$ - 103.4380
€ - 106.2493

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Открытки к Богу как свет Рождества



Рождество приходит к нам по снегу неслышными, почти невесомыми шагами… Подчас мы, в основной массе своей – люди невоцерковленные, относящиеся к категории детей «железных богов», даже не слышим скрипа его мягких валеночков, торящих дорогу к нам по смерзшемуся насту. И тем не менее мы ждем его, чтя этот величайший христианский праздник благодаря многим факторам. Иных из нас посвятили в его смысловую и духовную составляющую любимые бабушки, несмотря ни на что хранившие в своей душе любую мелочь, связанную с впитанными с младых ногтей ритуалами и передавшие это знание нашим родителям; другие открыли его для себя, быть может, не только с помощью чтения священных текстов, но и познакомившись с лучшими образцами отечественной литературы, – произведениями Гоголя, Чехова, Андреева, Булгакова, а список сей можно длить и длить…
Впрочем, не суть важны данные подробности, главное в другом, а именно в том, что этот праздник уже растворен у нас в крови и периодически напоминает о себе, оставляя особые знаки, которые, если их верно прочитать, ведут нас к таинству
рождественской ночи.

…Сей пространный зачин понадобился мне, дабы напомнить читателю о том, что на излете минувшего года от нас ушла в надмирное пространство выдающаяся актриса, истинно народная артистка России, долгие годы верой и правдой служившая сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан, Галина Мидзяева. В тот скорбный день коллега Галины Ивановны, ее партнер по очень многим спектаклям, заслуженный артист РФ Валерий Малюшин на своей страничке в соцсети «ВКонтакте» выложил фрагмент видеозаписи спектакля «Дорогая Памелла», который по пьесе Джона Патрика поставил режиссер Николай Черкасов. И мне, любившей эту постановку всем сердцем, было дорого то, что именно данный спектакль Валерий Иванович выбрал для своего трогательного поста, в котором прощался с «дорогой Галей»… Лично для меня было в этом что-то символичное, поскольку роль Памеллы Кронки стала квинтэссенцией таланта и всех умений, а также опыта актрисы Галины Мидзяевой, пятым элементом (если вспомнить трактаты средневековых алхимиков), самой тонкой и чистой стихией ее уникального дарования. Любой из тех поклонников театрального искусства, который хорошо знает историю и бытие нашего Русского академического, согласится со мной в том, что Галину Ивановну Мидзяеву нельзя было назвать носительницей какого-то одного амплуа. Потому что Галина Мидзяева – это творческая стихия, которой были подвластны все направления, все типы ролей. Ее талант, ее природа никогда не укладывались в какие-то определенные рамки. Мидзяева – это многогранный, казалось бы, бескрайний диапазон и невероятная по величине шкала температур. Ее темперамент просто поражал своей безудержностью, глубина – состязалась с Марианской впадиной; она могла быть тонкой, как рисунок пером японского художника, а подчас в ней довлела истинно карнавальная стихия, клоунада… И пожалуй, все это вобрала в себя роль Памеллы Кронки.
…И вот когда пришел сороковой день с того мгновения, когда сердце Галины Ивановны остановилось, а выпал он на 7 января, то есть на Рождество, с разговора о котором и начался данный материал, я, потрясенная этим фактом, поняла, насколько точно, словно предугадав все эти невидимые нити соприкосновения, Валерий Иванович выбрал из своего немалого списка совместных работ с Галиной Ивановной именно «Дорогую Памеллу». Ведь глубинная суть образа странной, на взгляд обывателя, женщины, с которой судьба обошлась не лучшим образом; женщины, принимающей в своем не слишком обустроенном доме и в своем огромном, несмотря ни на что, не растерявшем нежности к людям сердце всех сирых, скорбных чувствами и помыслами, бесприютных скитальцев, босяков и горемычных, как раз заключена (в уникальной версии актрисы Мидзяевой) в простой истине: Памелла Кронки живет по законам, завещанным миру Спасителем, и миру этому ее душа несет рождественский свет. Ведь тот, кто знает текст пьесы Патрика, никогда не забудет тех устных открыток, которые героиня пьесы отправляла Богу. Увы, они, однозначно, не доходили до Творца, но, как говорила миссис Кронки, она слала их Ему до востребования… И печаль сорокового дня, когда душа Галины Ивановны еще парила где-то рядом с нами, с ее близкими, с ее второй семьей в ГАРДТ, и трогательные открытки Памеллы Кронки, которые, уверена, вспомнила не только я, фантастическим образом были зарифмованы. И понимание этого рождало ритмический узор тончайшей мелодии души невероятного, актрисы просто огромного таланта, а еще уникального педагога, птенцы гнезда которого и по сию пору скорбят по своей наставнице. Они вспоминают, как Галина Ивановна, будто случайно, подкладывала им, вечно голодным студентам, с утра до ночи репетировавшим на Камерной сцене ГАРДТ, принесенный пакет сухариков, подсушенных для них, родных и любимых… И они, школяры, обнаружив те хрустящие крохотные хлебцы, воспряв духом, счастливо грызли их и мечтали о том, что с этими дарами любимого педагога, позволившего им разделить с нею хлеб, возможно, перейдет им, желторотикам, какая-то часть таланта их Мастера…

