$ - 103.4207
€ - 107.9576

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Города и реки Владимира Ротермеля



В августе 1965 года на высоком берегу Белой при огромном стечении горожан и гостей Уфы состоялось торжественное открытие величественного сооружения, ныне одного из главных символов столицы Башкирии – монумента Дружбы. «Дружба народов, — обратился к собравшимся на праздничном митинге Герой Советского Союза командир космического корабля «Восход» летчик-космонавт Владимир Михайлович Комаров, — помогает нашей Родине стать еще более прекрасной, могущественной. Этот памятник будет стоять века». Создание доминантного уфимского объекта, словно парящего над рекой, стало возможным благодаря участию в работе высококлассных специалистов в области архитектуры, строительства и искусства ваяния.
В опубликованном в журнале «Бельские просторы» очерке о создании памятника дружбе народов писатель и краевед лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева Юрий Узиков процитировал слова заслуженного строителя Башкирской АССР и РСФСР Владимира Ротермеля: «Оригинально решена конструктивная часть монумента, высота которого от планировочной отметки земли до вершины составляет 35 метров. Центр тяжести монумента находится ниже планировочной отметки земли, что дает сооружению необходимую устойчивость по принципу «ваньки-встаньки». Достигается это из-за очень развитого фундамента, представляющего собой сложную железобетонную конструкцию диаметром 13 метров и высотой 6 метров. Надземная часть монумента рассчитана и выполнена как консольная полая железобетонная балка по трём стадиям: на прочность, деформацию, раскрытие трещин. Монумент не боится ни урагана, ни карстовых провалов, ни оползней. Он способен в случае таких явлений качаться и принимать опять вертикальное положение без появления остаточных деформаций в гранитной облицовке и скульптурных произведениях».
Как сложилась судьба Владимира Ротермеля – замечательного специалиста, внесшего весомый вклад в развитие нашей республики? В ноябре исполнилось 100 лет со дня рождения Владимира Ивановича, и есть повод рассказать о жизненном пути этого человека.
В его трудовой биографии – множество возведенных объектов, а в трудовой книжке значатся разные записи о его назначениях, перемещениях, поощрениях. Судьба распорядилась так, что выпало ему побывать не в одном регионе страны, окунуться в воды разных её рек.
В 1918 году из части территорий Саратовской и Самарской губерний была создана Автономная область немцев Поволжья, позже переименованная в АССР немцев Поволжья. Немецкий язык обрел официальный статус. Многие дореволюционные топонимы сменили официальные названия на немецкие. Так, город Покровск, ставший столицей автономии, был переименован в Энгельс.
Владимир родился в немецкой семье служащих в ноябре 1924 года в городе Марксштадт (после мая 1942 года – Маркс) Саратовской области, расположенном на берегу Волги. Вскоре в связи с новым назначением отца по работе мальчик с родителями переехал в город Энгельс, где и пошел в школу. Будучи старшеклассником, комсомолец Ротермель имел ещё и нагрузку как пионервожатый у третьеклашек. Состоял членом спортивного общества «Динамо», занимался в секциях плавания, гимнастики, с азартом играл в детской хоккейной команде общества «Динамо». Учился хорошо, особенно нравились занятия по математике, физике, делал успехи в рисовании. В его юношеских планах зрело желание поступить на художественный факультет. Либо стать корабелом. Но судьба распорядилась иначе.
Сразу после начала Великой Отечественной войны вместе со своими товарищами по учебе и спорту Володя подал в горком комсомола заявление о добровольном зачислении в лыжный батальон и мобилизации в армию. Надо сказать, лыжная подготовка у него была отменная. Впрочем, и в воде парень чувствовал себя уверенно: сплавать туда-обратно от берега до берега мог на «отлично». И это на Волге, а не на каком-нибудь озерке в две хоккейные площадки размером!
В армию парней не взяли, предложив пройти занятия на курсах штурвальных для работы на комбайнах с тем, чтобы срочно выехать на уборку урожая в колхозы. Завершив обучение, Володя начал трудиться в одном из хозяйств Старополтавского района.
СНК СССР и ЦК ВКП(б) 12 августа 1941 года приняли постановление «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Президиум Верховного Совета СССР 28 августа1941 года утвердил соответствующий указ. Указ, изменивший так много в жизни семьи Ротермелей и тысяч других семей. В Хакасии работа по приему и размещению переселенцев началась 8 сентября 1941 года.
