Как смогли выстоять и победить
В Уфе побывала уникальная передвижная выставка о Великой Отечественной войне «Поезд Победы».
Такой музей на колесах - интерактивная выставка с максимальным эффектом присутствия - первый в мире. Создан он на базе передвижного музея железной дороги, который ходил по стране с 2011 года. В 2019-м творческая мастерская «Невский баталист» предложила идею передвижной экспозиции о Великой Отечественной войне. Через несколько месяцев совместной работы с медиагруппой «Красный квадрат» при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги» и ВОД «Волонтеры Победы» «Поезд Победы» начал свою работу. Каждый год он посещает около 100 городов. День начала войны, 22 июня, встречает в Белоруссии и затем следует на Дальний Восток. Потом возвращается в центральные регионы страны.
Известная выставка вызвала огромный интерес у уфимцев, особенно у молодого поколения. Вход в музей свободный, однако требуется предварительная регистрация и получение билетов. Так вот – запись закончилась буквально через несколько часов после открытия регистрации…
Два дня, 23 и 24 октября, на первом пути железнодорожного вокзала Уфы работал этот уникальный музей на колесах. Торжественная встреча поезда была организована участниками движения «Первые» и представителями Общественной палаты Республики Башкортостан.
Перед началом экскурсий состоялся митинг, в нем участвовали студенты, юнармейцы, школьники, активисты движения «Первые», представители Общественной палаты Республики, ветераны.
- Очень важно помнить, что это не просто часть истории. Это не несколько параграфов из учебника и не отдельные темы уроков. Это наше героическое прошлое, которое требует уважения. Мы должны помнить об этом, потому что без прошлого нет будущего. Я надеюсь, что посещение «Поезда Победы» оставит глубокие впечатления в ваших сердцах, — сказал исполняющий обязанности министра образования Республики Башкортостан Ильдар Мавлетбердин, обращаясь к ребятам.
И вот одна за другой к составу, в котором разместилась выставка, подходят группы по 14-15 человек. Каждую сопровождает волонтер. С интервалом в 5 минут начинают экскурсию, которая длится 40 минут – настоящий урок Памяти, во время которого зрители воочию убеждаются, через какие страшные испытания прошли наши соотечественники, чтобы наступил День Победы. Среди посетителей было немало семей с детьми. И все же главная аудитория – именно молодежь, студенты средних профессиональных и общеобразовательных учреждений. Я понаблюдал за реакцией ребят на увиденное. Многие выходили из последнего вагона под сильным впечатлением, не скрывали, что не ожидали увидеть таких сцен суровой правды…
В составе - 10 тематических вагонов, посвященных отдельным событиям или вехам Великой Отечественной войны. В этом году добавились вагоны, рассказывающие о победе над Японией и Нюрнбергском процессе. Каждому посетителю выдают наушники. Собирательный образ героического поколения – аудиогид машинистка Лидия – ведет людей по историческому маршруту «Предвоенные годы – Великая Отечественная – Победа». Дополнительные звуковые эффекты, экраны и проекторы создают уникальное ощущение присутствия. И все это под перестук колес. Многие дети даже переспрашивают: «Мы что, едем?» На нескольких экранах, расположенных рядом, идет синхронное изображение того, что происходит за окном, плюс динамики – все это и создает впечатление, что действительно, поезд едет.
Современные технологии - дополненная реальность, объемный звук и освещение, 150 очень реалистичных манекенов, вещи и предметы той эпохи буквально переносят посетителей в годы войны.
- Что больше всего впечатляет посетителей? – спрашиваю администратора проекта «Поезд Победы» Артура Назаряна.
- У многих вызывает серьезный шок вагон «Концлагерь». Мы ведь даже предупреждаем, что дети до 12 лет могут посетить его только с родителями. Потому что мы здесь видим ужасы зверств фашистов.
Многие спрашивают, а почему лица у манекенов такого сероватого оттенка. А это потому, что когда человек длительное время очень много работает и голодает, у него сохнет кровь и естественный цвет кожи меняется, она становится очень бледной, - говорит Артур.