…А еще я помню день премьеры «Дорогой Памеллы» и последнюю сцену спектакля, когда обманутая в лучших своих побуждениях миссис Кронки, тем не менее не переставшая любить людей и верить в добро, держа в руках горящую свечу (и это прямая рифма со светом Рождества), вглядываясь в темноту оцепеневшего зала, читает свою финальную открытку, адресованную Богу. В тот момент Галина Ивановна сделала то, чего не ожидали от нее ни партнеры, ни режиссер, который просто лишился дара речи!.. Она вдруг сняла с себя парик, который молодил миссис Кронки и даже делал ее кокетливой, явив зрителям чуть примятые сеткой накладки волосы с сильным отливом ранней седины, и после этого обратилась к Создателю. То был мгновенный порыв, когда актриса здесь и сейчас почувствовала, что может и должна это сделать. И финал ее монолога потонул в овации пришедшего в неистовство зала…

Не помню у Галины Ивановны ролей, которых бы я не любила. Каждая – это жемчужина. И ее потрясающая стареющая в конюшне Сестричка в «Очень простой истории», которую Михаил Рабинович поставил по пьесе Марии Ладо. В этом спектакле Галина Ивановна работала так, что ее эпизоды, положа руку на сердце, можно было даже сравнить с товстоноговской «Историей одной лошади». И одинокая Федора из драмы того же Михаила Исаковича «Луна и листопад» по повести Мустая Карима «Помилование» – в небольшой, казалось бы, роли с минимальным количеством текста Галина Мидзяева выпукло, рельефно явила нам не просто судьбу человека, но то, что можно назвать национальным характером, портретом поколения тех, кто в период Великой Отечественной мыкал горе в тылу… Не стану продолжать, поскольку каждый образ, созданный Галиной Ивановной, заслуживает отдельного разговора.
…Завершая, лишь напомню вам о том, о чем уже говорила, вспоминая незабвенного актера Владимира Латыпова-Догадова. Режиссер Михаил Рабинович, великий, как сейчас все понимают, художественный руководитель ГАРДТ РБ, некогда называвший актрису Галину Мидзяеву своим талисманом, а вместе они прошли очень большой и славный путь, ушел от нас в дни, осиянные светом Рождества. И 9 января наступившего 2025-го исполнилось уже четыре года с того момента, как мы прощались с Михаилом Исаковичем… И сейчас, вспоминая вдруг всплывшую в сознании «Песню летчика» Владимира Семеновича Высоцкого, я думаю о том, что в неземном пространстве два этих дарования, две ярчайших личности – режиссер Рабинович и актриса Мидзяева, которым никогда не был свойственен покой, попытаются создать какую-нибудь «ангельскую труппу»…

ИЗ ДОСЬЕ «ВУ»
Галина Ивановна Мидзяева (8 октября 1941, Саратов – 29 ноября 2024, Уфа). Народная артистка Российской Федерации, лауреат Премии Союза театральных деятелей Республики Башкортостан имени Бедер Юсуповой – за лучшую женскую роль (Памелла в спектакле «Дорогая Памелла»); лауреат Республиканской театральной премии Союза театральных деятелей и Министерства культуры Республики Башкортостан «Алтын Ай» (за исполнение роли Анастасии Владимировны в спектакле «Годы странствий»).
В 1964 году окончила Саратовское театральное училище имени И.А.Слонова.
По окончании с 1964 по 1965 год работала в Сызранском театре драмы имени А.Н.Толстого.
С 1965 по 2021 год служила в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан, на сцене которого сыграла почти 150 ролей.
С 1970-х годов преподавала в Уфимском училище искусств, с 1992 года – в Уфимском государственном институте искусств, где выпустила три актерских курса.


Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА и из архива театра.

Дата создание новости Вчера, 07:00   Комментарии (0)   Просмотров: 53     Номер: 2(13837)     Версия для печати

14 января 2024 г. №2(13837)


«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.