Тёплое дыхание Бирска,
или Провидение Ильи Севостьянова
...Снова замелькало за окнами бескрайнее желтое море подсолнухов. Прошло всего полдня – но какими они стали! Мы возвращались в Уфу, испытывая удивительные чувства: к ощущению теплого путешествия во времени – с помнящими благородную, а порой драматичную судьбу города особняками из прошлого, позапрошлого веков, колокольным звоном, историями бытия видных людей маленького купеческого городка – прибавилось еще одно чувство, которое бывает, когда знакомишься с увлеченным, неординарным человеком. Которого, как он сам говорит, Божье провидение направило заниматься благими делами…
Для меня Бирск всегда ассоциировался с роскошным яблоневым садом, в котором мы любили проводить субботний вечер в компании моего старшего коллеги, известного журналиста Юрия Дерфеля и его друга молодости, хозяина сада, преподавателя-баяниста Геннадия Абрамова. Мы неоднократно приезжали сюда в гости, но мои старшие компаньоны, знающие этот городок как свои пять пальцев, поподробнее познакомить меня с ним не спешили: «Ну, городок как городок. Красивый, конечно. Со своей душой. Погуляем еще…» Вот то время и унеслось стремительно в прошлое… Минули десятилетия, а судьба меня сюда больше не заносила. Неужели для меня Бирск так и останется всего лишь яблоневым садом?
…Предложение супруги было и простым, и неожиданным: «Пока мы в отпуске, давай съездим в Бирск. Я уже давно очень хочу там побывать. А еще лучше, если сумеем попасть на экскурсию». Сказано – сделано: в один из теплых дней бабьего лета мы отправились в путь с нашим младшим сынишкой. На выходе из подъезда встретился сосед, который был немного удивлен, узнав, что мы отправились просто погулять по старинному городку. «Бирск? А что там?» – вскинул он брови. «О-о-о, там много чего…» – заинтриговал я его, собственно, не совсем представляя, что же это «много чего» в себя включает. А теперь я готов повторить свою фразу снова – но уже гораздо эмоциональнее.
С экскурсоводом помогла наша коллега Мария, которая дала телефон Ильи, сказав, что экскурсии этого специалиста никого не оставляют равнодушным. Созваниваемся. График бирянина весьма насыщен – он ждет уфимские группы и в предстоящий четверг, и в субботу. «В пятницу сумеете подскочить? Найду для вас время…»
…Въехав в этот действительно очень небольшой городок, мы без труда нашли центральную, Октябрьскую, бывшую Троицкую, площадь, что раскинулась возле Свято-Троицкого собора. Но нас встретил в условленном месте вовсе не Илья, а… «купец Прохор Савельевич». Как идет этому молодому мужчине наряд зажиточного купца! Спокойного, достойного, несуетливого, знающего себе цену и, само собой, вполне довольного своим бытием. И мы отправились в одну из главных достопримечательностей города – дом самого известного купца и мецената дореволюционного Бирска Федора Наумовича Чиркова, что на углу Октябрьской площади и улицы Ленина, бывшей Сибирской. В этом здании когда-то размещались торговые лавки, а на втором этаже располагался доходный дом. Сегодня первый этаж занимает уютный ресторанчик. Мы же прошли в отдельный зал, где раскинулась фотовыставка, рассказывающая об истории города, являясь одновременно и летописью восстановления его святынь. Как волнуют фотографии минувших лет! На одном из снимков с барабаном в руках запечатлен… Георгий Свиридов. Да, знаменитый композитор был в Бирске в эвакуации. Горожане считают, что идея его знаменитой «Метели» появилась именно здесь, когда на Урале лютовала зимняя непогода. Эх, почему произведение не называется «Бирская метель»! На некоторых фотографиях мы узнали нашего экскурсовода, и выяснилось, что Илья Севостьянов – один из самых активных горожан, если говорить о всевозможных благотворительных акциях, субботниках, восстановлении многих объектов. Я, читатель, уверен, что фамилия Севостьянов, которую хорошо знают в Бирске, знакома и кому-то из вас, потому отнюдь не считаю, что открою впервые для всех интересную личность. Нет, Илья Павлович не раз становился героем телесюжетов и публикаций, ибо он это заслуживает с лихвой. Я просто, пользуясь случаем, немного расскажу об этом достойном сыне своего города.