Конец осени 41-го семнадцатилетний Владимир встретил уже далеко от родных мест, работая штурвальным комбайна в совхозе «Овцевод» в Усть-Абаканском районе Хакасской автономной области Красноярского края. Там, в Хакасии, теперь было определено место жительства семье Ротермелей. По окончании уборочной молодому комбайнеру, отлично проявившему себя в деле, доверили технический склад совхоза. А заодно поручили участвовать в ремонте тракторов и комбайнов.
Весной 42-го Владимир был призван в «трудовую армию» и направлен на строительство алюминиевого комбината в районе поселка Турьинские рудники Свердловской области. Здесь ранее была утверждена площадка будущего Богословского алюминиевого завода. Сюда же в первые месяцы войны было эвакуировано оборудование, демонтированное на Тихвинском глинозёмном, Волховском и Днепропетровском алюминиевых заводах.
Те рудники ныне – город Краснотурьинск, по имени реки Турья. Водохранилище для нужд Богословского алюминиевого завода и населения будущего города велось по проекту БАЗстроя НКВД, во многом силами «трудмобилизованных» российских немцев и других, к этому объекту привлеченных. Так было образовано Богословское водохранилище протяженностью 8 километров. Ротермель состоял на учёте в седьмом отряде. Работы по возведению необходимого стране предприятия шли практически круглосуточно, физические нагрузки были весьма напряженные. А достаточных калорий и витаминов организмы строителей не получали.
В лагере вряд ли знали слово «скорбут», что от голландского skojerbug, означающего «изъязвлённая ротовая полость». Но знали слово «цинга». Эта коварная болезнь одолела Владимира в весьма острой форме летом 42-го, став причиной слабости, высокой температуры, опухолей фиолетового цвета, а затем и нагноений на ногах. Передвигаться было трудно, зачастую приходилось отлёживаться, чтобы прийти в себя. Порой удавалось собрать в лесочке несколько горстей начинающего розоветь шиповника, пожевать его или выпить отвар, чтобы не «рушился» синтез коллагена в организме.
И всё же Владимиру повезло. По состоянию здоровья в начале 1943 года его «демобилизовали» со строительства, как это тогда называлось. В списках «трудотряда номер семь» Владимир Ротермель отныне не значился. Сил совсем не было. Счастливая встреча на железнодорожном полустанке со знакомым, поделившимся провиантом – туеском с сухарями, помогла почувствовать себя несколько лучше и суметь-таки добраться к родным в совхоз «Овцевод» в Хакасии. Здесь Владимир постепенно окреп и продолжил работать слесарем.
Спустя время он был направлен в качестве тракториста в лесмехпункт при станции Усть-Бюр Абаканской железной дороги. С той поры река Уйбат, её приток река Бюря – водные «артерии» тех мест, где доводилось искупнуться или порыбачить, остались в его памяти навсегда.
В мае 1944-го Владимиру вновь предстоял отъезд, ставший во многом знаковым в его биографии. Он был отозван Абаканским райвоенкоматом и направлен в числе других в распоряжение представителя Главсевморпути. По завершении комплектования команде надлежало прибыть в порт Тикси. На летний период их «дорогой» стала река Лена, что берет начало в Иркутской области, затем, пересекая всю Якутию, впадает в море Лаптевых в Арктике. По пути к месту назначения выпала ещё и работа на лесосплотке лесоучастка Жедай Олёкминского улуса. Известно, что Лена – одна из самых протяженных рек в мире. Этого парни не знали, что не мешало им с удовольствием плавать и нырять в не слишком тёплой воде.
В сентябре в команде «хакасских» трудармейцев Владимир прибыл в Тикси. Во время Великой Отечественной войны здесь формировались внутренние арктические конвои. Через порт за период военных действий прошли миллионы тонн различных грузов из США и ряда других стран. И это при том, что механизация тогда была практически в зачаточном состоянии, всё приходилось делать в основном вручную. Это были героические годы. Коллектив порта внёс свой весомый вклад в победу над фашизмом.
Владимир Ротермель был определен в строительно-монтажное управление «Тиксистрой» в качестве разнорабочего, а затем мастера, старшего мастера. В 1947 году он завершил учебу на спецкурсах прорабов, успешно сдал зачеты и был зачислен на постоянную работу в морской арктический порт Тикси Главсевморпути.

