$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

«В каждом поколении мы выходим из Египта»


«В каждом поколении мы выходим из Египта»

Еврейская община Башкортостана 5 апреля встретила начало светлого весеннего праздника, посвященного Исходу, состоявшемуся 3333 года назад после 430-летнего пребывания евреев в египетском рабстве.
Песах – один из важнейших праздников, когда отмечается освобождение евреев и начало их существования как народа. Название «песах» (буквально - «миновал», «прошел мимо») связано со спасением людей во время последней из 10 казней египетских, предшествовавших Исходу. Всевышний повелел верующим принести в жертву ягненка и помазать кровью косяки дверей, чтобы Ангел смерти прошел мимо еврейских жилищ. А жертвенное мясо полагалось съесть с горькими травами и опресноками. С течением времени в память об этом тяжелом, но судьбоносном времени сложился особый порядок празднования седер Песах. Главное событие этого дня - ритуальная трапеза, которая проходит в семейном кругу и отмечается в установленном порядке.
Предшествует празднику поиск и уничтожение квасного хлеба (хамец), который нельзя употреблять в эти 8 дней, как и продукты из пшеницы, ржи, овса, бобовых, перловки, полбы, а также горчицу: все они могут забродить. Поиск хлебных крошек превращается в настоящий детектив с участием детей. То, что не уничтожается, «продается» неевреям.
В послевоенные годы в СССР было сложно отмечать иудейские праздники, но тем не менее в каждой семье знали важные даты, пользуясь календарями, которые печатались в Москве. Следует отметить, что до Октябрьской революции в уфимских адрес-календарях в отдельные годы печатались наряду с другими даты еврейских праздников как в христианском, так и в иудейском летосчислениях.
Одна из заповедей Торы гласит, что каждый иудей должен помнить об Исходе и чувствовать себя так, будто это он сам вышел из Египта («в каждом поколении мы выходим из Египта»). Поэтому одно из названий праздника звучит так - «время нашей свободы». В ночь седера в семейном кругу следует рассказывать о нем, читать специальный сборник - Пасхальную агаду («Рассказ о Песахе»). На праздничном столе возле главы седера (обычно это отец семейства) ставят свечи, блюдо с тремя листами мацы, над которыми произносят благословения. На специальное блюдо (кеара) в определенном порядке выкладывают ритуальную пасхальную еду, символизирующую собой повествование об Исходе. Это кусочек жареного мяса на косточке – символ пасхальной жертвы. Яйцо, сваренное вкрутую, символизирует жизнестойкость народа, а марор - горькая зелень, которую съедают с мацой и мясом жертвенного ягненка, должна напомнить о горечи рабства. Кроме этого, на стол подается харосет – смесь из тертых яблок, молотых орехов, вина и корицы - в память о глине, из которой делали кирпичи для строительства дворцов фараонов и вельмож. Карпас - нарезанные кусочками вареные овощи (например, картофель) или любой вид не горькой зелени за трапезой обмакивают в соленую воду, вспоминая слезы далеких предков, пролитые в Египте.
В течение пасхального седера нужно выпить четыре бокала вина или виноградного сока. Каждый из них символизирует этап Исхода. В честь физического исхода выпивается первый бокал, второй - в знак избавления от служения египтянам, от подчиненности их богам, культуре и системе ценностей; третий - в честь избавления от преследования и четвертый – за то, что, пройдя через все трудности и получив Тору, евреи стали наконец народом Бога.
В конце седера ставится символический пятый бокал, предназначенный пророку и праведнику Элияу. На столе обязательно должна быть маца: не менее одного листа на человека. Маца ручной работы обычно круглой или овальной формы, машинной – квадратная. 
Помню, как наши соседи пекли мацу, правда, элитную, очень вкусную, с добавлением яиц (это нелогично, так как в пустыне печь такую было невозможно). Специальным колесиком, как обычно, а иногда просто вилкой делали дырочки. Мне довелось видеть, как в Москве готовились отмечать Песах в годы перестройки. Из Хоральной синагоги на улице Архипова (ныне Большой Спасоглинищевский переулок) шли толпы людей со счастливыми улыбками, неся коробки с мацой и мешочки с мацэмэл – мукой из мацы, из которой можно приготовить блинчики, кнейдлэх. 
Приведу воспоминания потомков старожилов нашего края – светлая им память! Яков Данилович Сокорянский, правнук одного из первых евреев Башкирии: «У бабушки в особом шкафчике хранилась красивая пасхальная посуда, которой пользовались только в этот праздник. Стол покрывался нарядной скатертью, и на нем выставлялись угощения – маца, заливная рыба, пудинги, рулетики, оладьи, кнейдлики (шарики) из мацы в курином бульоне». А вот что рассказывала Лидия Николаевна Булганина: «Моя прабабушка Хана, дочь николаевского солдата и жена сына кантониста Хацкеля Павлукера, вернувшегося после службы в одной шинели, славилась своим умением изготавливать домашнее вино из разных сортов изюма. Говорят, к ней обращались перед Пасхой все евреи Уфы. Она усаживала своих внуков вечерами перебирать этот изюм, а есть его не разрешала. Но ребятишки были сметливыми: то и дело роняли изюм на пол, а с пола уже для вина он не годился». 
Бася Самуиловна Вагнер, дочь самого активного члена уфимской религиозной общины Самуила Гершова, вспоминала: «Родители строго соблюдали все религиозные законы. Даже в самые трудные голодные времена ели только кошерную пищу, не мешали мясную посуду с молочной, пасхальную посуду и пищу с «хамец». После закрытия синагоги мацу стали печь по домам. В 1931 году у нас дома собирались несколько семей – родные, друзья, соседи, чтобы испечь мацу. Женщины делали тесто, раскатывали, прокалывали его, мужчины на деревянных лопатах помещали в печь и вынимали после выпечки. Кто-то донес об этом, отца обвинили в незаконных доходах, описали и вывезли почти всю мебель, швейную машину. Его потом оправдали, но было поздно. После войны мацу заказывали в Москве или Ленинграде. Я до сих пор собираю детей и внуков на первый пасхальный седер и хотя бы в этот вечер запрещаю им есть хамец». Потомки Вагнер – дочь Софья, внуки Мордехай и Давид Давлетгареевы – следуют завещанным традициям.
Празднование Песаха в Уфе нынче прошло очень тепло: собравшиеся читали вслух агаду (по-русски), слушали истории, рассказанные главным раввином Уфы и Башкортостана Даном Кричевским, вместе с ним пели – словом, ощущали себя единой семьей, хотя не все были евреями.
Хорошим подарком к празднику стала очередная премьера в уфимском еврейском музыкально-драматическом театре «Шалом-
Алейхем» комедии «Ктуба. Семейные радости» известного израильского драматурга Эфраима Кишона в постановке Алексея Лаптева.
Александр ГОЛЫНКО.

Дата создание новости 10-04-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 515     Номер: 24(13677)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.