Он был из времени первых
Сколько бы праздников ни придумывали для нашего брата журналиста, истинные мэтры гвардии газетчиков продолжают чтить проверенный временем старый добрый и такой надежный День печати, который был учрежден в честь выпуска первого номера ежедневной и наиболее влиятельной в стране газеты «Правда», увидевшего свет 22 апреля (5 мая) 1912 года. Большинство из наших друзей 5 мая обязательно поздравят коллектив «Вечерней Уфы», а вот 13 января в хлопотах по подготовке к старому Новому году, как правило, забывают про День российской печати… Вот и мы, коллектив главной городской газеты, уже перешагнувшей полувековой рубеж, никого не стремясь обидеть, чтим свой майский праздник, обмениваемся крепкими рукопожатиями, а еще вспоминаем своих старших товарищей, тех, кто относится ко времени первых. Сегодня мы предлагаем вам рассказ о корреспонденте Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) по Башкирской АССР Фридоне Бариевиче Каримове, столетие со дня рождения которого его близкие отметят 24 сентября.
О Фридоне Бариевиче, его семье и родителях в нашем издании делится воспоминаниями дочь одного из лучших корреспондентов ТАСС Лия Фридоновна Каримова.
Мой отец Фридон Бариевич Каримов родился 24 сентября 1924 года и жил в очень счастливой семье, полной любви и уважения. Его папа Барий Каримов был экономистом и, по словам родственников, правой рукой Михаила Ивановича Калинина в вопросах экономики. Юношеские годы Бария прошли в Германии, поскольку в Первую мировую войну он был вывезен, в числе большого количества молодежи, в эту страну. В Германии он учился, а потом поступил в музыкальное училище – по классу скрипки. В 1925 году появилась возможность поехать в СССР, и он вернулся домой, в Ленинград. Там он встретил прекрасную девушку по имени Маги Камал, впоследствии ставшую его женой. Барий Каримов был очень образованным человеком, знал шесть языков, седьмой – шведский – в будущем он выучит в сталинских застенках… Он обожал художественную литературу, наверное, поэтому и назвал родившегося сынишку именем любимого героя из поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» – Фридоном.
Мама моего отца была образованной, очень мудрой женщиной, наделенной талантами в приготовлении различных яств. В скором будущем, когда она восемь долгих лет проведет в Магадане, это умение спасет ей жизнь, ведь Маги Камал будет работать на кухне. Кстати, сидела бабушка все эти годы вместе с супругой Николая Бухарина.
...Отец Фридона часто уезжал в командировки и в присланных открытках всегда адресовал семье самые ласковые слова и пожелания. В раннем детстве родители определили Фридона в музыкальную школу для одаренных детей по классу скрипки, и уже в третьем классе он стал лауреатом Ленинграда и Ленинградской области. Надо сказать и о том, что Фридон Бариевич за всю жизнь ни разу не получил ни одной четверки, даже в ходе одной четверти. В страшном 37-м счастье рухнуло! Отца мальчика по доносу арестовали, маму сослали в Магадан, а их сына отправили в детский дом. К счастью, родственникам, которые жили в Уфе, удалось привезти племянника к себе. Так началась уфимская жизнь моего будущего отца. Папу он больше не увидит никогда, а маму будет ждать и верить, что она вернется. В годы Великой Отечественной войны Фридон Каримов служил в Советской армии, играл в военном оркестре, который базировался в Алкино. В 1946 году он поступил в Ленинградский университет имени Жданова, по специальности «журналистика». В 1951-м окончил вуз с отличием и был назначен секретарем многотиражной газеты «Трибуна кировца» в Ленинграде.
…Позднее в своих статьях корреспондент ТАСС Фридон Каримов освещал жизнь Башкирии в целом, но чаще это были темы искусства и спорта. Многократно доводилось ему писать о легендарных мотогонщиках Габдрахмане Кадырове и Борисе Самородове. Фридон Бариевич в беседах с Габдрахманом Кадыровым шутил: можно писать всю жизнь, сначала о мотогонках, о самих спортсменах, а потом об их детях, внуках и так далее…
Как человек Фридон Бариевич Каримов был очень коммуникабельным и обаятельным. Наверное, благодаря этим качествам он был дружен с Нариманом Сабитовым, Загиром Исмагиловым, Михаилом Зайдентрегером, Гилемдаром Рамазановым… Среди его близкого окружения были и писатели, и члены правительства, такие как Зия Нуриев, Тагир Ахунзянов, Зекерия Акназаров, Мидхат Шакиров, а также много других уважаемых людей. В 1952 году на художественном совете в Башкирском государственном театре оперы и балета, куда в обязательном порядке приглашался корреспондент ТАСС, Фридон Бариевич встретился взглядом с оперной певицей Лилией Ахметовной Давлетовой. В тот момент оба испытали необычайное волнение… Безусловно, это была любовь с первого взгляда. И столь высокое, трепетное чувство мои родители пронесли через все тринадцать лет их совместной, такой недолгой, но невероятно счастливой жизни! Став семейной парой, они дали жизнь сыну Эльдару и мне, их дочери. Это была очень дружная и счастливая семья, и, конечно, с ними жила вернувшаяся из «мест, не столь отдаленных» мама Фридона, моя бабушка.