Великолепный мастер художественной обработки дерева и металла, предприниматель, он мог бы совершенно безбедно жить в свое удовольствие, собственно, как тысячи бизнесменов и живут – сыто, наслаждаясь только своим узким мирком. А вот Илья оказался достойным потомком бирских предпринимателей прошлого, которые святым для себя долгом считали радение во благо родного города. Как-то увидев, в каком плачевном состоянии находится Свято-Троицкий собор, молодой мужчина задумался: «Кто должен этим заняться? Да мы!» Сегодня он говорит: «Само Провидение направило меня на реставрацию святыни…»
На фотографиях – улыбающиеся молодые люди. Перепачканные в красной кирпичной пыли, уставшие. А глаза горят. «Мы сделали это!» Восстанавливая храм, Илья собственноручно перебрал тысячи старинных кирпичей! Каждый из них очистил, обработал – если надо, подточил, закруглил. А сколько хлопот было с водружением нового купола! Поначалу сделали полусферу. Но она не была похожа на исконную, яйцевидной формы. Сделали заново.
Илья Севостьянов – активный участник и организатор всех значимых городских событий, связанных с историей и краеведением, без него не обходятся действа клуба исторической реконструкции «Бирские стрельцы». В прошлом году он представил свой экскурсионный проект «Человек эпохи» на «Предпринимательский час» при главе администрации района и получил поддержку. Приняв участие в конкурсе по программе адресной социальной помощи, Севостьянов победил и получил финансовую поддержку от государства в размере 350 тысяч рублей. На эти деньги предприниматель приобрел специальную аппаратуру, которая сегодня позволяет проводить экскурсии для больших групп. Много путешествуя по стране, Илья перенимает какие-то идеи и стремится воплотить их в жизнь на родине. Мы увидели одно из его творений – выполненную в металле оригинальную уличную инсталляцию, посвященную известной купчихе Марфе Петровне Морозовой.
…Мы вошли в храм. Испросив разрешения у настоятеля, наш провожатый пригласил подняться на самый верх, в звонницу. Преодолеваем бесконечную лестницу – и вот нам открывается удивительная панорама тихого и несуетного города. Но здесь, наверху, где хозяйничает ветер, вовсе не тихо. Илья берет в руки веревки колоколов – и мощный перезвон мгновенно заполняет все уголки города. Я не могу оторваться от пейзажа внизу. Когда утихли последние обертоны колоколов, я поделился с Ильей: «Удивительно! Вид сверху, как век назад. Вот только почему площадь вымостили современной плиткой? Почему не сделали булыжную мостовую?» Он улыбнулся: «Да спасибо властям уже за то, что не уничтожили старину. Вон сколько особняков стоят! И обратите внимание: вокруг – ни одной многоэтажки, способной изуродовать ландшафт!»
Ненадолго расставшись с нашим экскурсоводом, мы отправились в местный исторический музей. Не спеша осмотрели экспонаты, после чего решили прогуляться вокруг здания. Вот совсем рядом со Свято-Троицким собором расположился возведенный в византийском стиле храм Трех Казанских Святителей, построенный на средства местных купцов для учеников иноверческой школы, то есть для тех, кто пришел в православие из другой религии (к своему стыду признаюсь, что про такие храмы я никогда и не слышал). В годы советской власти в помещении Инородской церкви были и склад, и магазин, и даже электростанция.
Снова встретившись с Ильей, мы отправились в немаленькую, но удивительно камерную Михаило-Архангельскую церковь, что на Галкиной горе. Именно здесь когда-то и стояла Бирская крепость. А храм был единственным на севере Башкирии, в котором в годы Великой Отечественной войны шли богослужения. А еще здесь в 50-х годах служил дед патриарха Московского и всея Руси Кирилла иерей Василий Гундяев…
В самом центре города меня поразило простое в общем-то архитектурное сооружение – большая арка из красного кирпича, возведенная в 1914 году в честь 5-летия вступления Бирской пожарной команды в Императорское пожарное общество. Поразила даже не столько сама арка, а то, что она примыкает к старому деревянному домику, из которого вышла женщина развешивать белье. Для нее это историческое сооружение – просто привычная часть двора…
Второй раздел нашей экскурсии был «революционным». Нас уже сопровождал «бравый боец» с наганом в руке. На горе Соколок раскинулся парк имени Борцов Революции. Горожане достойно отдали дань памяти погибшим в те годы красноармейцам. Рассказывая о революционных годах Бирска, Илья посетовал лишь на одно: здесь часто проводятся всевозможные увеселительные мероприятия. Может, надо все же помнить, что происходит это возле братской могилы?
Уже перед расставанием мы спросили: а сохранились ли могилы купца Чиркова и его близких? Илья наш вопрос выслушал с воодушевлением: «А давайте-ка съездим на кладбище! Я сам уже давно там не бывал!»
…Именно здесь, в тени у покрытых мхом могильных плит, так явственно ощущается дыхание прошлой эпохи. Мы поклонились человеку, так много сделавшему для земляков. Любившему малую родину не на словах, а на деле. И крепко пожали на прощание руку человеку, который сегодня так же относится к своему родному городу, будучи его достойным сыном…
Вячеслав ГОЛОВ.
Фото автора.
Фото автора.
27-09-2024 (0) Просмотров: 36 Номер: 68(13812) Версия для печати