В этом вагоне все максимально приближено к тому, что было в концлагерях, хотя на самом деле у фашистов картина была еще страшнее. Устроители выставки стремились, чтобы люди хотя бы частично погрузились в тему и испытали сильные эмоции, поняли, через что приходилось проходить невольникам. И это удалось сполна, зрители буквально замирали у экспонатов…
А вот вагон «Бронепоезд». Ты словно внутри боевой машины и ведешь бой с врагами – вот пушка, вот пулемет. Служба на бронепоездах - тяжкий труд, летом в них было очень жарко, зимой – очень холодно. Для них даже специально строили укрепленные железнодорожные пути, потому что обычные таких гигантов могли не выдержать. Именно такие вагоны воевали в годы войны. Был случай, когда наш бронепоезд и вражеский столкнулись на двух противоположных путях, и началась артиллерийская дуэль, они стреляли друг в друга 30 минут. Наши воины нашли слабое место во вражеском поезде и вывели из строя. А советский бронепоезд дошел непобежденным до самого Берлина. Напомним, что в Башкирии во время войны было построено четыре бронепоезда.
Первый вагон, с него начинается путешествие – еще из мирного времени, люди ехали одной большой советской семьей, хоть в тесном, но уютном плацкарте – здесь и военные, и розовощекие туристы, и просто семейные пары.
А вот третий вагон - это уже эшелон, идущий на фронт, в окопы. Здесь мобилизованные - и студенты, и профессора, и музыканты, всех объединяла одна большая цель - дать отпор фашистским захватчикам. Вторая часть вагона посвящена событиям на фронте. Все было снято в деревне Бородино, где российские войска однажды уже стояли насмерть. И Николай, брат машинистки Лидии, делится в своем послании: «Милая моя сестренка, я не могу описать все те ужасы, которые сейчас вижу: горит металл, заживо горят люди, я отсюда не вернусь, не жди больше». И действительно, писем с фронта Николай больше не присылал. После войны Лидия хотела узнать о его судьбе, ей написали, что он пропал без вести под Москвой.
- Как только я вошел внутрь, я почувствовал себя частью чего-то большого и важного. В каждом вагоне - сцены из жизни военных лет: солдаты в окопах, госпитали, рабочие на заводах. Все было настолько реалистично, что казалось, будто это происходит прямо перед тобой, — поделился впечатлениями о просмотре экспозиции член школьного отряда «Десанты» Григорий Дойников.
- Перед тем как посетить выставку, я не знал, что именно там увижу… И она вызвала у меня очень сильные впечатления, много эмоций, даже дух захватывало, насколько все реалистично там показано, – рассказывает студент УКСиВТ Равиль Давлетов. - Больше всего поразил вагон, где изображены бои в окопах, раньше даже представить себе не мог, как все это тяжело было. Конечно же, заставила переживать экспозиция вагона, в котором рассказывали про зверства японцев из отряда 731. Очень печально, что такое происходило в истории.
Значение экспозиции «Поезд Победы» трудно переоценить. Сегодня так важно, чтобы наши студенты, молодежь понимали, через какие испытания прошли люди. Как смогли выстоять и победить. Наша ответственность перед будущими поколениями — сделать все, чтобы не допустить повторения подобных трагедий, во имя памяти миллионов людей, погибших и пострадавших.
За 2 дня пребывания в Уфе уникальной экспозиции ее увидели более 2,5 тысячи человек. Всего же за 5 лет выставку посетили более миллиона человек, а Уфа оказалась 401-й остановкой на пути в 205 тысяч километров. Отметим, что столица РБ стала последним городом на пути «Поезда Победы» в 2024 году. Теперь музей на колесах отправится на плановое техническое обслуживание, которое пройдет в Москве, в частности, будут менять колеса состава. Впереди – тысячи километров новых поездок по десяткам городов в год 80-летия Великой Победы.
Сергей ОСАДЧИЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
29-10-2024 (0) Просмотров: 18 Номер: 76(13820) Версия для печати