$ - 102.2911
€ - 105.0893

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Из созвездия золотых перьев



Главная городская газета, отметившая 1 января наступившего 2025 года свое 56-летие, с большой любовью чтит тех, кто стоял у истоков рождения «Вечерки», тех, кто относится к категории «они были первыми».
В числе имен преданных и стойких солдат «Вечерней Уфы» мы называем имя Аллы Анатольевны Докучаевой, ныне, в светлый день Рождества, вступившей в возраст лучезарной зрелости. Легендарный ответственный секретарь «ВУ», а затем заместитель главного редактора муниципального издания, правая рука незабвенного Явдата Бахтияровича Хусаинова, обозреватель, публицист, писатель, золотое перо главной городской газеты и по сию пору пишет в родную «Вечерку», которой были отданы годы и годы жизни. Именно поэтому в номере, что вы держите в руках, читатель, помимо статьи, которую давний друг Аллы Анатольевны профессор Валерий Вениаминович Пугачев посвятил знаменательной дате в жизни признанного мэтра журналистики, мы публикуем и один из материалов культуролога Докучаевой. Он связан с темой, касающейся той заповедной части души Аллы Анатольевны, которая была отдана искусству.
С днем рождения, Алла Анатольевна! Мы Вас любим, ценим и продолжаем восхищаться Вашим даром, силой характера и щедростью Вашего беспокойного сердца!
Коллектив «Вечерней Уфы»
.


Все началось в знаменитом городе на Волге. Вряд ли могла отличница учебы филологического факультета Горьковского государственного университета по фамилии Зайцева предположить, что невидимое, но тайное и явное соревнование с её однокурсницей Аллой Докучаевой она… проиграет. Хотя в будущем она и стала профессором. Но зато на сегодняшний день у Аллы Докучаевой – целая полка написанных ею замечательных книг и сотни ярких публикаций. Будучи студенткой, Алла спокойно осваивала вузовскую программу и уже знала, что не свяжет свою жизнь с преподаванием, и тем более не ставила своей целью достижение высот в науке. Потому что она уже делала первые шаги в журналистике, которая стала любовью на всю жизнь…
Уже тогда, будучи совсем юной, она умела находить то главное в жизни своих героев, что заставляло буквально проглатывать ее публикации – читатели газеты, в которой выходил ее очередной очерк или зарисовка, только удивлялись: где таких авторов учат и как у них это получается? А у Аллы Докучаевой уже определился приоритет в творчестве – тема культуры.
Университетские знания, хорошая память на образцы великой литературы помогали ей всегда. А образное мышление и тонкое чутье, которые даются далеко не всем пишущим, подсказывали, как выбрать нужные слова, те самые краски для создания точного образа своего героя – чтобы в своем материале не строить примитивную растопыренную характеристику, а явить интересный для читателя портрет-рассказ об интересном человеке. Чтобы была видна и понятна сложная машинерия его поступков. Чтобы жизнь его для читателей стала интересной, а кто-то, может, и захотел бы ее повторить. А ведь это только на первый взгляд кажется простым интересно рассказать о том, как молодой актер работает над первой ролью из пяти слов или танцор из кордебалета оперной труппы показывает характер героя, степняка-половца, в половецких плясках в «Князе Игоре»!
В этом ей, думаю, помогали и старинные улицы Нижнего Новгорода. Сколько стихов, песен, пьес написано о Стрелке, Чкаловской лестнице, других уголках, которые много помнят из многовековой истории древнего города, где родился Алексей Пешков. Где около драматического театра навсегда присел в задумчивости на лавочку великий лицедей Евгений Евстигнеев…
Мы сегодня знаем, почему в советское время Горький был закрытым городом – ведь в его конструкторских бюро и научных институтах создавался военный щит Родины. Недалеко от Нижнего расположена знаменитая Свято-Успенская Саровская пустынь. Не каждому посчастливилось вырасти и воспитать свой характер в таком богатом историей рабочем и научном городе!
Горьковская молодежка помогла начинающему журналисту выбрать свой путь, искать своего героя. Это счастье, когда молодого журналиста в газете со сложившимися традициями не ломают, принимают его творческий почерк и необычное изложение сюжета. Ведь главное – не переврать историю жизни своего героя. А там читатель оценит.
…В Уфу переехали уже семьей: муж возглавил подразделение в авиационном институте, сын Дмитрий готовился пойти в школу. 1 января 1969 года в столице Башкирии начала выходить новая газета – «Вечерняя Уфа», и ее главный редактор Явдат Хусаинов начал собирать журналистскую команду. Из уфимской молодежки в новую газету ушли Юрий Коваль, Лилия Перцева и Венера Карамышева. Алла Докучаева быстро вписалась в новый коллектив, и все ее нижегородские наработки и профессиональные навыки пригодились на новом месте. «Вечерка» заняла целый этаж в старинном здании на улице Карла Маркса, где еще сохранился пусть и потертый, но лоск буржуазной роскоши главной провинциальной гостиницы. Большие кабинеты, широкий коридор, в котором в обеденный перерыв труженики пера играли в настольный теннис.

