазать кровью косяки дверей, чтобы Ангел смерти прошел мимо еврейских жилищ. А жертвенное мясо полагалось съесть с горькими травами и опресноками. С течением времени в память об этом тяжелом, но судьбоносном времени сложился особый порядок празднования седер Песах. Главное событие этого дня - ритуальная трапеза, которая проходит в семейном кругу и отмечается в установленном порядке.
Предшествует празднику поиск и уничтожение квасного хлеба (хамец), который нельзя употреблять в эти 8 дней, как и продукты из пшеницы, ржи, овса, бобовых, перловки, полбы, а также горчицу: все они могут забродить. Поиск хлебных крошек превращается в настоящий детектив с участием детей. То, что не уничтожается, «продается» неевреям.
В послевоенные годы в СССР было сложно отмечать иудейские праздники, но тем не менее в каждой семье знали важные даты, пользуясь календарями, которые печатались в Москве. Следует отметить, что до Октябрьской революции в уфимских адрес-календарях в отдельные годы печатались наряду с другими даты еврейских праздников как в христианском, так и в иудейском летосчислениях.
Одна из заповедей Торы гласит, что каждый иудей должен помнить об Исходе и чувствовать себя так, будто это он сам вышел из Египта («в каждом поколении мы выходим из Египта»). Поэтому одно из названий праздника звучит так - «время нашей свободы». В ночь седера в семейном кругу следует рассказывать о нем, читать специальный сборник - Пасхальную агаду («Рассказ о Песахе»). На праздничном столе возле главы седера (обычно это отец семейства) ставят свечи, блюдо с тремя листами мацы, над которыми произносят благословения. На специальное блюдо (кеара) в определенном порядке выкладывают ритуальную пасхальную еду, символизирующую собой повествование об Исходе. Это кусочек жареного мяса на косточке – символ пасхальной жертвы. Яйцо, сваренное вкрутую, символизирует жизнестойкость народа, а марор - горькая зелень, которую съедают с мацой и мясом жертвенного ягненка, должна напомнить о горечи рабства. Кроме этого, на стол подается харосет – смесь из тертых яблок, молотых орехов, вина и корицы - в память о глине, из которой делали кирпичи для строительства дворцов фараонов и вельмож. Карпас - нарезанные кусочками вареные овощи (например, картофель) или любой вид не горькой зелени за трапезой обмакивают в соленую воду, вспоминая слезы далеких предков, пролитые в Египте.
В течение пасхального седера нужно выпить четыре бокала вина или виноградного сока. Каждый из них символизирует этап Исхода. В честь физического исхода выпивается первый бокал, второй - в знак избавления от служения египтянам, от подчиненности их богам, культуре и системе ценностей; третий - в честь избавления от преследования и четвертый – за то, что, пройдя через все трудности и получив Тору, евреи стали наконец народом Бога.
В конце седера ставится символический пятый бокал, предназначенный пророку и праведнику Элияу. На столе обязательно должна быть маца: не менее одного листа на человека. Маца ручной работы обычно круглой или овальной формы, машинной – квадратная.
Помню, как наши соседи пекли мацу, правда, элитную, очень вкусную, с добавлением яиц (это нелогично, так как в пустыне печь такую было невозможно). Специальным колесиком, как обычно, а иногда просто вилкой делали дырочки. Мне довелось видеть, как в Москве готовились отмечать Песах в годы перестройки. Из Хоральной синагоги на улице Архипова (ныне Большой Спасоглинищевский переулок) шли толпы людей со счастливыми улыбками, неся коробки с мацой и мешочки с мацэмэл – мукой из мацы, из которой можно приготовить блинчики, кнейдлэх.
Приведу воспоминания потомков старожилов нашего края – светлая им память! Яков Данилович Сокорянский, правнук одного из первых евреев Башкирии: «У бабушки в особом шкафчике хранилась красивая пасхальная посуда, которой пользовались только в этот праздник. Стол покрывался нарядной скатертью, и на нем выставлялись угощения – маца, заливная рыба, пудинги, рулетики, оладьи, кнейдлики (шарики) из мацы в курином бульоне». А вот что рассказывала Лидия Николаевна Булганина: «Моя прабабушка Хана, дочь николаевского солдата и жена сына кантониста Хацкеля Павлукера, вернувшегося после службы в одной шинели, славилась своим умением изготавливать домашнее вино из разных сортов изюма. Говорят, к ней обращались перед Пасхой все евреи Уфы. Она усаживала своих внуков вечерами перебирать этот изюм, а есть его не разрешала. Но ребятишки были сметливыми: то и дело роняли изюм на пол, а с пола уже для вина он не годился».
Бася Самуиловна Вагнер, дочь самого активного члена уфимской религиозной общины Самуила Гершова, вспоминала: «Родители строго соблюдали все религиозные законы. Даже в самые трудные голодные времена ели только кошерную пищу, не мешали мясную посуду с молочной, пасхальную посуду и пищу с «хамец». После закрытия синагоги мацу стали печь по домам. В 1931 году у нас дома собирались несколько семей – родные, друзья, соседи, чтобы испечь мацу. Женщины делали тесто, раскатывали, прокалывали его, мужчины на деревянных лопатах помещали в печь и вынимали после выпечки. Кто-то донес об этом, отца обвинили в незаконных доходах, описали и вывезли почти всю мебель, швейную машину. Его потом оправдали, но было поздно. После войны мацу заказывали в Москве или Ленинграде. Я до сих пор собираю детей и внуков на первый пасхальный седер и хотя бы в этот вечер запрещаю им есть хамец». Потомки Вагнер – дочь Софья, внуки Мордехай и Давид Давлетгареевы – следуют завещанным традициям.
Празднование Песаха в Уфе нынче прошло очень тепло: собравшиеся читали вслух агаду (по-русски), слушали истории, рассказанные главным раввином Уфы и Башкортостана Даном Кричевским, вместе с ним пели – словом, ощущали себя единой семьей, хотя не все были евреями.
Хорошим подарком к празднику стала очередная премьера в уфимском еврейском музыкально-драматическом театре «Шалом-
Алейхем» комедии «Ктуба. Семейные радости» известного израильского драматурга Эфраима Кишона в постановке Алексея Лаптева.
Александр ГОЛЫНКО.
10-04-2023 (0) Просмотров: 515 Номер: 24(13677) Версия для печати