Об обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции
Коррупция является важной проблемой современного мира и влияет на дальнейшее развитие мирового общества. Она пронизывает все сферы общественной жизни. Отличительными признаками коррупции являются использование служебного положения одним из субъектов коррупции, присутствие мотива выгоды, ориентация на антиобщественные действия (противоречие между личной выгодой и общественными интересами).
Основным нормативным правовым актом, устанавливающим базовые принципы противодействия коррупции, является Федеральный закон «О противодействии коррупции». Данный закон был дополнен статьей 13.3. «Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции». Появление данной статьи было обусловлено необходимостью правового регулирования обеспечения работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях, независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Антикоррупционные требования в настоящее время распространяются на работников на основании локальных нормативных актов, принятых на основании и во исполнение статьи 13.3 Федерального закона №273-ФЗ. Так, организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
К сожалению, на сегодняшний день требования ст. 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции» организациями практически не исполняются, что приводит к штрафам. Поэтому в данной статье рассмотрена обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
С включением статьи 13.3 в Федеральный закон №273 «О противодействии коррупции» ситуация поменялась, и теперь на организации возложена обязанность по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, которые соответствуют требованиям данной статьи. Таким образом, отсутствие в организации системы указанных мер будет свидетельствовать о несоблюдении данной организацией российского антикоррупционного законодательства.
Каждой организации рекомендуется обеспечить наличие:
- подразделений или лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений. Как правило, в качестве таковых определяется работник по кадрам либо работник юридической службы;
- процедур взаимодействия с правоохранительными органами в случае выявления серьезных нарушений;
- кодекса этики и служебного поведения работников, в том числе связанного с урегулированием конфликта интересов, и иные стандарты и процедуры, направленные на добросовестную работу организации. Кодекс должен содержать в себе не только определенные нормы морально-этического свойства, а также определить для работников исчерпывающий перечень возможных для них конфликтных ситуаций в связи с трудовой деятельностью в организации, механизм и процедуры урегулирования данного конфликта и алгоритм действий сотрудников в определенных ситуациях. Например, обязанность и, как следствие, порядок уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения его к свершению коррупционных правонарушений. Это может быть и обязанность уведомления работодателя о ставших ему известными случаях составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, злоупотребления должностными полномочиями. Соответственно, должен быть прописан и алгоритм действий руководителя по пресечению данных фактов с принятием дальнейших мер, направленных на устранение причин и условий, способствовавших возникновению противоправной ситуации.
Рекомендуется для регистрации соответствующих уведомлений завести специальный журнал, а при необходимости осуществить взаимодействие с правоохранительными органами.
Конфликтные ситуации могут иметь место и при оказании работником соответствующих услуг, получатель которых может состоять с ним в родственных либо дружественных отношениях. Конфликтные ситуации могут возникнуть и в связи с оказанием услуг организации, где работник является учредителем или акционером, или сам является потребителем оказываемой услуги в качестве, например, индивидуального предпринимателя. Следовательно, необходимо утвердить процедуру и порядок привлечения к ответственности лиц, не принявших меры по урегулированию конфликтных ситуаций. С данным документом рекомендуется ознакомить всех работников под подпись, а основные положения закрепить в их трудовых договорах и должностных инструкциях.
Механизм по урегулированию конфликтных ситуаций может быть установлен по аналогии с органами государственной и муниципальной власти путем образования соответствующих комиссий по этике, соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Необходимым условием является утверждение состава и положения о такой комиссии, секретарем комиссии может быть лицо (подразделение), определенное в качестве ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений. Требования к составу комиссий, образуемых в государственных и муниципальных органах, урегулированы законодательно Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 г. №821 (в ред. от 25.01.2024 г.) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».
В помощь организациям для практической реализации установленных законодательных норм Министерством труда и социальной защиты РФ разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, с которыми можно ознакомиться на сайте Минтруда России.
В связи с вышеизложенным обращаем внимание субъектов, созданных и действующих в качестве юридических лиц, на неукоснительное соблюдение вышеуказанных требований законодательства о противодействии коррупции.
Р.А.ФАРХУТДИНОВА,
Начальник отдела координации антикоррупционной деятельности Управления кадрового обеспечения и муниципальной службы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Начальник отдела координации антикоррупционной деятельности Управления кадрового обеспечения и муниципальной службы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
22-10-2024 (0) Просмотров: 6 Номер: 74(13818) Версия для печати