Новый ответственный секретарь главной городской газеты Алла Докучаева начинает организовывать не просто ежедневный выход издания, но и такое непростое дело, как выход тематических номеров. Например, 1 декабря читатели получали «зимний» номер. А за неделю до его выхода Алла Анатольевна собирала у себя в кабинете корреспондентов и просила предложить темы этого выпуска. Вся газета, все публикации получались интересными, тем более что рядом, в одном номере, материалы ярких, самобытных журналистов начинали играть другими красками – по закону оркестра. Так получались «зимние», «весенние», «летние» номера. Но Алле Анатольевне хотелось быть не только газетным администратором, но и писать. Так в вечерке начали появляться портреты актеров уфимских театров. Умелая рука мастера крупными штрихами создавала картину рождения роли, спектакля. Все это было согрето внутренним светом досконального знания профессии актера, жизни театра.
Вот всего лишь один пример. Я много лет дружу с семьей Гайфуллиных. Эльвира долгие годы была главным хормейстером в оперном, Эдик играл в оркестре театра. Талантливая, очень интересная семья. И однажды я читаю в «Вечерке» материал Аллы Анатольевны об этой паре. Как написано! Я невольно воскликнул: «У меня бы так не получилось!» Какой профессиональный, какой широкий взгляд на работу семьи с интересными биографическими вкраплениями! Без сомнения, после этой статьи Гайфуллины стали еще более знаменитыми…
Сын Дима особых хлопот не доставлял, хорошо учился в школе, потом поступил в Авиационный институт, окончил его. Потом сам выбрал направление в аспирантуре, был принят, защитился. Не сын, а мечта любых родителей. И вот он уже сам муж, а Алла великолепно состоялась в еще одной ипостаси – любящей бабушки, которая редко расставалась с внуками, возила их по самым красивым местам России и за рубеж. И не было силы, которая могла бы порвать эту крепкую взаимную любовь!
Каких только должностей ни занимала Алла Анатольевна в редакции, но самой любимой была должность заведующего отделом культуры. Это же почти свобода в выборе темы, в географии работы! Весьма важной локацией в профессиональной жизни Аллы Докучаевой стала Ленинская библиотека. Например, Алла Анатольевна много лет скрупулезно искала авторов, которые писали о Ленине или были как-то связаны с периодом жизни четы Ульяновых в Уфе. Это была очень интересная журналистская находка.
Большой радостью для нее была дружба с коллегами. Много лет ее кабинет был местом встречи с подругами Лилией Перцевой, Венерой Карамышевой, Анной Татарченковой… Конечно, главной темой общения была жизнь их детей, которые росли и прибавляли родителям проблем. Эта тема не считалась личной территорией, разрешалось давать советы по всем направлениям. К счастью, дети росли, становясь людьми, равными по потенциалу талантам своих родителей.

Если продолжить разговор о профессиональном мастерстве Аллы Докучаевой, то я не могу не отметить ее терпение и такт. По долгу службы ей надо было прочитать все журналистские материалы и не просто их подредактировать, но и очень часто поработать над текстом вместе с автором. Вот здесь ей пригодился талант педагога. Она умела удалить из текста какие-то стилистические шероховатости, недостатки в логике, порой сильно, как мы говорим, выправить текст. Но сделать это так бережно и тактично, что автор оставался доволен. Более того – он был убежден, что сделал все сам. Это, конечно, сказывалась и школа Горьковского университета, и длинная творческая жизнь в журналистике.
Нет такого арифмометра, чтобы пересчитать всех ее учеников. А ведь, по сути, это все, кто приходил к ней за советом! Это и студенты-практиканты, и молодые журналисты, и ветераны. Мы все учимся чему-то друг у друга. И мы до сих пор учимся у Аллы Докучаевой мудрости, умению увидеть в человеке или явлении самое главное, точности и выверенности печатного слова. Я уверен, что книжная полка ее произведений непременно пополнится вновь, и, может быть, даже в ближайшее время. Не сомневаюсь, что Алла Докучаева полна творческих замыслов и исканий. Иначе она не умеет.
Валерий ПУГАЧЕВ.
Фото Вячеслава СТРИЖЕВСКОГО и из архива «Вечерки».

Дата создание новости Сегодня, 07:00   Комментарии (0)   Просмотров: 15     Номер: 1(13836)     Версия для печати

10 января 2025 г. №1(13836)


«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.