Первая запись в трудовой книжке здесь – назначение на погрузучасток на должность стивидора, что значило знать и выполнять ряд важных функций, связанных с обработкой грузов. Профессия эта требует от специалиста высокого уровня ответственности, поскольку от его действий зависит не только своевременное и чёткое выполнение заказов, но и сохранность груза. Стивидор должен уметь трудиться в команде, находить решения в сложных ситуациях. Впрочем, Владимир Иванович успешно справлялся и на других доверявшихся ему ответственных участках работы порта.
На высокого, спортивного сложения Владимира многие девушки обращали внимание. А он сумел проникнуться добрым характером и красотой телефонистки Галины, работавшей в организации, игравшей серьёзную роль в жизни Булунского улуса. Начались встречи, прогулки по посёлку и за его пределами. По северной весне даже тундра становилась яркой и красивой, укрываясь цветами самых разных красок – тут и желтые маки, и незабудки, и подснежники, и забавный цветок «петушок» с яркими соцветиями. Общение влюбленных логично привело их к зданию с лаконичной вывеской – загс. Так Володя и Галя обрели друг друга. В начале 50-х у молодоженов на свет появилась дочь Ольга.
Девять лет, по сентябрь 1953 года, посвятил работе в Тикси Владимир Иванович Ротермель. А уже в октябре глава семьи приступил к работе в ПТО треста «Башстрой» в Стерлитамаке, переехав от Северного Ледовитого океана к рекам Белой и Стерле, давшей название самому городу. Здесь произошло еще одно радостное событие в семье – родилась младшая дочь Наташа.
Владимир Иванович максимально ответственно относился и к работе, и к учебе во Всесоюзном заочном политехническом институте в Москве по профилю «инженер-строитель». Все задания выполнялись в срок и только на высокую оценку. Вот когда пригодилось юношеское увлечение рисованием – чертежи студента из Башкирии всегда были без помарок и неточностей.
Организация работы в коллективе стерлитамакских строителей не осталась незамеченной. Логичным стало приглашение образованного и одаренного специалиста в Уфу на должность главного инженера, а затем и начальника Управления капитального строительства при Совете Министров БАССР. Командировки пролегали порой в самые отдаленные уголки «березового листка», как образно назвал Мустай Карим Башкирию. Руководителя Управления знали и уважали во всех проектных, строительных организациях республики. И все знали: параметры предстоящих ответственных фундаментных работ, как и возведение самого здания, будут строго соответствовать нормативам и требованиям, если их проверил и согласовал Владимир Иванович.
Владимиру Ротермелю выпало не один год проработать и в Госкомитете БАССР по делам строительства. Высокообразованный экономист, он принял участие в подготовке ряда законов, положений, в том числе о договорах подряда, о введении векселей, Республиканских налоговых обязательств (РНО) и ряда других. Его жизненный путь отмечен грамотами, благодарностями, поощрениями, почетными званиями. Особо чтил он медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», медали в честь 30-летия и 40-летия Победы в Великой Отечественной войне.
…Прогуливаясь порой в парке, где стоит памятник Александру Матросову, Владимир Иванович нередко выходил с внуком и на смотровую площадку, с которой открывается панорама Забелья. Река Белая, вобравшая в себя чуть выше по течению воды Уфимки, спешит дальше, где в нее вольется Дёма. А потом, минуя очень многие километры, вбирая воды других рек, этот поток вольется в Волгу. Реку, откуда выпала когда-то дорога познать вкус воды многих других российских рек Владимиру Ротермелю. Человеку, победившему обстоятельства.
Борис ХРИСТОВ.
Фото предоставлено автором и из открытых источников.

Дата создание новости Сегодня, 07:00   Комментарии (0)   Просмотров: 3     Номер: 89(13833)     Версия для печати

20 декабря 2024 г. №89(13833)


«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.