В нашем доме часто собирались гости, и папа всегда играл на скрипке, а мама пела чудесные романсы Рустема Яхина. Особо веселыми были праздники, когда за стол садились Нариман Сабитов и хозяин дома, необыкновенно остроумные и веселые мужчины. Их юмор был настолько искрометным, что смех не умолкал ни на минутку.
В работе папа был высокопрофессиональным журналистом. Сохранилась телеграмма, в которой руководитель ТАСС обращается к отцу с просьбой в срочном порядке написать какой-то материал, заключая послание фразой: «Жму Вашу талантливую руку».
Кстати, помнят в нашем доме и такой факт: в 1960-м после масштабного совещания работников советской печати сто журналистов были приглашены на дачу главного редактора газет «Известия» и «Комсомольская правда» Алексея Ивановича Аджубея, депутата Верховного совета СССР, члена ЦК КПСС, зятя Никиты Сергеевича Хрущева.
В разгар ужина в зал вбежал дежурный и прокричал: «Товарищи, у Каримова родилась дочь!», а кто-то сказал: «Позволю себе поправку: не у Каримова, а у его жены». И сотня лучших журналистов страны подняла бокалы за родившуюся доченьку, то есть за меня.
Папы не стало рано, мне было в это время всего шесть лет. Но я помню, что отец всегда сидел за письменным столом – на нем стоял телетайп, который постоянно работал. А когда я, еще совсем маленькая, входила в его кабинет, папа отрывался от очередной статьи и улыбался какой-то особой, светящейся улыбкой…
Со слов мамы я знаю – когда отец готовил статью, он недели две постоянно думал и думал об избранном для публикации материале и только потом приступал к процессу написания его. Мои родители воспитали нас в лучших традициях. Мой брат Эльдар Фридонович в свое время защитил диссертацию, став кандидатом экономических наук, он создал и возглавил кафедру банковского дела в Башкирском государственном университете, был председателем ассоциации банкиров и все годы вел занятия для студентов в Уфимском государственном авиационном институте. Эльдар очень любил папу, всегда подолгу разговаривал с ним о спорте, они играли в шахматы и много-много полезного и важного обсуждали в своих беседах. Поэтому Эльдарику всегда не хватало папы, ведь ему было всего десять лет, когда отца не стало… Сама я уже сорок лет служу в Среднем специальном музыкальном колледже преподавателем по классу фортепиано...
В 1965 году мой отец, Фридон Каримов, поступил в высшую партийную школу Москвы, а в сентябре 1966-го уже ушел из жизни… Безусловно, судьба его была яркой, успешной, но мама часто вспоминала – не было ни дня, чтобы отец не думал о жестокой несправедливости, которая словно гусеница танка прошла по судьбам его любимых родителей. Конечно, со временем они были реабилитированы, как и большинство пострадавших в те годы людей, но эту несправедливость нельзя ни принять, ни понять...
В те годы корреспондент одного из крупнейших информационных агентств в мире – Телеграфного агентства Советского Союза был достаточно влиятельным человеком в стране. В случае с моим отцом, к примеру, секретарь Башкирского обкома КПСС тех лет Зия Нуриевич Нуриев на все мероприятия государственного уровня всегда лично приглашал Фридона Бариевича Каримова, будь то приезд Никиты Хрущева или другое важное событие, проходившее в Башкирии. А мой отец, имея определенный вес, много помогал людям в решении сложных жизненных ситуаций, и до последних дней он был благодарен родственникам, которые привезли его в Уфу и заботились о нем.
ИЗ ДОСЬЕ «ВУ»
Фридон Бариевич Каримов родился в 1924 году, член КПСС с 1956-го. Трудовую жизнь начал в 1941-м в Башкирской государственной филармонии. В 1946 году поступил учиться в Ленинградский государственный университет, после окончания которого, в 1951-м, был назначен секретарем многотиражной газеты «Трибуна кировца» в Ленинграде. С 1952-го Фридон Каримов работал в редакции республиканской газеты «Советская Башкирия» сначала литературным сотрудником, затем заведовал одним из отделов. В марте 1957-го по рекомендации обкома КПСС он был назначен корреспондентом ТАСС по Башкирской АССР, где работал до 1965-го. В 1965-м Башкирский обком КПСС рекомендовал Фридона Бариевича Каримова на учебу в Высшую партийную школу при ЦК КПСС.
Корреспондент ТАСС Фридон Каримов с неутомимой энергией и знанием дела успешно освещал в советской печати жизнь Башкирии. Его супруга рассказывала о том, что Фридон Бариевич объездил всю республику, сам сидя за рулем служебного «газика». Его корреспонденции и материалы широко публиковались во многих газетах страны, в том числе в «Правде», «Известиях», «Труде», «Комсомольской правде»… Эти тексты, рассказывавшие о многосторонней жизни Башкирии, регулярно передавались за границу для опубликования в иностранной печати. Будучи высокопрофессиональным специалистом, Фридон Каримов принципиально и честно выполнял свой журналистский долг. За плодотворную работу в области журналистики и заслуги в развитии советской печати Фридон Бариевич Каримов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1962 года был награжден медалью «За трудовое отличие».
Лия КАРИМОВА.
НА СНИМКЕ: Фридон Каримов с сыном.
Фото из семейного архива.
НА СНИМКЕ: Фридон Каримов с сыном.
Фото из семейного архива.
3-05-2024 (0) Просмотров: 190 Номер: 30(13774) Версия для печати